Ансамбль "Синопсис" появился на эстонской рок-сцене в самом начале восьмидесятых годов и уже в 1981 году принял участие в знаменитом тартуском фестивале эстрадной музыки. К тому времени оба основателя ансамбля - и Невил Блумберг, и Игорь Гаршнек были хорошо знакомы публике: за год до этого Блумберг был удостоен специального приза фестиваля в Тарту (в то время он играл в группе "Пропеллер"), а в 1981 году подтвердил свой успех - был назван лучшим гитаристом, а лучшим сочинением была признана композиция Игоря Гаршнека "Кобальт".
Творчество талантливых эстонских музыкантов Игоря Гаршнека и Невила Блумберга трудно отнести к какому-нибудь определённому жанру.
Огромный опыт и виртуозное мастерство коллективных импровизаций сближают их с джазовыми традициями, но выступали они чаще всего с рок-ансамблями и именно как рок-исполнители добились известности в Эстонской ССР, а также за пределами республики. И хотя сама пластинка "Синопсис" вышла под рубрикой "Джаз", она несомненно с большим интересом была встречена любителям эстрады.
В то время эстонские музыканты часто переходили из ансамбля в ансамбль, пробуя тем самым себя в самых разных жанрах - от кантри до хард-рока.
Так, например, в 1981 году Блумберг принял участие в записи диска группы "Магнетик Бенд".
А Гаршнек вошёл в трио Уйбо - Гаршнек - Вайкмаа (выступали на фестивале в Тарту - 1982 г.)
За годы своей исполнительской деятельности Н. Блумберг добился поистине виртуозного владения гитарой, став тогда одним из наиболее сильных эстонских рок-музыкантов. Игорь Гаршнек основное своё внимание уделяет композиции, писал песни для ансамбля "Руя", которое он возглавлял после ухода из коллектива Рейна Раннапа, сочинения для "Синопсиса", демонстрировали тогда практически безграничные возможности современных на то время электронных инструментов. Много и плодотворно Гаршнек работал над произведениями "крупных форм", в которых развивал принципы синтеза музыки различных жанров - камерной, симфонической, хоровой и рока.
Так, например в 1986 году на тартуском фестивале он предоставил на суд слушателей "Концерт для гитары с оркестром" (исполнителем был симфонический оркестр театра "Ванемуйне", солист-гитарист из "Руи" Янус Ныгисту) и "Кантату о браке" на слова Хандо Руннеля (в исполнении камерного хора п/у Велло Ранда, ансамбля "Руя", солистом был - Урмас Алендер) и был удостоен специального приза "За творчество".
Игорю Гаршнеку принадлежат пять из восьми композиций, записанных на данной пластинке "Синопсис". Для них было характерно умелое и очень осторожное использование электронных синтезаторов. Несмотря на то что основные мелодические линии этих пьес ведут различного рода синтезаторы, композитор не злоупотреблял их звучанием.
Ни единого эффекта ради эффекта!
Каждый звук был логически оправдан, нёс вполне определённую смысловую нагрузку. Иногда И. Гаршнек поручал некоторые партии другим инструментам, хотя их вполне можно было "сымитировать" на синтезаторах. Но имитация его не устраивала - ему нужен подлинник. Так в композиции "Менестреле" и "Короле-Змее" появилась блок-флейта (В. Пуулинн), которая придавала пьесам неожиданную, тёплую окраску.
Также окутан таинственной красотой трек "Грот": в сумрачные, холодные ритмы неожиданно вплетается лёгкий, а подчас и танцевальный мотив - кажется, будто мы можем действительно заглянуть в тёмную пещеру и вдруг увидели фей, кружащихся в причудливом, фантастическом хороводе.
Огромное влияние на развитие эстонской рок-музыки оказал ансамбль "In Spe" (о нём мы также поговорим в следующих постах).
Фирма "Мелодия" к 1986 году выпустил 2 альбома данной группы.
Влияние данной группы слышится в треке "Менестрель" о которой уже упоминалось.
"Медитативный пейзаж" и "Романтическая баллада" музыканты не раз исполняли на концертах, они играли их под готовую фонограмму. Но если на "живых" выступлениях звучание оказывалось несколько "размытым", то на пластинке они зазвучали всеми "богатствами красок".
По-другому строил свои композиции Невил Блумберг. Они, как правило, жёстче, ритмичнее, чем у Гаршнека, может быть, композиции Блумберга были не столь изящны по своему строению, однако в них чувствовалась внутренняя сила, авторское "я" утверждалось в них не менее уверенно, чем у Гаршнека.
Можно убедиться, когда прослушайте треки "Маски", "Нэцуке" и "Одиночество", которые были написаны вместе с замечательных виртуозом - бас-гитаристом Р. Вайгла.
Кстати, сам Невил Блумберг выступал на этой пластинке не только как композитор, гитарист и ударник, но как и звукорежиссёр.
Подытожим! Что же играл "Синопсис" ? Джаз? Камерную электронную музыку? Авангардную рок-музыку? Так ли это важно? Ведь границы между жанрами тогда становились более можно сказать "зыбкими". И думаю, что их первая пластинка доставила тогда слушателям удовольствие, так же как и мне.
Ведь как мне кажется, что главная цель музыканта это то, что слушатель должен задуматься, вслушаться и отнестись к произведению серьёзно.
Всем спасибо за внимание! Продолжение следует)