Сегодня Audi — уважаемый и почитаемый во всём мире бренд. Один из представителей немецкого премиум-триумвирата наравне с Mercedes-Benz и BMW. Но были времена, когда марку не воспринимали всерьёз, фирма переходила из рук в руки и даже закрывалась на долгие годы. Сегодня я расскажу про Audi что-то новое: листаем тайные страницы в истории немецкой марки.
Название фирмы предложил сын партнёра основателя
У истоков Audi стоял немецкий инженер и предприниматель Август Хорьх. Знакомая фамилия, не так ли? В начале XX века из-за разногласий с бизнес-партнёрами Август покинул основанную им же автомобильную компанию August Horch & Cie. Motorwagen Werke AG и решил основать новый бренд.
На собрании учредителей встал вопрос о названии. Две фирмы с одной и той же фамилией — это неудобно и глупо. Встреча проходила в квартире одного из деловых партнёров Хорьха — Франца Фикентшера. Его сын, делавший уроки, и предложил перевести фамилию Horch на латынь. Получилось Audi — то есть «слушать», «прислушиваться». На этом и остановились.
Памятная встреча на квартире Фикентшера состоялась летом 1909-го, а вскоре свет увидел и первый автомобиль нового бренда. Не стоит удивляться, что Audi Type A с 2,6-литровым 22-сильным мотором технически напоминал Horch 18/22. Ведь у моделей был один и тот же создатель.
Именно Audi первой среди «немцев» перешла на левый руль
Новая фирма Хорьха заняла нишу уважаемого производителя недешёвых и качественных автомобилей. Можно сказать, что премиумом Audi была c рождения. И законодателем мод тоже.
Например, Audi Type K,
дебютировавший в 1921-м, — первый немецкий автомобиль с левым расположением руля. До этого считалось, что водителю нужно сидеть справа или в центре, чтобы лучше контролировать обочину. Август Хорьх быстрее коллег сообразил, что куда важнее контроль разделительной полосы, чтобы безопаснее разъезжаться со встречным транспортом.
Пути Audi и Horch пересеклись неожиданным образом
Экономический кризис в Германии, который начался после Первой мировой и захватил все 1920-е, стал вызовом для немецкого автопрома. Десятки фирм исчезли навсегда, а другим пришлось объединяться, чтобы выжить.
В 1928-м четыре немецких бренда — DKW, Wanderer, Horch и Audi — променяли независимость на финансовую стабильность. В структуре нового концерна Auto Union, то есть в буквальном смысле «Автомобильный союз», за каждым брендом закрепили свою рыночную нишу. Нижний ценовой сегмент — это автомобили DKW, следующая ступенька — Wanderer. Наверху цепочки расположился элитный Horch, а Audi досталась роль премиума — выше среднего, но не самый топ.
Именно тогда у бренда появился и знакомый нам логотип: перекрещенные кольца обозначают четыре бренда, объединённые под крылом одного концерна.
Audi буквально исчезла после Второй мировой
Сегодня об Audi мы привычно говорим как о фирме из Ингольштадта, но исторически у компании совсем другое место рождения. Это город Цвиккау, который в 1945-м оказался на советской территории.
По большому счёту, Auto Union после Второй мировой войны прекратил существование. Большинство предприятий и активов концерна остались в Восточной Германии, а бренды Wanderer, Horch и Audi попросту закрылись.
Через какое-то время бывшее руководство «Автомобильного союза» основало в Западной Германии новое юрлицо с прежним именем. Но теперь в составе Auto Union, поселившегося как раз в Ингольштадте, осталась только DKW.
А вот автомобили Audi вернутся на рынок лишь через 20 лет и при весьма любопытных обстоятельствах.
Компанией владел Mercedes-Benz, но продал за ненадобностью
В конце 1950-х могущественный Mercedes-Benz присоединил Auto Union к себе. В Штутгарте посчитали бюджетные DKW хорошим дополнением к премиальным моделям собственной линейки. На разработку новых автомобилей и двигателей для Auto Union выделили серьёзные деньги. Была проделана большая работа, но Мерседес довольно быстро разочаровался в покупке.
В 1964-м Mercedes-Benz избавился от Auto Union, уступив его фирме Volkswagen. При этом покупателю перешли и уже готовые к производству новые четырёхтактные моторы, и инженерные наработки нового поколения легковых моделей.
