Жан-Лу Кретьен (Jean-Loup Chrétien, р. 20 августа 1938) - первый французский космонавт и первый представитель Западной Европы, полетевший в космос на на советском космическом корабле "Салют-7" для работы на орбитальной станции "Мир" (июнь-июль 1982). Второй его полет состоялся на кораблях "Союз ТМ-7" (взлет) и "Союз ТМ-7" (посадка) в ноябре-декабре 1988. Причем 9 декабря он совершил выход в открытый космос - также впервые в качестве гражданина своей страны и уроженца Западной Европы. В третий же раз он слетал на станцию "Мир" в составе американского экипажа на челноке "Атлантис" в 1997 году, после чего решил принять американское гражданство и с тех пор работал в НАСА.
В общем, человек с большими заслугами в космонавтике; во Франции его считают национальным героем.
Но у Кретьена, по его собственному признанию в ряде интервью, с детства были две страсти: авиация - и орган. Воспитанный в лоне католической традиции, он с малых лет был зачарован звуками церковного органа и мечтал овладеть этим инструментом. При умении играть на фортепиано это не так трудно, как, например, научиться играть на скрипке: у органа - те же клавиши, техника во многом сходна. Но есть, конечно, множество нюансов, из-за которых отнюдь не всякий пианист способен стать хорошим органистом.
Тут я четко знаю, о чем говорю, поскольку, обучаясь в музыкальном училище и в консерватории, занималась игрой на органе. Стать исполнителем я не мечтала; моей целью было освоить старинный репертуар, почти не звучащий в концертах и не записанный тогда на диски (Кабесон, Фрескобальди, Свелинк, Шейдт, Пахельбель, Вальтер и другие композиторы 16 - начала 18 века). Баха, конечно, тоже играла - без этого органисту никак, но романтиков 19 века старалась не трогать - не моё.
Ликбез для не органистов и не музыкантов
Орган - клавишный духовой инструмент. В традиционном органе звуки издаются при помощи труб, к которым подведены воздуховоды, спрятанные внутри корпуса. Трубы одного тембра называются регистрами и охватывают весь диапазон клавиатуры. Регистров может быть всего один или два-четыре (в маленьких и учебных органах), а может быть несколько десятков и даже более сотни - в большом стационарном церковном органе, особенно французском "симфоническом". Разнообразие звучания достигается за счет умелого сочетания и переключения регистров, для чего на пульте органиста существует множество рычагов или кнопок.
Клавиатуры для рук называются мануалами, их может быть несколько (обычно - от двух до четырех). Есть и клавиатура для ног - педаль, на ней те же клавиши, только большие, чтобы играть ногами. То есть, органист должен одновременно действовать обеими руками (иногда на разных мануалах), ногами и, главное, работать головой, вовремя переключая регистры и рычаги (если нет помощника, хотя обычно на концертах ассистент присутствует, а то и целых два).
Рекордное количество регистров и клавиатур имеет орган концертного зала Бордуок в Атлантик Сити (США).
Тут семь (!) клавиатур для рук - мануалов, безумное количество регистров (все эти клавиши по бокам от мануалов), приспособления для усиления и уменьшения звука - швеллеры (внизу), рычаги, переключаемые ногами, и прочие прибабахи.
По-моему, нормальному органисту столько всякого добра просто не нужно.
К примеру, в Большом зале Московской консерватории установлен великолепный французский орган фирмы Кавайе-Коль. У него три мануала, и этого прекрасно хватает для любой музыки (но Баха лучше слушать не здесь, а на органе немецкого типа).
Всё это делает пульт органиста чем-то похожим на пульт управления космическим кораблем. Особенно в современных инструментах, созданных с применением электроники и компьютерных программ (и зачастую без реальных труб).
В общем, умелый органист, совладавший с монстром вроде показанного выше, справится, наверное, и с управлением какого-нибудь шаттла.
Космическая Ямаха
Большой орган в космос, понятно, не затащишь. Но Жан-Лу Кретьен всё-таки захватил с собой совсем маленький электроорганчик фирмы Ямаха. И играл на ней во время своих визитов на станцию "Мир".
Эта Ямаха провела на борту "Мира" почти десять лет, с 1988 по 1998 год, когда Кретьен ее оттуда забрал насовсем. Теперь ее продали как раритет с аукциона.
На фото видно, что органчик - почти игрушечный, скорее синтезатор, чем настоящий инструмент. Диапазон - всего две с половиной октавы, хотя набор регистров имеется (с электроникой это проще, чем с трубами).
Не знаю, каким репертуаром услаждал Кретьен слух своих товарищей по полету. Ничего серьезного на такой штучке сыграть нельзя, разве что нечто совсем старинное или, наоборот, какую-то песенку, где есть мелодия и простой аккомпанемент. Ну, или можно красиво менять медленные аккорды в приглушенном мистическом звучании.
Интересно, кстати, что в романе Жюль Верна "20 тысяч лье под водой" капитан Немо тоже играет на органе в своей подводной лодке. В 19 веке органное искусство во Франции было на подъёме, и эта деталь должна была вызывать у читателей дополнительные симпатии к герою. К тому же подводные глубины отчасти подобны космическим просторам, и звук органа передает восторг и трепет человеческой души перед величественной стихией.
Космонавт за большим органом
В почтенном возрасте, отойдя от космических подвигов, Жан-ЛУ Кретьен отдался своей второй страсти - игре на органе, причем теперь, пользуясь своим прославленным именем, дорвался и до больших органов, и церковных, и концертных.
Он выпустил альбом "Космос и орган", доход от которого поступает в фонд помощи онкобольным.
Что внутри - не знаю, в свободном доступе этой музыки нет, и даже перечня треков нет, висит только картинка с обложки.
А еще он совместно с другим, профессиональным, органистом Жаном-Мишелем де Треву (Jean-Michel Le Trévou), создал в 2017 году концерт-шоу "Мечты о звездах" - "Rêves d'étoiles", тоже в помощь фонду помощи онкобольным (вероятно, на диске - музыка из этого шоу, но точно не знаю).
Фрагменты концерта можно посмотреть и послушать в сети. Где-то выложены импровизации Треву (часть 6: Солнце), где-то - обработка медленной части из Седьмой симфонии Бетховена.
Конечно, в качестве органиста Жан-Лу Кретьен был и остался любителем. Но такое увлечение не вполне типично для космонавтов и астронавтов.
--
В моей космоопере "Хранительница" среди героев есть два барона-космоплавателя, отец и сын - Максимилиан Александр и Карл Максимилиан. Карл - скрипач, а его отец - исполнитель на клавишном синтезаторе. В принципе хороший синтезатор воспроизводит любые тембры, включая органные, так что в космосе он куда практичнее конкретного инструмента, будь то орган и тем более рояль ("Рояль в космос не затащишь", как с пониманием дела замечает Юлия, жена Карла).
Пример Жан-Лу Кретьена показывает, что образы моих музыкальных баронов - не причуда фантаста-музыковеда, а отражение уже существующей реальности.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
На Литсовете я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".
А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии трех первых книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара" и "Двойное кольцо".