Если верить статистике, то самый холодный день в Казани пришелся на 21 января 1942 года. Самую нижнюю температурную отметку метеорологи зафиксировали на уровне -46,8 градусов, а самую высокую — на уровне -38,6! Однако местные старожилы уверяют, что температурный антирекорд был установлен ровно 40 лет назад, когда 31 декабря 1978 года столбики термометров опускались в некоторых районах города до отметки 55 градусов мороза.
«Кошка» собрала воспоминания казанцев о том, как город пережил тот новогодний вечер. Возможно этот материал поможет вам немного охладиться в жару :)
«С трамваев отлетела вся краска»
Мороз ударил в новогоднюю ночь, с 1978 на 1979 год.
С транспортом в тот день творилось что-то невообразимое. Елена Токмина вспомнила, как трамвай второго маршрута доходил до «Кольца» и не мог подняться по улице Бутлерова, потому что не было трения между колесами и рельсами. По словам Анатолия Карцера, на Тукаевской из-за мороза лопнули трубы, и вода хлынула на трамвайные пути. За считанные минуты рельсы исчезли под слоем льда. Трамвайное движение на этом участке остановилось.
— 31 декабря 1978 года помню как сейчас. Наш термометр показывал ниже 50 градусов мороза. Мы тепло оделись и пошли в гости, — рассказывает Марат Бикмуллин. — От Соцгорода до Московского рынка пришлось идти пешком, так как трамваи стояли. Краска на их бортах осыпалась от мороза. Когда мы зашли в квартиру, то обнаружили, что пластиковые детали и полимерная подкладка сумки рассыпались на мелкие части. Термометр в гостях показывал -53С. Мы чувствовали себя папанинцами.
Кстати, счастливчики, которым повезло дождаться трамвая или троллейбуса, ехали стоя. Не только из-за того, что невозможно было сидеть в холоде, но и потому что шубы из искусственного меха становились твердыми и… не сгибались.
По воспоминаниям других очевидцев, первого января в Казани было 48 градусов мороза. На линию вышел только один автобус «ЛАЗ» и три такси «ГАЗ-24», которые стояли в теплых боксах, но через 2 часа и они встали, так как отказали тормоза. Работал только электротранспорт.
Народ брал штурмом вокзал, чтобы согреться
Казанец Георгий Цыпцын вспомнил, как 1 января отправился на вокзал, чтобы купить билет и уехать к отцу в Москву.
— Мои надежды добраться до вокзала общественным транспортом не оправдались. Видимость в морозной дымке на улицах Казани была не более десяти метров. От своего дома на Космонавтов до «Кольца» больше часа я добирался пешком по трамвайным путям, не встретив ни единой души и никакого автотранспорта. Только на «Кольце» я догнал спустившийся по Бутлерова трамвай — «двойку». Жалостливая вагоновожатая открыла мне дверь, не доезжая остановки, и один в пустом вагоне я добрался до вокзала.
В здании яблоку негде было упасть. По словам Дмитрия Бикчентаева, казанцы использовали вокзал как место, в котором можно погреться и бежать дальше. Что касается билетов на Москву, то их в кассах уже не было.
— В толпе народа меня, полного надежды как-нибудь попасть внутрь, понесло к подъезжающему транзитному поезду, — продолжает Георгий Ципцын. — Проводницы кричали о переполненных вагонах и махали руками, показывая куда-то в середину состава. Два замороженных, покрытых полуметровым слоем льда вагона выглядели, как айсберги. Мне повезло и вечером я перекупил билет на поезд «Казань-Москва». На следующее утро (2 января — прим.автора) в Москве мороз был уже привычным, всего -25 и я благополучно добрался до отцовской квартиры в Жуковском.
Пропавшая группа школьников
В Интернете есть множество версий этой истории, но нам, похоже, удалось найти свидетельство очевидца разыгравшейся трагедии.
В Татарстан приехала группа школьников из казахстанского города Павлодар: 14 детей и их руководительница. В ночь перед 31 декабря они заночевали в здании школы в Тетюшах. Представитель местных властей предупредил их, чтобы утром никуда не ходили, так как ожидается сильный мороз. Велел дождаться его, после чего пошел домой спать. Однако, когда на следующий день он вернулся в школу, то никого не обнаружил. Сел на телефон и начал обзванивать все поселения выше по Волге. Группу школьников никто не видел.
Позже выяснится, что они попали в наслуд (вода, выступающая на поверхности льда, когда река промерзает до дна) и промочили ноги. Один из школьников сломал лыжи и весь промок. Желая помочь товарищу, девочка по имени Марина сняла с себя теплые носки и отдала ему. Продвигаясь дальше, группа застряла в снежных заносах на реке. Один подросток вызвался сходить за помощью. В районе Долгой поляны с обрывистого берега его заметили двое заядлых рыбаков. Один вытащил парня на берег и помчался за помощью, второй рыбак пошел по оставленным следам на снегу за группой.
В спасательной операции принимали участие не только милиционеры, но и жители близлежащих сел.
— Всех детей подняли на санях жители Долгой Поляны, в том числе мои дедушка и бабушка, — рассказывает Ирина Галемзянова.
Дежурство у хирургов выдалось суровым. Говорят, что у одного подростка ампутировали лишь три пальца на ноге, у других — фаланги, руки, ноги. А вот Марину спасти не смогли. Позже школьников доставили в Казань, куда приехали их родители.
Место на Волге, откуда подняли детей, называется «Наш Взвоз». Там над обрывом на дереве до сих пор висит памятная табличка о Марине и ее подвиге.