В книге Исход, в 3 главе, описана история выхода израильтян из Египта. Бог обратился к Моисею со словами: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал [Бог]: Я буду с тобою... И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх.3:4-14).
Моисей понимал, что непросто идти к людям, которые 430 лет были угнетаемы, и сказать: «Бог послал меня к вам». Он предвидел вопросы своих соотечественников: «Какой Бог? Богов Египта мы знаем. Мы знаем бога Нила. Мы знаем бога войны. Египтяне ему поклоняются, потому что он им споспешествует. Мы знаем бога, отвечающего за строительство. Мы знаем бога, который отвечает за национальные интересы Египта. Мы помним, как наших младенцев бросали под крики и вопли в Нил. О каком боге ты говоришь, Моисей?»
Моисей спрашивает у Бога: «С каким предложением от Твоего лица я приду к ним? Скажи мне то, что впечатлило бы их, то, что изменило бы их мышление, внутреннее состояние, то, что будет способствовать изменению их восприятия той действительности, в которой они находятся, чтобы они перестали чувствовать себя рабами». Бог отвечает: «Я есмь Сущий».
Моисей попал в трудную ситуацию: с одной стороны – Бог, который говорит, и противостать Ему нельзя, с другой стороны – народ, к которому он должен принести новое извещение, а он не может этого сделать. Ведь он должен принести не просто новое извещение, а новое переживание, которое должно пройти через их сердце и душу, изменив их сознание и отношение Египта к новопровозглашенному имени Бога.
Имя отражает сущность
Имя отражает сущность, исходящую из реальности. Я могу назвать себя Наполеоном Бонапартом, но это не будет отражением моей сущности. Меня зовут Павел, мое имя соответствует моему представлению о себе, оно уже сформировано жизнью, обстоятельствами, оно отражает мое мироощущение, мировосприятие. Когда я произношу свое имя, я не просто отвлеченно, абстрагированно говорю – а мое имя есть то, кем я себя ощущаю и каким меня воспринимают.
У евреев было корпоративное имя – рабы. Тогда народ не знал своего маршрута, не знал своего будущего. Они не знали, с чем себя отождествлять. Они не знали, есть ли у них символ социальной идентичности, кроме того, что они рабы. Народ Божий не знал имени Бога.
Фразу «Я есмь Сущий» можно интерпретировать как «Я есмь такой, какой Я есть». Когда Мартин Лютер переводил это место Писания, то на полях написал следующее: «Я буду таким, каким Я буду. Из этого вы узнаете, кто Я есть». Иными словами, Он сказал: «Я Бог, Который будет Богом в деле, Я буду открывать Себя в действии, в Своем отношении к вам, и вы не просто будете знать Мое имя из настоящей, реальной ситуации. Я буду таким, какой Я есть».
Имя в действии
Бог начал проявлять Себя, когда Моисей впервые пришел к фараону: посох превратился в змею и обратно, рука покрылась проказой и тут же была исцелена. Египетские мудрецы старались произвести такие же чудеса, но, в конце концов, предел их возможностям наступил. Бог этим показал, что Он уважает человеческие возможности, но им есть предел. А у Бога предела нет.
И вот наступил момент проявления Бога. На землю египетскую нашла тьма, которую не могла рассеять ни одна свеча. И весь Египет в смятении. Что это? Кто может воспроизвести и отменить это явление, эти природные катаклизмы? А что происходит с людьми, которые свыклись с тем, что они рабы, что до них нет никакого дела и они обречены на вечное рабство? Теперь дети, видя проявления всемогущего Бога, говорят: «Папа, мама! Наш Бог – это Бог света для нас и Бог тьмы для них. Наш Бог за нас и против них. Наш Бог – это Бог тишины и покоя, но в то же время Он – Бог бури и града, все уничтожающего. Смотрите, у нас пшеница на полях, а у них ее град побил. А что град не побил, то саранча съела. А у нас все цело!»
Израильтяне воочию увидели Бога в действии. Косяки их дверей помазаны кровью, и ангел-губитель обошел их стороной. Они, действительно, вышли из Египта!
Но что это? Красное море. Тупик. Моисей восклицает: «Что мне делать? За спиной – пустыня, впереди – море». Бог продолжает говорить и в условиях безысходности: «Простри руку свою и свой жезл. Смотри, что Я буду делать. Я буду таким, каким Я буду. Я пойду вместе с вами. Вы здесь, чтобы вы знали, что Я тот, который среди вас, и Я пойду с вами в море, чтобы ты никогда не сомневался, что Я – твой Бог, и Мое имя - это имя, которое будет поднимать тебя над всеми обстоятельствами в твоей жизни. Я подведу тебя к скале, чтобы ты посмотрел на нее и пересохшими устами сказал: «Здесь Бог!» И из сухой скалы пойдет вода. Это не безумная идея. Это все естественно, так как Мое имя исходит из Моей реальной сущности».
Сущий – это имя в действии, которое нам дано познавать, когда мы идем вместе с Ним. Он говорит: «Я буду с тобой. Я Бог, который, держит тебя за руку. И поэтому я не дам поколебаться ноге твоей, поскользнуться стопам твоим».
Наш Бог – это Бог правосудия. Он говорит о Себе в действии то, кем Он является. Он не производит религию, Он производит жизнь, исходя из Своей сущности. Это Бог, на которого мы уповаем.
Надо знать своего Бога
У меня 8 братьев и две сестры. Когда в нашей семье родилась девочка, мы все радовались, так как долго ждали, сначала были одни мальчишки. И вот к нам в гости пришла неверующая соседка и говорит маме: «Чем ты их будешь кормить? Во что будешь одевать?» На это мама ответила: «У Бога хватит сил для всех. Он знает». Я тогда из этого разговора ничего не понял. Но сейчас я понимаю, что мои родители знали своего Бога. Теперь, когда мы приезжаем в родительский дом, каждый из нас привозит какие-нибудь подарки единственному сыну той неверующей, уже покойной, соседки, чтобы помочь ему. И он часто говорит: «Я бы не выжил, если бы не ваша помощь».
Мои родители смотрели в будущее исходя из знания своего Бога. Они знали значение слов «Я буду таким, какой я есть, и из этого вы узнаете, кто Я».
Где бы мы ни были, Его имя проявляется в действии. В пустыне израильтяне называли Бога: «Мой Бог – источник в земле сухой». Даниил, положа руку на льва, говорил: «Бог - защита моя!» Седрах, Мисах, Авденаго в печи огненной: «Мой Бог - освободитель!» Вот что значит имя Его. Он – Бог, прощающий твои беззакония. Он – Бог, сокрушающий силу дьявола и благословляющий тебя. Он - Тот, который из праха восстанавливает разбитые надежды. Он – Бог, дающий человеку видение. Это испытал Авраам. Авраам был реалистом, но Бог дал ему видение. «Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт.17:4-8). Авраам поверил, и все совершилось.
Я желаю вам, чтобы вы никогда этого не забывали. Бог ведет Свой народ по этому пути для того, чтобы Его имя было открыто этому миру как имя Всемогущего Бога. Мы бы не знали, что такое сверхъестественная сила Божья, если бы не было тупиковых ситуаций. И когда нам кажется, что все совсем плохо, это значит, что у детей Божьих все абсолютно хорошо, потому что с ними Бог. Мы обязаны познакомить этот мир с Богом. Это задача церкви. Бог говорит: «Я открыл тебе имя Мое, чтобы ты знал, кто Я есть». И отныне ты будешь петь песню не раба, а победителя Тому, Кто даровал победу на Голгофе.
П. А. Бак, заместитель
начальствующего епископа РЦ ХВЕ