На недавнем саммите Индия-Россия премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент России Владимир Путин поставили цель двусторонней торговли в 100 миллиардов долларов к 2030 году, что «вполне реалистично», учитывая текущие тенденции роста торговли.
Одним из самых простых шагов для выполнения этого решения является возобновление сотрудничества в совместном российско-индийском проекте по производству легких вертолетов Ка-226Т в Индии.
В ходе ежегодного саммита Моди с Россией 24 декабря 2015 года Индия и Россия договорились о совместном производстве легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т в Индии на государственном заводе Hindustan Aeronautics Limited (HAL).
Тогда было взаимно решено, что Россия и Индия будут совместно производить минимум 200 самолетов для индийских вооруженных сил. Позже можно будет производить больше вертолетов на экспорт. Индийская армия и ВВС имеют совокупную потребность в более чем 400 легких вертолетах общего назначения.
В 2015 году министерство обороны Индии предусмотрело, что заказ будет разделен на две части: 200 единиц будут закуплены у иностранного производителя оригинального оборудования (OEM), и еще 200 единиц будут поставлены HAL посредством собственных разработок.
Было предложено, чтобы совместное предприятие (СП) «Индо-Российские вертолеты» производило Ка-226Ц на территории Индии. Согласно этому соглашению, "Вертолеты России" будут владеть 42,5% акций предприятия, HAL - 50,5%, а "Рособоронэкспорту" - оставшиеся 7%.
Однако проект оставался в подвешенном состоянии в течение почти десяти лет, поскольку российский производитель «Камов» и индийская авиакосмическая компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) не смогли уладить свои разногласия по поводу передачи технологий, загрузки местных предприятий и условий проекта, включая общую стоимость.
Около 72% комплектующих вертолета были российского производства, а двигатели – французскими. Однако Россия пообещала производить 60% компонентов на местных предприятиях, в ходе первоначальных переговоров по контракту. Это не понравилось Индии, которая в тех политических условиях настаивала на их полном производстве в Индии.
Сообщается, что в ноябре 2019 года Индия обратилась к России с просьбой пересмотреть проблему местного производства на более высоком уровне, и их просьба была удовлетворена. Генеральный директор ООО «Индо-Русские Вертолеты» Н.М. Шринат заявил СМИ на выставке DefExpo 2020, что около 70% из 72% российских комплектующих для вертолетов, производимых в Индии, будут поступать от индийских предприятий.
Программа снова столкнулась с неопределенностью в ходе проверки 2022 года, проведенной Советом по оборонным закупкам (DPB), который отдал предпочтение платформам, разработанным внутри страны, а не иностранным закупкам. Причиной такого решения была названа разработка собственного легкого универсального вертолета (LUH) в Индии.
Кроме того, французское правительство заблокировало продажу двигателей для вертолета Ка-226Т (вертолет использовал два двигателя Arrius 2G1) после конфликта на Украине. Есть и другие проблемы, в том числе страх навлечь на себя гнев Соединенных Штатов, который может стать еще более очевидным после неодобрения Вашингтоном недавнего визита Моди в Россию.
Однако производство собственного вертолета LUH может закрыть нынешние потребности индийской армии только через десятилетия. Легкий многоцелевой вертолет им нужен уже сегодня.
В сентябре 2019 года санкт-петербургское предприятие «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации, входящей в Госкорпорацию Ростех, начало разработку нового газотурбинного турбовального двигателя ВК-650В для вертолета и работы по созданию нового двигателя практически завершены (проходит сертификацию).
Статический потолок Ка-226Т составляет 4900 м, практический – 5700 м. Взлетная массадо 3600 кг. Силовая установка обеспечивает взлет и посадку даже в условиях выхода из строя одного из двигателей, а крейсерская скорость вертолета достигает 220 км/ч.
В транспортном варианте Ка-226Т может перевозить тонну груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Для перевозки негабаритных грузов вместо транспортной кабины устанавливается грузовая платформа. Практически Уа-226Т - вертолет трансформер, на который можно устанавливать различные модули, в зависимости от выполняемой задачи.
Следует заметить, что Ка-226Т стал первой машиной в отечественном вертолетостроении, разработка которой велась полностью в виртуальном пространстве без использования бумажных носителей.