Найти в Дзене
Наука и фантастика

Космос и орган - две страсти Жан-Лу Кретьена

Оглавление

Жан-Лу Кретьен (Jean-Loup Chrétien, р. 20 августа 1938) - первый французский космонавт и первый представитель Западной Европы, полетевший в космос на на советском космическом корабле "Салют-7" для работы на орбитальной станции "Мир" (июнь-июль 1982). Второй его полет состоялся на кораблях "Союз ТМ-7" (взлет) и "Союз ТМ-7" (посадка) в ноябре-декабре 1988. Причем 9 декабря он совершил выход в открытый космос - также впервые в качестве гражданина своей страны и уроженца Западной Европы. В третий же раз он слетал на станцию "Мир" в составе американского экипажа на челноке "Атлантис" в 1997 году, после чего решил принять американское гражданство и с тех пор работал в НАСА.

В общем, человек с большими заслугами в космонавтике; во Франции его считают национальным героем.

Официальное фото из Википедии
Официальное фото из Википедии

Но у Кретьена, по его собственному признанию в ряде интервью, с детства были две страсти: авиация - и орган. Воспитанный в лоне католической традиции, он с малых лет был зачарован звуками церковного органа и мечтал овладеть этим инструментом. При умении играть на фортепиано это не так трудно, как, например, научиться играть на скрипке: у органа - те же клавиши, техника во многом сходна. Но есть, конечно, множество нюансов, из-за которых отнюдь не всякий пианист способен стать хорошим органистом.

Тут я четко знаю, о чем говорю, поскольку, обучаясь в музыкальном училище и в консерватории, занималась игрой на органе. Стать исполнителем я не мечтала; моей целью было освоить старинный репертуар, почти не звучащий в концертах и не записанный тогда на диски (Кабесон, Фрескобальди, Свелинк, Шейдт, Пахельбель, Вальтер и другие композиторы 16 - начала 18 века). Баха, конечно, тоже играла - без этого органисту никак, но романтиков 19 века старалась не трогать - не моё.

Ликбез для не органистов и не музыкантов

Орган - клавишный духовой инструмент. В традиционном органе звуки издаются при помощи труб, к которым подведены воздуховоды, спрятанные внутри корпуса. Трубы одного тембра называются регистрами и охватывают весь диапазон клавиатуры. Регистров может быть всего один или два-четыре (в маленьких и учебных органах), а может быть несколько десятков и даже более сотни - в большом стационарном церковном органе, особенно французском "симфоническом". Разнообразие звучания достигается за счет умелого сочетания и переключения регистров, для чего на пульте органиста существует множество рычагов или кнопок.

Клавиатуры для рук называются мануалами, их может быть несколько (обычно - от двух до четырех). Есть и клавиатура для ног - педаль, на ней те же клавиши, только большие, чтобы играть ногами. То есть, органист должен одновременно действовать обеими руками (иногда на разных мануалах), ногами и, главное, работать головой, вовремя переключая регистры и рычаги (если нет помощника, хотя обычно на концертах ассистент присутствует, а то и целых два).

Рекордное количество регистров и клавиатур имеет орган концертного зала Бордуок в Атлантик Сити (США).

Тут семь (!) клавиатур для рук - мануалов, безумное количество регистров (все эти клавиши по бокам от мануалов), приспособления для усиления и уменьшения звука - швеллеры (внизу), рычаги, переключаемые ногами, и прочие прибабахи.

По-моему, нормальному органисту столько всякого добра просто не нужно.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

К примеру, в Большом зале Московской консерватории установлен великолепный французский орган фирмы Кавайе-Коль. У него три мануала, и этого прекрасно хватает для любой музыки (но Баха лучше слушать не здесь, а на органе немецкого типа).

Всё это делает пульт органиста чем-то похожим на пульт управления космическим кораблем. Особенно в современных инструментах, созданных с применением электроники и компьютерных программ (и зачастую без реальных труб).

В общем, умелый органист, совладавший с монстром вроде показанного выше, справится, наверное, и с управлением какого-нибудь шаттла.

