В эпоху постмодерна нет места чему-то новому, по крайней мере в рамках искусства. По своей сути, все возможные приёмы уже мало того что придуманы, так ещё и затëрты до дыр. Так что же в эпоху вторичности есть искусство, и что же делать современным художникам?
На мой субъективный взгляд, современное искусство - это, в первую очередь, идея и совокупность. Совокупность тех давно существующих приёмов, которые были не единожды использованы по отдельности, но в своей сумме дают пусть и иллюзорное, но ощущение чего-то нового. Про идею трудно что-то сказать, главное чтобы она была и читалась, пусть и не как крупный и броский заголовок, а подтекстом или мелким шрифтом в конце договора.
Две этих черты являются идентичными по степени важности и создают ту общую картину, которую мы и наблюдаем. Понятия пусть и интуитивно понятные, но в дальнейшем, требующие пояснений. В слово "совокупность" я заключаю и работу с формами, цветом, фактурой. А вот идея - это не только то, что хотел донести до нас автор (в любом случае, этого мы никогда не узнаем, если не спросим лично), но и то, что ощущает зритель. Именно симбиоз двух ощущений и делает идею полной и живой. Без отдачи идея мертва, как и без её создателя.
Так что же делать и как быть художникам? Честно говоря, художник - слово не совсем корректное. С появлением цифрового искусства, стало труднее интерпретировать это слово. В английском языке есть слово более подходящее и широкое - artist. Не совсем creator, но и не художник. Нечто среднее что-ли. Но условимся, что в моём повествовании, художник - это artist.
В эпоху обесценивания и нейросетей донести свою мысль становится невероятно трудно, из-за изобилия контента и "машин", рисующих гиперреалистичные картинки. Но вот чего "машина" всё ещё не может - это использовать примитивные образы. И вероятнее всего не сможет никогда. Для этого ведь нужно иметь абстрактное мышление.
Примитивизм до сих пор не прижился в массовой культуре. Есть его некая калька, которая стала очень попсовой - минимализм. Но не стоит путать два этих понятия. Минимализм в парадигме современности - это про коммерцию и бренды, а не про искусство. Про логотипы и афиши, а не картины и картинки.
Примитивизм так и не прижился из-за того, что по "степени трудоёмкости процесса" в глазах зрителя значительно проигрывает реализму и иным, менее абстрактным течениям.
Но любую ли мазню можно ли назвать искусством? А кому вообще решать, что искусство, а что нет? До сих, честно говоря, не пойму, и ответа на это не дам.
К своим работам никогда не относился как к картинам, а как к картинкам - да. И очень этим горжусь. К слову, никакой монетизации они мне никогда не приносили, а служили скорее отдушиной и причиной прожить ещё один день.