Но если в Mercedes-Benz рассматривали DKW как бюджетное дополнение к модельному ряду, то для Volkswagen всё было наоборот. Вольфсбургу требовался более престижный бренд. Поэтому торговую марку DKW отправили в утиль, а автомобили бренда переименовали в Audi. Немцы ещё не успели забыть, что раньше это название звучало гордо.
Совсем премиальным Audi сделал Фердинанд Пих
Инженерные наработки Mercedes-Benz и финансовая стабильность Volkswagen дали Audi второй шанс. Хотя первая послевоенная Audi — модель F103 — была всего лишь перелицованная DKW с мерседесовским мотором. Добротное качество и конкурентоспособная цена уже тогда позволяли находить покупателей.
К тому же инженерный потенциал Audi усилился после вхождения в состав группы VW фирмы NSU. Созданные вместе с инженерами из Некарзульма модели Audi 50 и Audi 80 стали базой для сверхпопулярных Фольксвагенов — Polo и Passat первого поколения.
За превращение Audi в махровый премиум взялся Фердинанд Пих — племянник Фердинанда Порше и будущий обладатель титула «Автомобильный менеджер века». Именно при нём в производство пошли модели 100 и Quattro, которые позволили на равных бороться с BMW и Mercedes-Benz. Правда, и здесь не обошлось без интересного случая.
Один из самых культовых Audi появился благодаря жене директора VW
Проект EA262 считался засекреченным. Фольксвагеновский генералитет решили поставить перед фактом уже готового ездового прототипа. Почему? В конце 1970-х концепция легкового купе с постоянным полным приводом казалась вздором. Когда на закрытой презентации в январе 1978-го высшему руководству VW представили ходовой прототип будущего Quattro, расписав все преимущества полного привода на скользкой дороге, никто не пришёл в восторг.
К счастью, один из членов совета директоров, Эрншт Фиала, решил не полагаться на случай, а проверить заявленные достоинства автомобиля на практике. Он попросил закамуфлированный прототип Audi Quattro на выходные, съездил в Вену и даже дал порулить жене.
Лишь когда госпожа Фиала высоко оценила ходовые качества машины на скользкой дороге, будущему Quattro открылась дорога в серийное производство.
Первый представительский Audi получил мотор из двух «четвёрок» от Golf GTi
Постоянный полный привод c тех пор стал фишкой Audi. Трансмиссией quattro оснастили даже первую представительскую модель бренда. Сегодня модель Audi V8 (произносится «фау-ахт») помнят немногие, а для второй половины 1980-х это было что-то невероятное.
Удивляла не только колёсная формула 4х4, но и уровень оснащения — кожа, натуральное дерево, музыка Bose, мультизонный климат-контроль уже в стандарте, а также мощный мотор V8. Создали его, повесив на один коленвал два четырёхцилиндровых 1,8-литровых двигателя от Golf GTi.
«Фау-ахт» зажгла и на гоночных трассах, дважды подряд выиграв чемпионат DTM.
Audi RS2 в своё время был самым быстрым автомобилем в мире
Самый быстрый автомобиль мира от бренда, который не выпускает гиперкары? Да, всё так. Универсал Audi RS2, созданный совместно с инженерами Porsche, в своё время считался недосягаемым по разгону с места до 50 км/ч.
Это упражнение «эр-эска» проделывала всего за 1,5 секунды. Помогал не только 315-сильный турбомотор, но и, естественно, постоянный полный привод. Пока значительно более мощные суперкары шлифовали асфальт шинами, RS2 со всеми ведущими уверенно реализовывал преимущество в зацепе.
В гонках у Audi были ошеломительные успехи
Помимо ралли, Audi зажигала и в других гоночных дисциплинах. У марки абсолютный рекорд по числу побед в Ле-Мане, есть яркие достижения в кузовных чемпионатах и Formula E. Совсем скоро возможен дебют бренда и в Формуле-1. Но это общеизвестные факты. Зато мало кто слышал про уникальное достижение, которое Audi установила ещё в 2010 году.
Тогда оснащённый автопилотом Audi TTS с рекордным временем для беспилотников поднялся на вершину Пайкс-Пик в Колорадо. Дистанцию самого известного в мире подъёма на холм — 20 километров и 156 поворотов — купе преодолело за 27 минут. Не каждый водитель сделает это быстрее.