- Принцип Целесообразности. Целесообразность – сообразность цели. Все механизмы созданы для решения конкретных задач в «лоб», непосредственно, не косвенно, без костылей, без замещающих и обходных механизмов и приемов. Не существует инструментов без конкретной цели, не предусматриваются в угоду моды, кажущегося удобства или повторяя копируя за кем-либо. Целесообразность просматривается в способе формировании финансовых потоков, определяет источники и стоки потоков. Целесообразность выражается в изолированности фондов и изолированность их потоков друг от друга. Из одного источника поступлений нельзя не регламентировано финансировать не соответствующую ему область потребления, нет и такого, например, что давайте наполним бюджет теми или иными способами, а затем будем распределять. Данный принцип необходим для обеспечения устойчивости финансово-экономической системы, для предотвращения распространения кризиса в одной из сфер на другие, для «жизни по средствам» для каждой из сфер, для стимулирования поиска правильного ответа на макроэкономические изменения, для правильного и адекватного посыла обществу и субъектам экономической деятельности. Перетоки между фондами возможны, но производятся в автоматическом режиме, строго регламентируются. Нельзя сказать то, что, если не следовать строго принципу целесообразности в построении некой системы, последняя не будет работоспособной. Конечно, она будет работать, но не эффективно, так как в этом случае механизмы этой системы обрастают трудно поддерживаемыми, трудно настраиваемыми негибкими взаимно-опутанными связями, также нагромождение препятствует развитию и масштабированию. В такой среде с запутанными схемами и «многоходовочками» люди с мозгами шахматиста могут хорошо ориентироваться, и к восхищению многих виртуозно решать там задачи. Но все это неэффективная, по большому счету никому ненужная комбинаторика, все это далеко от кристального порядка и ближе к управляемому до поры до времени хаосу, и по своей сути противно духу настоящей модели. Например, вместо того, что бы иметь низкую так называемую пенсионную нагрузку на бизнес (далее социальную нагрузку) и одновременно с этим оказывать социальную заботу о населении дополнительно тратя на это сверхдоходы государственных предприятий, правильнее иметь высокую социальную нагрузку и одновременно отправлять средства от сверхдоходов государства в фонд «Робин Гуд», где они будут автоматически распределены среди населения, и что в свою очередь финансово скомпенсирует высокую социальную нагрузку, и всё это с примерно тем же конечным результатом, но при других установившихся параметрах и при большей степени упорядоченности и устойчивости Системы. Теперь представим то, что у государства по каким-то причинам больше не будет сверхдоходов, то есть не будет средств на дополнительную помощь иждивенцам общества. Так, в условиях низкой социальной нагрузки это вызовет социальное напряжение, либо по причине помещение части граждан (иждивенцев общества) в трудное материальное положение, либо по причине неизбежного повышения социальной или налоговой нагрузки, как всегда, в самый неподходящий момент. Но в условиях изначально достаточно высокой социальной нагрузки (стабильно без изменений) иждивенцы общества всегда останутся защищёнными, но при этом, очевидно, всё общество перестанет получать сверхдоходы государства, распределяемые через фонд «Робин Гуд», и в виду прозрачности наступивших обстоятельств и применяемых принципов и механизмов отнесётся к этому с пониманием, «затянет пояса» солидарно распределено, и в этом случае социального напряжения не будет. Можно было бы возразить сказав, что высокая социальная нагрузка «добьёт» бизнес. Но это не правда, общее повышение социальной нагрузки просто приведёт к общему повышению цен, которое для граждан будет компенсировано поступлениями от сверхдоходов через фонд «Робин Гуд». Если система в виде внутреннего рынка замкнута, то из неё ничего никуда не может исчезнуть, она также, как и раньше будет работать в плане объёмов производимого и потребляемого, но просто при других более высоких ценовых параметрах. На это можно ответить тем, что определённые экспортные направления пострадают от относительно высоких цен. Здесь я согласен, но замечание одновременно раскрывает существование обстоятельства неявного дотирования этих экспортных производственно-коммерческих направлений за счёт общенациональных сверх доходов. Экспорт - не