86,3K подписчиков

Босс из машины: технологии ИИ могут заменить директоров

Программы искусственного интеллекта могут полностью изменить профессиональный мир. Одна группа работников, и так испытывающих постоянный стресс, кажется особенно уязвимой.

Эти сотрудники анализируют новые рынки и выявляют тенденции — компьютер сможет сделать это быстрее и эффективнее. Большую часть времени они проводят в общении с коллегами — трудоемкое занятие, которое автоматизируется с помощью генераторов голоса и изображений. Иногда им приходится принимать сложные решения — кто может быть беспристрастнее машины в этом вопросе?

Наконец, эти люди получают высокую зарплату, а значит, экономия от их замены будет значительной.

ИИ ставит под сомнение необходимость генерального директора так же, как и автора новостных релизов, и представителя службы поддержки клиентов. Полностью автоматизированные производства, или «темные фабрики», возможно, скоро обзаведутся аналогами на самом верху корпоративной иерархии — полностью автоматизированной системой управления, или «темным советом директоров».

И это не просто фантазия о будущем. Несколько успешных компаний уже начали экспериментировать с ИИ-лидерами, даже если на данный момент это может быть в основном способом заявить о себе.

Последние полтора года, с тех пор как OpenAI выпустила ChatGPT в ноябре 2022 года, ИИ преподносится как решение всех корпоративных проблем. В прошлом году Кремниевая долина вложила 29 миллиардов долларов в разработку систем искусственного интеллекта и активно их продает. Даже в нынешней упрощенной форме системы ИИ, имитирующие человеческое мышление, находят отклик у проблемных компаний, которым нечего терять и у которых нет сильного руководства.

«Если компания терпит бедствие, то, в первую очередь, нужно менять оперативное управление. Скорее всего, нужно оставить несколько человек, которые будут думать не только о машинах, — считает Сол Дж. Берман, бывший старший партнер по консалтингу в IBM. — В целом, изменения, которые принесет ИИ в корпорации на высших стратегических уровнях управления будут такими же или более значительными, как на низших».

Сами руководители компаний, похоже, с энтузиазмом относятся к этой перспективе, или, возможно, просто склоняются перед фатумом.

Платформа онлайн-обучения edX, созданная администраторами Гарварда и Массачусетского технологического института и являющаяся частью компании 2U Inc., прошлым летом опросила сотни руководителей по этому поводу. Ответы были поразительными. Почти половина, 47% опрошенных, заявили, что «большая часть» или «вся» роль высшего звена должна быть полностью автоматизирована или заменена искусственным интеллектом. Даже руководители считают, что в позднюю цифровую эпоху они становятся лишними.

Когда Анант Агарвал, основатель edX и бывший директор лаборатории информатики и искусственного интеллекта Массачусетского технологического института, впервые увидел цифру 47%, его реакция была такова: управленцы должны были сказать что-то совсем иное.

«Сначала я думал, что они скажут: «Можно заменить всех сотрудников, но только не меня», — считает он. — Но я задумался глубже и понял, что 80% работы, которую выполняет исполнительный директор, можно заменить информационными технологиями».

Эта деятельность включает составление документов, анализ и работу с сотрудниками. Если точнее, то когда ИИ достигнет уровня, который обещают его создатели, он позволит оптимизировать работу высшего руководства, сократив его численность.

«Когда-то люди делились на тех, кто умеет и не умеет хорошо считать, — объясняет Агарвал. — Потом появился калькулятор, который стал великим уравнителем. Я считаю, что ИИ сделает то же самое с компетентностью».

В поп-культуре идея начальника-робота существует уже очень давно. Впервые словосочетание «робот-босс» было использовано в 1939 году в рассказе Дэвида К. Кука в журнале «Научная фантастика». И это не была обнадеживающая история о мудром наставнике и взаимной поддержке.

«Помните, — говорит герой рассказа, робот-босс, — моя фотонная пушка стреляет быстрее, чем вы сможете убежать, поэтому даже не пытайтесь».

