Найти тему
Писатель в секонде

Музыкальный спектакль "Эзоп", притча о любви и свободе

Я долго думала, писать или нет отзыв. Ибо смотреть видеозапись спектакля вовсе не то же самое, что смотреть сам спектакль. И все-таки рискнула. Потому как я вовсе не уверенна, что смогу дойти до самого спектакля вживую.

А с чего вообще все началось? А я увидела, что в нашем Ярославском театре будут гастроли питерского театра Буфф. Причем там будет несколько спектаклей на выбор, в том числе музыкальных (хоть и указаны они как мюзикл, это не мюзикл в полном смысле этого слова). Я почитала отзывы и мне по отзывам зашел Эзоп. А потом чисто случайно я наткнулась на профессиональную запись в интернете и не смогла устоять, с первых кадров.

Во-первых музыку написал известнейший композитор Максим Дунаевский, во-вторых спектакль по пьесе Николая Денисова "Ночная басня про любовь", а в-третьих и режиссер и многие артисты имеют звание заслуженных. Я честно признаться, пьесу не читала, но мне нравится Древняя Греция и фигура баснописца Эзопа, я люблю книги и фильмы в духе "Камо Грядеши" поэтому я решила посмотреть спектакль заранее. И не прогадала.

Лейтмотивом через весь спектакль звучат строчки из песни: "Свобода - это любовь". А правда ли это? Давайте разбираться.

Итак, во-первых спектакль заявлен как мюзикл. Но на самом деле это скорее музыкальный спектакль в стиле советских фильмов (Гардемарины, Три мушкетера) и наверное благодаря волшебной музыке Дунаевского с первых же строк создается уютное ощущение, как будто ты смотришь старый советский фильм.

К этому располагает и стилистика спектакля и декорации.

Например, первая же сцена с продажей рабов в отрепьях напомнила мне "Кин Дза Дза" и их странные наряды.

А еще первая же фраза надсмотрщика: "А теперь всем петь и радоваться". Аналогии прямо таки напрашиваются🙂 Но я вообще "Кин Дза Дза" очень люблю.

Это общая сцена. Минимум декораций - люблю минимализм
Это общая сцена. Минимум декораций - люблю минимализм

И уже наряды рабов поближе.

-2

И песни вроде простенькие и вокальные данные у артистов не оперные, но ловлю себя на том, что хожу песни напеваю:

"Как прелестно быть рабыней, как прекрасно быть рабом".

Вообще спектакль о баснописце Эзопе, который будучи рабом попадает к лже-философу Ксанфу. И дальше разворачивается его история. Хочется сказать - драма, но у меня язык не поворачивается назвать это драмой, хоть конец и драматичный (да, спойлер, но это все же отзыв) .

И когда на сцену выходит Эзоп, одетый в рубище, которому по описанию полагается быть уродливым (отсылки к Квазимодо. Почему считаю, что отсылки, потому что нет достоверных сведений о том, что действительно Эзоп существовал и это не собирательный образ), но очень умным, даже мудрым, ты забываешь обо всем на свете и с замиранием сердца следишь за ним. Потому что на сцену выходит Мурад Султаниязов. И я преклоняюсь перед его игрой. Он действительно Эзоп. Тот высший уровень игры, когда ты видишь перед собой не артиста, но его героя.

-3

Действительно уродливый Эзоп с виду оказывается прекрасным в душе.

-4

Вот здесь его одежду лучше видно. И я снова ловлю дежавю. Мне видится Кин Дза Дза и Евгений Леонов.

Я не буду пересказывать сюжет спектакля. Скажу что почти в 3 часа экранного времени уложилось все. И краткая жизнь Эзопа и несколько его притч и история глуповатого философа Ксанфа, возомнившего себя гениальным, а в результате спасенного Эзопом, и история любви Елены, жены Ксанфа к Эзопу. Любви ненормальной и сум@сшедшей. И тут же история вечной любви от наивного раба Гнатона и его девушки тоже рабыни Мелиты.

Здесь причудливо перемешались и сентенции о любви и знакомые басни в шутовском исполнении Эзопа (он говорит, что он уродливый шут, о, да) и философски-гениальные фразы, брошенные мельком: "Ксанф, выпей море, чтобы потопить все уродство своей души" и тут же юмор от двух рабынь, Дафны и Хлои, которые спят и видят развести хозяина с женой и женить на себе.

Вот вам немного видео от непревзойденного Эзопа.

Ну и не могу не сказать, наконец, о главном выборе, проходящем через весь спектакль - свобода или любовь.

Елена, жена Ксанфа, гордая ст@рва забирает себе Эзопа в личное пользование, заставляет расчёсывать себе волосы, всячески соблазняет (помним, что древняя Греция, как и Рим это пик р@зврата) и прям текстом требует, чтобы он наставил рога ее мужу. А когда Эзоп отказывается, потому как у него есть гордость, он не хочет быть рабом и ее игрушкой, хоть и любит ее, она вдруг понимает, что влюбилась и едва ли не на коленях требует своего. На что Эзоп ей резонно замечает, что любовь это нечто другое.

И вот тут этот коронный песенный диалог между Еленой и Эзопом, который до сих пор звучит у меня в голове:

Елена поёт:

"Свобода - это любовь!"

Эзоп ей в ответ:

"Моя любовь - моя свобода!"

Ну и дальше разумеется трагедия. На что способна оскорбленная женщина, которая не добилась своего? Буквально на все! И да, это не любовь!

В общем я не буду пересказывать сюжет. Мне понравился образ Эзопа, этакий благородный герой-философ, шут, для которого свобода важнее любви, ибо:

"А утром мне опять влезать в тугой хитон из рабской шкуры".

Я в восторге от спектакля и надеюсь, очень надеюсь посетить вживую. Ибо это действительно один из лучших спектаклей, что я смотрела за последнее время.