Отношения эмоциональной близости с кем-либо предполагают, что вы можете поделиться любыми чувствами, вне зависимости от того, что их вызывало. Вы чувствуете себя в полной безопасности, открываясь перед другим человеком, будь то в форме диалога, обмена взглядами или просто молчаливого нахождения рядом в состоянии контакта. Эмоциональная близость дарит чувство глубокого удовлетворения, создавая ощущение, что тебя воспринимают именно таким, какой ты есть. Она может существовать лишь в том случае, когда другой человек стремится вас узнать, не осуждая.
В детстве в основе нашего чувства безопасности лежит эмоциональная связь с теми, кто о нас заботится. Эмоционально вовлеченные родители дают детям понять, что им всегда есть к кому обратиться. Такой вид безопасности требует эмоционального взаимодействия с родителями. Эмоционально зрелые родители поддерживают такого рода связь практически непрерывно. У них достаточно осознанности для того, чтобы спокойно воспринимать собственные чувства и чувства других людей.
Но что еще более важно, они эмоционально настроены на своих детей, а значит, способны замечать их настроение и с интересом воспринимают их чувства. Ребенок ощущает себя в безопасности, устанавливая контакт с таким родителем и когда ему необходима поддержка, и когда он хочет поделиться радостью. Зрелые родители дают своим детям понять, что им нравится общаться с ними и что говорить о чувствах — это нормально. У таких родителей живая и сбалансированная эмоциональная жизнь. Как правило, они последовательно демонстрируют внимательное отношение и интерес к своим детям. На них можно положиться в эмоциональном плане.
Почему так трудно жить без эмоциональной связи? У такой сильной потребности людей в эмоциональной связи с другими есть объяснение. В процессе эволюции человека принадлежность к группе позволяла чувствовать себя в большей безопасности и испытывать меньше стресса. Самые высокие шансы на выживание были у тех из наших предков, кому меньше всего нравилось одиночество, потому что, находясь рядом со своим соплеменниками, они были в большей безопасности. Те же, кто предпочитал быть отдельно от других, могли забрести слишком далеко, ставя под угрозу свою жизнь. Поэтому, когда вы испытываете острую потребность в эмоциональной связи, напомните себе, что ваше болезненное чувство одиночества возникает под влиянием не только вашей личной истории, но и генетической памяти человека. Так же, как и вам, нашим далеким предкам была необходима эмоциональная близость. Ваша потребность во внимании и контакте стара, как само человечество. Есть первобытные причины того, почему вам не нравится одиночество.
Как распознать эмоционально незрелого родителя.
Большинство проявлений эмоциональной незрелости лежит за пределами сознательного контроля человека, большинство эмоционально незрелых родителей не имеют ни малейшего представления о том, как они повлияли на своих детей.
Прочитайте следующие утверждения и отметьте те, что описывают вашего родителя:
- мой родитель часто чрезмерно эмоционально реагировал на незначительные события.
- мой родитель нечасто проявлял эмпатию или интересовался чувствами окружающих.
- когда дело доходило до эмоциональной близости или проявления чувств, моему родителю становилось не по себе и он закрывался.
- моего родителя часто раздражали индивидуальные различия и другие точки зрения.
- в детстве родитель часто делился со мной своими проблемами, но не был готов выслушать меня.
- мой родитель часто говорил и делал что-то, не думая о чувствах других людей.
- мне нечасто доставались родительское внимание и сочувствие, разве что, когда мне серьезно нездоровилось.
- мой родитель был непоследовательным: иногда он проявлял мудрость, но иногда вел себя совершенно неразумно.
- если мне было грустно, родитель либо говорил что-то поверхностное и бесполезное, либо злился и отпускал саркастичные комментарии.
- все наши разговоры в основном вращались вокруг интересов родителя.
- даже вежливое несогласие могло спровоцировать защитную реакцию моего родителя.
- мне было неприятно рассказывать родителям о своих успехах, потому что казалось, что им все равно.
- мой родитель не основывал свое мнение на фактах и логике.
- мой родитель не был склонен к самоанализу и редко задумывался о своей роли в сложившейся ситуации.
- мой родитель видел все в черно-белом свете и плохо воспринимал новое.
Сколько утверждений справедливы для вашего родителя? Если вы отметили больше одного высказывания, велика вероятность, что в детстве вам пришлось иметь дело с эмоционально незрелым родителем, ведь все перечисленные проявления - признаки эмоциональной незрелости.
Эмоциональная незрелость как модель поведения отличается от временной эмоциональной регрессии. Любой человек может на время потерять контроль над своими чувствами или повести себя импульсивно из-за усталости и стресса. У большинства из нас были моменты в жизни, за которые нам стыдно. Однако человек, для которого эмоциональная незрелость является частью структуры личности, демонстрирует определенные паттерны поведения снова и снова. Эти паттерны настолько автоматические и неосознанные, что человек их даже не замечает. Эмоционально незрелые люди не думают, как их поведение влияет на окружающих. Им не бывает стыдно, поэтому они редко извиняются или выражают сожаление.