За этим последовало множество научно-фантастических рассказов и фильмов, в которых отношения между человеком и машиной изображались в столь же мрачном свете. Тем не менее реальные люди, похоже, с готовностью и теплотой восприняли эту идею. В ходе опроса, проведенного в 2017 году среди 1000 британских работников, 42% заявили, что им было бы «комфортно» выполнять распоряжения компьютера.

Задолго до нынешнего бума ИИ, Джек Ма, тогдашний глава китайской компании интернет-торговли Alibaba, предсказал, что через 30 лет «робот, скорее всего, будет красоваться на обложке журнала Time как лучший исполнительный директор». Он отметил, что роботы быстрее и рациональнее людей и не руководствуются эмоциями, например, гневом.

Китайская компания NetDragon Websoft, специализирующаяся на онлайн-играх и насчитывающая 5000 сотрудников, в 2022 году назначила «заменяющего исполнительного директора с ИИ», которого назвали Танг Юй. «Мы считаем, что ИИ — это будущее корпоративного управления, — сказал основатель компании Дэцзянь Лю, добавив, что это часть продвижения NetDragon в профессиональное сообщество в метавселенной.

Танг Юй, олицетворяющая собой женщину, не фигурирует в онлайн-схеме руководящего состава NetDragon, но в прошлом месяце компания объявила, что она завоевала престижный титул «Лучший виртуальный сотрудник года в Китае» на Китайском форуме цифровой индустрии.

На другом конце света престижная польская компания по производству рома Dictador объявила в ноябре, что у нее есть исполнительный директор-гуманоид Мика. На сайте LinkedIn Мика заявляет, что «обеспечивает беспристрастный и стратегический выбор, соблюдающий интересы организации».

Люди-эксперты в области искусственного интеллекта отмечают, что мы все еще находимся в начале переходного периода, но подчеркивают, что это естественное развитие событий.

«Мы всегда передавали работу на аутсорсинг. Теперь мы делаем то же самое с интеллектуальными затратами, — объясняет Винай Менон, возглавляющий глобальную компанию Korn Ferry, специализирующуюся на информационно-коммуникационных технологиях. — Хотя нам, возможно, не понадобится прежнее количество руководителей, лидерство все равно будет необходимо».

Во-первых, люди обеспечивают подотчетность в той мере, в какой этого не делают машины. «Некоторые могут использовать ИИ как способ снять с людей финансовую ответственность, — считает Шон Эрли, управляющий директор консалтинговой фирмы Teneo. — В какой момент это бремя будет нести программа?»

«Никогда» — именно такую позицию заняла недавно одна компания в суде. Клиент подал иск против Air Canada за то, что она отказалась предоставить снижение тарифа, которое обещал чат-бот на сайте авиакомпании. Клиент обратился с жалобой в суд. В свою защиту Air Canada заявила, что не может нести ответственность за информацию, предоставленную одним из ее агентов, служащих или ботов.

Судья вынес решение в пользу пассажира, но то, что компания заявила, что ее собственному ИИ нельзя доверять, не сулит ничего хорошего.

За последний год большая часть дискуссий об ИИ на рабочем месте велась вокруг того, что рядовые сотрудники подвергаются риску, если в компании внедряются новые технологии. Автоматизация исторически подвергает работников риску, даже если она выгодна инвесторам и руководству. Теперь ситуация изменилась. Исследователи предполагают, что автоматизация на уровне руководителей может даже улучшить жизнь работников низшего звена.

«Тому, кто уже достаточно продвинулся по карьерной лестнице и умеет мотивировать себя сам, больше не нужен начальник, — утверждает Фиби В. Мур, профессор менеджмента и будущего труда в бизнес-школе Эссекского университета. — В этом случае программное обеспечение для самостоятельного менеджмента может даже повысить производительность работников».

К такому положению вещей людей подготовила пандемия. У работников уже есть опыт общения с руководителями с помощью технологий. Всего шаг остался до того, как по другую сторону экрана не станет и человека.