ради экспорта, он преследует получение необходимой стране валютной выручки и/или сохранения влияния и контроля внешних рынков. И вот тут присутствует некоторая несправедливость, поскольку в данном случае неявно облагодетельствована только часть общества (конкретные экспортёры) за счёт всего общества. Так, если данные экспортные направления важны для страны, то при более высоких ценах следует дотировать экспортные направления явно, тратя на это эквивалентную часть из средств от сверх доходов, но явно, и тогда всем будет понятно то, зачем это делается. Как раз именно в этом заключается принцип целесообразности. А если будут возражения со стороны ВТО из-за явной государственной поддержки определённых экспортных направлений, то тогда возникает вопрос: зачем нам ВТО. Страны инициаторы ВТО и выгодоприобретатели этой организации позаботились о том, чтобы параметры работы с остальными странами-клиентами по сумме очков были в пользу первых, иначе они не подписывали бы эти соглашения изначально, надеюсь это понятно. Любая страна имеет право на свою экономическую защиту, свою внутреннюю и внешнюю независимую экономическую политику. Это нормально, это свидетельство и следствие наличия суверенитета у рассматриваемой страны. И последнее опять о целесообразности. Как видно, решение одной задачи по принципу целесообразности автоматически подводит нас к решению всех остальных затрагиваемых задач также сообразно этому принципу, ибо два противоположных принципа не уживаются в одном поле, одно из них побеждает.
- Принцип не накопительства. Финансовая система обеспечивает товарный обмен между субъектами экономической деятельности и в конечном счёте распределение общественного продукта между лицами, при этом система не позволяет производить накопления денежных средств на расчётных счетах в больших количествах. В течении текущего условного финансового цикла все полученные денежные средства должны быть потрачены, отданы в заём или отправлены в фонды резервирования. Для обеспечение данного механизма применяется 100% изъятие поступивших на счёт и неиспользованных в течении одной недели денежных средств, которые автоматически и безвозвратно отправляются в фонд «Робин Гуд» или просто уничтожаются. Фонды системы вообще не располагают запасом расчётных денежных средств, а работают на принципе распределения и перенаправления потоков денежных средств.
- Принцип плавных изменений заключается в том, что не существует резких ступенчатых изменений параметров, ставок, тарифов, размеров выплат и т.п. Там, где не применяется прямая зависимость, то есть фиксированный процент/ставка, то применяется степенные, логарифмическая и прочие математические зависимости для обеспечения прогрессий, и переходы остаются плавными без прерываний функций первого рода. Плавность изменений распространяется на размеры облагаемых баз и на суммы выплат во времени. Существующие в настоящее время ступенчатые тарифные сетки понятны для человека без математического склада ума, и только таковые операбельны в обстоятельствах отсутствия вычислительных мощностей, может быть по этим причинам так широко распространены, но в остальном несут только вред, являясь негибким инструментом, концентратором аномалий и аномального поведения субъекта экономической деятельности, в том числе точками принятия решения по поиску схем налоговой оптимизации и уходов от налогов, не обеспечивают адекватной обратной связи, и не являются адекватным экономическим регулятором. Можем ли мы представить физический мир, где ускорение свободного падения не подчиняется закону тяготения плавно изменяясь с высотой, а скажем, до высоты 1000 м постоянно и равно 10м/с2, а выше этой отметки резко становится 5 м/с2. Абсурд, скажете вы. Но мы своим «упрощением» при формировании ступенчатых ставок, тарифов вносим в экономическую жизнь именно такой абсурд и дисгармонию. В качестве под свойства, система не применяет максимальных ограничений в прямом виде, вместо этого применяются пределы с постепенным и бесконечно долгим к ним приближением. Необходимо осознавать то, что установление жёстких верхних пределов создаёт у людей ощущение несвободы, люди перестают доверять такой системе, где есть жестокое ограничение развития, принудительно «подстригающее» субъектов деятельности (отсылка к «уравниловке»). Они начинают бороться с ней теми или иными способами, а это неправильно. По этой причине жёсткое ограничения сверху не применяется принципиально.