Кабина пилотов шаттла Колумбия. Из открытых источников
Кабина пилотов шаттла Колумбия. Из открытых источников

Космическая Ямаха

Большой орган в космос, понятно, не затащишь. Но Жан-Лу Кретьен всё-таки захватил с собой совсем маленький электроорганчик фирмы Ямаха. И играл на ней во время своих визитов на станцию "Мир".

Кретьен музицирует на станции "Мир". Фото из открытых источников
Кретьен музицирует на станции "Мир". Фото из открытых источников

Эта Ямаха провела на борту "Мира" почти десять лет, с 1988 по 1998 год, когда Кретьен ее оттуда забрал насовсем. Теперь ее продали как раритет с аукциона.

На фото видно, что органчик - почти игрушечный, скорее синтезатор, чем настоящий инструмент. Диапазон - всего две с половиной октавы, хотя набор регистров имеется (с электроникой это проще, чем с трубами).

Не знаю, каким репертуаром услаждал Кретьен слух своих товарищей по полету. Ничего серьезного на такой штучке сыграть нельзя, разве что нечто совсем старинное или, наоборот, какую-то песенку, где есть мелодия и простой аккомпанемент. Ну, или можно красиво менять медленные аккорды в приглушенном мистическом звучании.

Интересно, кстати, что в романе Жюль Верна "20 тысяч лье под водой" капитан Немо тоже играет на органе в своей подводной лодке. В 19 веке органное искусство во Франции было на подъёме, и эта деталь должна была вызывать у читателей дополнительные симпатии к герою. К тому же подводные глубины отчасти подобны космическим просторам, и звук органа передает восторг и трепет человеческой души перед величественной стихией.

Космонавт за большим органом

В почтенном возрасте, отойдя от космических подвигов, Жан-ЛУ Кретьен отдался своей второй страсти - игре на органе, причем теперь, пользуясь своим прославленным именем, дорвался и до больших органов, и церковных, и концертных.

Жан-ЛУ Кретьен за большим органом с шестью мануалами. Скриншот.
Жан-ЛУ Кретьен за большим органом с шестью мануалами. Скриншот.
Еще одно фото Кретьена-органиста. Скриншот.
Еще одно фото Кретьена-органиста. Скриншот.

Он выпустил альбом "Космос и орган", доход от которого поступает в фонд помощи онкобольным.

Что внутри - не знаю, в свободном доступе этой музыки нет, и даже перечня треков нет, висит только картинка с обложки.

Обложка диска. Из сети
Обложка диска. Из сети

А еще он совместно с другим, профессиональным, органистом Жаном-Мишелем де Треву (Jean-Michel Le Trévou), создал в 2017 году концерт-шоу "Мечты о звездах" - "Rêves d'étoiles", тоже в помощь фонду помощи онкобольным (вероятно, на диске - музыка из этого шоу, но точно не знаю).

Скриншот.
Скриншот.

Фрагменты концерта можно посмотреть и послушать в сети. Где-то выложены импровизации Треву (часть 6: Солнце), где-то - обработка медленной части из Седьмой симфонии Бетховена.

Конечно, в качестве органиста Жан-Лу Кретьен был и остался любителем. Но такое увлечение не вполне типично для космонавтов и астронавтов.

--

В моей космоопере "Хранительница" среди героев есть два барона-космоплавателя, отец и сын - Максимилиан Александр и Карл Максимилиан. Карл - скрипач, а его отец - исполнитель на клавишном синтезаторе. В принципе хороший синтезатор воспроизводит любые тембры, включая органные, так что в космосе он куда практичнее конкретного инструмента, будь то орган и тем более рояль ("Рояль в космос не затащишь", как с пониманием дела замечает Юлия, жена Карла).

Пример Жан-Лу Кретьена показывает, что образы моих музыкальных баронов - не причуда фантаста-музыковеда, а отражение уже существующей реальности.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

На Литсовете я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".

А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии трех первых книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара" и "Двойное кольцо".