Личные черты, присущие эмоционально незрелым людям.
1. Они не умеют проявлять гибкость, и их трудно в чем-либо переубедить. Они либо демонстрируют полное отсутствие гибкости, либо действуют импульсивно и пытаются справиться с реальностью, сведя ее только к тому, что в состоянии контролировать.
2. У них низкая стрессоустойчивость. Они действуют реактивно и стереотипно. Им сложно признать свои ошибки, поэтому они часто отказываются видеть факты и винят во всем других.
3. Они делают то, что вызывает у них приятные чувства. Эмоционально незрелые люди продолжают вести себя как дети и делать только то, что им нравится (Browen, 1978). Они принимают решения исходя из того, что им кажется самым привлекательным в данный момент, и часто выбирают путь наименьшего сопротивления.
4. Они смотрят на все субъективно, а не объективно. Они не склонны к бесстрастному анализу. Истина не имеет такого значения, как то, что ощущается как истина (Browen, 1978). Факты, логика, история – они абсолютно глухи к любым доводам.
5. Они не уважают различия. С раздражением воспринимают мысли и мнения, отличающиеся от собственных, поскольку уверены, что все должны думать так же, как они. Они не в состоянии принять, что другие люди имеют право на собственную точку зрения.
6. Они эгоцентричны. Зацикленность эмоционально незрелых людей на себе напоминает одержимость, в ней нет детской невинности.
7. Они зациклены на себе.Тревожная зацикленность на себе — общая характеристика всех эмоционально незрелых людей. Они постоянно следят за тем, все ли их потребности удовлетворяются и не задело ли их что-нибудь. Их самооценка поднимается или падает в зависимости от того, как на них реагируют окружающие. Они не переносят критики, поэтому стараются свести к минимуму ошибки. Поскольку они полностью поглощены собой, их потребности затмевают чувства других людей. Их мучают сомнения в собственной ценности. Они погружены в себя, поскольку в детстве их развитие остановилось из-за чувства тревоги. Поэтому их эгоцентризм скорее напоминает зацикленность на себе человека, страдающего от хронической боли, чем того, кто пребывает в постоянном восторге от себя самого.
8. Они все воспринимают на свой счет, но не склонны к самоанализу.
9. Им нравится быть в центре внимания. Может показаться, что такие люди просто являются экстравертами, но это не так. Разница заключается в том, что большинство экстравертов легко воспринимают легко воспринимают смену темы.
10. Они часто меняются ролями с детьми.
11. У них плохо развита способность сопереживать, они неустойчивы к эмоциям. Из-за нарушения связи с собственными глубинными эмоциями они не замечают, какие чувства вызывают у других.
12. Они часто ведут себя непоследовательно и противоречиво.
13. Они сосредотачиваются на физическом благополучии вместо эмоций. Многие из них стараются дать детям все самое лучшее в плане вещей и занятий. При этом они совершенно не замечают эмоциональных потребностей ребенка.
14. Они испытывают интенсивные, но поверхностные эмоции. Они не в состоянии справиться с глубокими чувствами: это видно по повышенной эмоциональной реактивности. Вместо того, чтобы глубоко прочувствовать эмоцию, они выдают поверхностную реакцию.
15. Они не испытывают смешанных чувств. Способность испытывать смешанные чувства — это признак зрелости. Если человек в состоянии ощутить несколько противоречивых эмоций одновременно, например счастье и вину или гнев и любовь, это свидетельствует о том, что он осознаёт эмоциональную многослойность жизни.
16. Различия в качестве мышления. Эмоционально зрелые и незрелые люди отличаются не только в эмоциональном и поведенческом плане, но также и на интеллектуальном уровне. Если ваши родители выросли в семье, где царили тревога и осуждение, они могли научиться мыслить узко и сопротивляться сложности. Избыточная тревога в детском возрасте приводит не только к эмоциональной незрелости, но и к упрощенному мышлению, не способному одновременно удерживать противоположные идеи. Семьи, в которых детей часто подавляли или наказывали, не способствуют развитию свободного мышления или самовыражению, что, в свою очередь, препятствует полному развитию интеллекта.
17. Склонность к прямолинейному мышлению.
18. Чрезмерное умничанье.
Эмоциональная незрелость — реальный и хорошо изученный феномен, о котором много и давно пишут. Она отрицательно влияет на способность человека справляться со стрессом и строить эмоционально близкие отношения с другими. Зачастую эмоционально незрелые люди выросли в семейном окружении, ограничивавшем их эмоциональное и интеллектуальное развитие. В результате они демонстрируют упрощенный подход к жизни, сводя все к простым задачам, которые могут решить, используя свои ригидные навыки. Ограниченное самоощущение делает таких людей эгоцентричными и подрывает их способность быть чувствительными к потребностям и эмоциям других людей. Их реактивные эмоции, недостаток объективности и страх эмоциональной близости создают сложности в близких отношениях. Это в особенности касается их отношений с собственными детьми.
Линдси К Гибсон «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей», 2015.
#психология #семья #отношения