- Принцип финансового выпрямителя заключается в том, что система призвана нивелировать скачки финансовых потоков, кризисные форсмажорные явления, поглощая их в своём масштабе, тем самым обеспечивая лишённую стресса деятельность для участников экономической деятельности на микроуровне. По этой причине система без извлечения прибыли выполняет все виды страхований, обеспечивает кредитование через соответствующие целевые резервные фонды, также без извлечение прибыли на посредничестве, руководствуясь принципом собирать и распределять, но не копить. Основной результат следования данному принципу – это создание на низовом уровне условий, когда каждый участник экономической деятельности будь то физическое или юридическое лицо спокойно выполняет свою функцию в обществе: работает как наемный работник, или производит и/или поставляет товары и услуги как предприниматель, а денежные средства при этом постоянно поступают на его расчётный счёт, или наоборот, субъект производит крупную трату, а оплата за неё списывается тоненьким ручейком в течении продолжительного периода времени. Так, неожиданным следствием применения принципа является правило выплаты отпускных и больничных полностью за счёт фонда «Социальной заботы». Логично то, что работодатель не несет расходов за отсутствующее на рабочем месте лицо, так как это лицо не участвует в деятельности компании во время своего отсутствия, и работодатель имеет возможность мобилизовать внешние или внутренние замещающие человеческие ресурсы для обеспечения полноценного производственного процесса и оплатить их не выходя из рамок своей нормальной затратной сметы и плана финансирования. Никто ли до сих пор не задумывался о том, почему в настоящее время это бремя лежит на работодателе, то есть лежит в плоскости микроэкономики, а не в плоскости макроэкономики, что при точном производственном и финансовом планировании заставляет предприятия резервировать средства, то есть копить, или в противном случае испытывать стресс или перебои операционной деятельности.
- Принцип регулировки общего через среднее и индивидуального через относительное означает, что в система предусматривает внешнюю эффективную регулировку среднего значения какого либо показателя только по группе в целом, но индивидуальные показатели внутри группы зависят от индивидуальных значений исходных определяющих показателей, которые в свою очередь являются относительными значениями к среднему по группе значению такого же исходного определяющего показателя. Другими словами, система подразумевает корректировку некоторого показателя по каждому субъекту внутри группы так, чтобы среднее значение данного показателя по группе в целом имело желаемое (контролируемое) значение, но при этом внутри группы относительные значения (разности) показателей между субъектами не изменялись, сохранив дифференциацию. Индивидуальный заслуги определяются не абсолютными величинами, а относительными. Например, это важно при определении размеров пенсий, где приходится интегрировать индивидуальные заслуги за периоды времени с различными макроэкономическими показателями.
- Принцип автоматической адаптивности. Механизмы системы работают в крайне широких диапазонах всех входных параметров. Система гибка и адаптивна к изменяющимся макроэкономическим условиям с мгновенной реакцией на изменения. В следствии этого, номинальные значение параметров практически никогда не совпадают с эффективными. Проблемы в одном месте компенсируются всей системой на солидарной основе. В этом залог устойчивости системы, отсутствия кризисов. Макроэкономических факторов множество, в том числе и тех, что не зависят от уклада экономики, например, демографические процессы, а волатильность рынков – это только один из факторов. В этом смысле плановость экономической модели не избавляет её от необходимости быть адаптивной. А будучи адаптивной на принципиальном уровне модель одинаково хорошо реагирует на изменения всех факторов, вне зависимости от их природы, в том числе и на изменения рыночной конъюнктуры. Отсутствие встроенной автоматической адаптивности приводит к тому, что намеренное командное-административное соблюдение номинальных значений где-либо предопределяет возникновение разрывов в других местах.
