Здесь достаточно интересных идей и как минимум два уверенных выступления, удерживающих "Тихое место: День первый", даже если иногда кажется, что это первый набросок более богатого и сложного финального фильма. Режиссер "Свиньи" Майкл Сарноски демонстрирует мастерство в создании меланхоличных, тонких характеров, которых обычно не хватает в подобных блокбастерах. Но ему не хватает мастерства для экшена, который является важным аспектом такого фильма: декорации слишком неточны, а ставки никогда не были достаточно высоки, чтобы создать реальное напряжение. Тем не менее, то, что могло бы быть просто кассовым сбором, явно имеет более высокие цели, в результате чего фильм получился нескучным и достаточно провокационным, чтобы вызвать большие вопросы о том, что действительно важно в этом мире, когда он разваливается на части.
Всегда великолепная Люпита Ньонго играет Сэм, больную раком в хосписе, которая соглашается на поездку в Манхэттен на представление со своей группой поддержки, возглавляемой бородатым Алексом Вольффом (который также снимался в "Свинье"). Кукольное представление, которое они посещают, - это хорошо, но на самом деле она приехала ради куска нью-йоркской пиццы, зная, что это, скорее всего, последний раз, когда у нее есть шанс попробовать то, что так четко ассоциируется у нее со счастьем. То, что Сэм - больная раком в последней стадии, добавляет интересный слой к разворачивающемуся ужасу. Как сильно вы боретесь за жизнь, когда уже умираете? Это лишь одна из нескольких интригующих идей, к которым фильм Сарноски подходит, но затем слишком быстро от них отказывается, уходя в тонкую структуру триллера о выживании.
Другой большой вопрос - как заставить замолчать один из самых громких городов в мире? В фильме Сарноски сообщается, что в Нью-Йорке регулярно достигает 90 децибел, что создает предпосылки для фильма о том, как город, наполненный таким количеством шума и суеты, остается тихим. Но это не тот фильм. У нас никогда не возникает ощущения, что мы находимся в переполненном городе в первый день конца света, поскольку Сарноски не скрывает, что его фильм снимался не на Манхэттене (он снимался на лондонских площадках). Это создает ощущение скорее декораций, чем реальности.
Мы следуем за Сэм и ее похищенным из фильмов котом Фродо по этому ландшафту, пока к ним не присоединяется паникующий молодой человек по имени Эрик (Джозеф Куинн из "Stranger Things"). Кастинг Ньонго и Куинна оказывается половиной успеха фильма "День первый", поскольку их чрезвычайно выразительные лица вынуждены выполнять большую нагрузку, пока чувствительные к звуку пришельцы захватывают мир вокруг них. Они оба дают сильные жанровые роли, передавая большую часть сюжета через физическую форму и экспрессию.
Проблема в том, что в фильме слишком мало истории. В самом начале мы знакомимся с Анри (Джимон Хаунсу), персонажем из фильма "Тихое место: Часть II"; он получает одну из лучших сцен в фильме, когда у него на глазах и его сына начинается паническая атака. А как бы поступили вы? Как далеко вы бы зашли, чтобы заставить замолчать человека, который может поставить под угрозу вашу семью? Вы бы убили его? Этот момент хорошо звучит позже, когда паника Эрика начинает нарастать, и мы задаемся вопросом, не придется ли Сэму задать те же вопросы, но он кажется слишком поверхностным. Почти каждый тематический аспект "Первого дня" кажется торопливым, и такой темп может быть причиной того, что Джефф Николс, который когда-то был привязан к проекту, покинул его из-за творческих разногласий. Трудно поверить в эпоху раздутых блокбастеров, но этот фильм должен был быть длиннее; его 99 минут не позволяют вложить достаточно средств в персонажей, построить мир или создать реальное напряжение.