В исследовании магистра богословия, преподавателя Костромской духовной семинарии диакона Сергия Бахтина проанализировано значение заупокойных молитв для христианской традиции через призму Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, сделан акцент на библейском учении о смерти.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Экскурс: метафора сна
Как понимать метафору сна, которая очень часто употребляется в церковной традиции, когда речь идет о смерти? Конечно, как и всякая метафора, она условна. Однако в христианской традиции существовали такие учения, в которых состояние усопших («спящих») описывалось как состояние, в котором они (как это и бывает со спящим человеком) не могут сознательно воспринимать что-либо, находятся в состоянии бесчувствия. «Идея, согласно которой душа после смерти входит в некое летаргическое состояние, в некий сон, в котором она пребывает бездейственной до самого воскресения, получила развитие на Востоке у некоторых маргинальных богословов в основном сирийского происхождения, несторианской принадлежности».
Метафора сна воспринималась буквально: как состояние бессознательное, состояние «выключенности» из активной жизни. Таких представлений придерживался Мартин Лютер и анабаптисты. Это возникшее в III веке и возродившееся в Средневековье учение (его последователи именуются психопанихиты) всегда встречало критику. В III веке против него выступали Ориген и Тертуллиан, а в XVI веке — Жан Кальвин, написавший специальный трактат de Psychopanichia; «поскольку человек и после смерти остается образом Божиим, то и все качества человека как образа Божия должны сохраняться и после его смерти: это относится к его разумности, сознательности, свободе, и т. д. Понятно, что с этой точки зрения учение о бессознательном, бесчувственном состоянии души после смерти абсолютно неверно».
Богослужебная традиция Православной Церкви также показывает нам, что эта концепция безосновательна. Она и не могла зародиться в среде «традиционного» христианства, потому что еще на заре христианства стало развиваться совершенно противоположное учение о взаимном общении живых с усопшими. В эпитафиях катакомб, в возвышенных заупокойных гимнах св. Ефрема Сирина наиболее ярко выражены представления о том, что мертвые не пребывают в бессознательном состоянии и, таким образом, совершенно нас не слышат, но, напротив, могут молиться о нас пред Богом и слышать наши к ним обращения.
Концепция психопанихитов, таким образом, может быть подвергнута критике не только путем обращения к святоотеческим высказываниям (свт. Иоанна Златоуста, св. Иустина Философа, прп. Иоанна Кассиана Римлянина, прп. Никиты Стифата, и др., но и через обращение к литургической традиции Церкви. Понимание смерти как сна, как мы уже отмечали, это метафора, которая только и показывает нам, что как после сна следует пробуждение, так и после смерти человека ожидает продолжение жизни; метафора сна содержит указание на учение о воскресении.
Конечно, все перечисленные нами выше положения взаимосвязаны, они выражают одну главную идею: Христос принес жизнь, и жизнь с избытком («Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» — Ин. 10: 10), поэтому смерть уже не является чем-то, о чем стоит беспокоиться или чего следует бояться, она второстепенна для христианина.
Раннехристианские похороны отражали это возвещенное Христом превосходство жизни над смертью, эту идею второстепенности смерти. Конечно, похороны никуда не исчезли, но отношение к ним поменялось. «Поистине то, что поражает человека, изучающего раннехристианское богослужение, а особенно раннехристианские похороны, — это отсутствие какого бы то ни было интереса или какой бы то ни было озабоченности по отношению как к физической или биологической смерти», — пишет прот. Александр Шмеман. «Конечно, христиане хоронили своих умерших. Более того, изучая то, как они их хоронили, мы узнаем, что делали они это в полном соответствии с похоронной традицией, принятой в обществе, в котором они жили, будь то еврейское или греко-римское общество. Похоже, они не стремились создавать собственные, специфически христианские похоронные обряды. Никакой “апостольской комиссии” по христианским похоронам! Никакого развития собственной похоронной практики!»
Как происходили похороны во времена Иисуса Христа? Какие молитвы звучали во время прощания с умершим? На основании текста Нового Завета мы можем только косвенно судить об этих вопросах. Причем если относительно погребальных обычаев (погребальной обрядности) мы можем узнать хоть какие-то сведения, то относительно заупокойных молитв текст Новозаветного Писания нам не дает никакой информации.
- Омовение. «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» (Деян. 9: 36–37).
- Обвитие пеленами. Иосиф Аримафейский обвил тело Спасителя плащаницей (полотном) — Мф. 27: 59. Воскресший Лазарь выходит из гроба в погребальных пеленах: «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Ин. 11: 44).
- Использование благовонных масел. «Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19: 39–40).
- Плакальщицы, свирельщики. Под этим понятием традиционно имеют в виду женщин, служение которых заключалось в том, чтобы провожать мертвых с плачем. На Востоке укоренился «институт» плакальщиц. Еще в Ветхом Завете было в употреблении специальное обозначение для женщин- плакальщиц: «Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы» (Еккл. 12:5). Плакальщиц имеет в виду евангелист Марк, описывая исцеление дочери Иаира: «Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко» (Мк. 5:38). В Новом Завете есть упоминания и свирельщиков, например, в том же сюжете исцеления дочери Иаира, рассказанном евангелистом Матфеем: «И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении» (Мф. 9:23). Присутствие на похоронах свирельщиков — также традиционный обычай того времени. Вот что говорится в Талмуде: «Муж обязан похоронить свою умершую жену и устроить причитания по ней и траур по обычаям всех стран. И потому даже самый бедный из израильтян не допустит, чтобы это было меньше двух флейт и одной плакальщицы; но если он богат, пусть все будет сделано в меру его возможностей и положения».
- Похоронная процессия. «Провожала» умершего к месту погребения похоронная процессия, множество народа следовало за гробом (носилками с телом умершего). Пример из Евангелия: «Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города» (Лк. 7:12).
Конец пятой части.
По материалам портала Богослов.