- Принцип непрерывности подразумевает то, что все ключевые показатели вычисляются в реальном времени с периодичностью (интервалом между вычислительными итерациями), ограничиваемой только мощностью вычислительного ядра ЕФЭИС. При этом рост вычислительной мощности должен приводить к сокращению периода между вычислениями, а моменты времени проведения вычислительных итераций не привязаны ни к чему. В результате постоянного процесса вычисления ключевых показателей, производится постоянные корректировки величин и сообразно этому производятся корректирующие перемещение денежных средств. В этом смысле традиционные на сегодня отчётные периоды, основанные на календарных периодах: месяцах, кварталах и годах, теряют смысл практического применения для целей периодического начисления и становятся атавизмом, а различие в продолжительности отдельных периодов одного класса, например месяцев, делают их не только не нужными, но и не приложимыми в рамках модели. Вместо них непрерывно рассчитываются усредненные показатели, взятые за постоянный по продолжительности скользящий период времени относительно от точки замера. Например, на сбор первичной информации отдаётся 336 часов от момента возникновения подлежащего регистрации события. Далее откладывается полупериод усреднения и таким образом определяется отметка на оси времени для получения окончательного значения замеряемого параметра - 672 часа от момента возникновения события. Весь период от момента возникновения события до отметки окончательного замера является расчётным периодом. При этом расчёты по замеряемому параметру ведутся в рамках каждой вычислительной итерации внутри расчётного периода и производятся корректировки.
- Принцип максимальной детализации данных означает более точное, насколько это возможно, определение индивидуальных показателей на основании сбора и анализа максимально доступных входных данных, отход от принципа усреднения и группирования в расчётах индивидуальных показателей. Как более точный такой подход более справедлив. Вычислительная мощность информационной системы позволяет делать это. Ранее в отсутствии последней это было затруднительно, потому усреднение было вынужденной мерой, и морально устаревает. Примером может быть расчёт индивидуального кредитного рейтинга для физических и юридических лиц, на основании анализа всей доступной системе информации о лицах, и на базе более точное определение значения вероятности наступления финансового дефолта, используемого в определении размера страховой премии, становящейся более точной, а значит и более справедливой. Справедливость – это прежде всего точность: точность в вердиктах, точность в расчётах. Справедливости, как и точности не может быть слишком много. К ним как к идеалу, как к математическому пределу можно только приближаться.
- Принцип обобщения методик и алгоритмов, в некотором смысле принцип отхода от субъективизма и стремление к объективизму, подразумевает под собой разработку общих тотальных масштабируемых универсальных правил и алгоритмов, но способных эффективно работать, быть применимыми в широких диапазонах условий, покрывающих все частные случаи, то есть гибких, настраивающихся в этом смысле, отход от системы принятия множества частных взаимно независимых решений в пользу принятия решений на общих правилах. То есть с учётом предыдущего принципа входные и оперируемые данные максимально детализированы, но методики и алгоритмы обрабатывающие эти данные максимально обобщены. В качестве полезного следствия данного принципа подразумевается замещение человека в вопросах принятия решений по управлению финансовыми потоками и параметрами, то есть речь идёт о роботизации процессов управления, подразумевается исключение человеческого фактора и дискреции чиновника, в частности. Проблема человеческого фактора или негативная сторона использования человеческого фактора в системах управления проистекает из-за наличии и реализации потенциала такого социального явления как навязывания сильными в широком смысле этого слова индивидами своей эгоистической воли слабым индивидам, что часто сопровождается нарушением установленных правил и законов как непосредственно сильными, так и слабыми под психологическим давлением со стороны сильных, в том числе при использовании таких инструментов как подкуп и шантаж. В противоположность этому автоматизированные системы не поддаются психологическому давлению, не поддаются уговорам, не ведут переговоров, не торгуются, их можно только демонтировать, но данный акт или покушение на него не может пройти незамеченным и вызовет консолидированное волевое осознанное сопротивление всего общества, против которого не устоит ни одна сильная личность, ни группа таких личностей.
- Принцип материальной стимуляции правильного с точки зрения идеологических установок поведения экономических субъектов. Все ключевые измеряемые показатели учитываются персонально и влияют на индивидуальный финансовый результат непрерывного процесса регулирования. Только одной пропагандистской работы в обществе недостаточно, она должна подкрепляться широко применяемыми механизмами материального стимулирования, как негативного, так и позитивного характера.
Описание модели в работе по ссылке: