Найти тему
Паучий Тупик

Снейпа любят только благодаря Рикману? Об одном распространенном стереотипе

Оглавление

Где бы и когда ни зашел разговор о Снейпе, рано или поздно кто-нибудь непременно напишет: «У Снейпа столько поклонников только благодаря превосходной игре Алана Рикмана, а сам по себе этот персонаж просто отвратителен!».

Я ни в коей мере не желаю умалять заслуги Рикмана — он превосходный актер, и Снейпа он сыграл очень хорошо. Проблема лишь в том, что сыгранное им — это некая «выжимка» из книжного образа Снейпа, к тому же сделанная с учетом особенностей самого актера.

Что я имею в виду? Съемки первого фильма «Гарри Поттер и Философский камень» начались в 2000 году. Алану Рикману на тот момент было 54 года. А его персонажу по книге в тот момент, когда мы впервые с ним встречаемся, 31 год. И хотя волшебный мир несколько архаичен, это не тот мир, в котором 30 лет — уже практически старость. Волшебники живут долго, и 30-летние в их мире — такие же молодые люди, как и в нашем.

И, разумеется, Рикман не пытается играть 30-летнего, это было бы неуместно. В характере Снейпа довольно много черт, которые находятся вне возраста. Что неудивительно — в его жизни были испытания и переживания, которые принято связывать не с молодостью, а с более зрелым возрастом. Хотя, конечно, они могут настигнуть человека и в ранней юности, и даже в детстве.

Вот на этих качествах и основан образ Снейпа в фильмах. Мрачный, холодный, закрытый, жесткий, компетентный, невероятно загадочный. И те же самые люди, которые охотно критикуют снейпоманов за то, что они, дескать, любят Снейпа за романтичность, однозначно отдают предпочтение романтичному Снейпу, сыгранному Рикманом, перед реалистичным книжным Снейпом.

Дело, однако, в том, что молодость Снейпа — а мы видим его в возрасте 31-38 лет, не считая тех эпизодов, где он ещё моложе или вообще подросток — достаточно важный элемент его образа. Очень многое в его чувствах и поступках обусловлено тем, что 30 лет — это действительно мало. Подлинная зрелость в современном мире наступает позже. А для тех, кто вынес из детства и юности «раны, которые не способно залечить даже время: уж слишком они глубоки» (слова Дамблдора о Снейпе в пятой книге), иногда гораздо позже.

Надо, однако, иметь в виду, что кино прежде всего визуальное искусство. И человек с морщинами 50-летнего и не до конца изжитыми подростковыми комплексами действительно смотрелся бы в фильме крайне странно и нелепо. «Гарри Поттер» - это всё-таки сказка, а не психологический роман, а Снейп не главный герой, и усложнять образ в кино до такой степени не имело смысла. А вот 30-летний смотрелся бы естественно и реалистично.

Но речь о другом: действительно ли Снейп в фильмах как человек лучше Снейпа в книгах?

Я не претендую на подробный разбор всех сцен в фильмах и тем более в книгах, но хотела бы обратить внимание на ряд моментов, которые ускользнули от внимания тех, кто так утверждает.

Первый и второй фильмы

1. Сцена на первом уроке зелий на курсе Гарри. Да, в фильме нет эпизода с Невиллом, взрывающим котел, и несправедливым снятием баллов с Гарри:

Невилл каким-то образом умудрился растопить котел Симуса, и тот превратился в огромную бесформенную кляксу, а зелье, которое они готовили в котле, стекало на каменный пол, прожигая дырки в ботинках стоявших поблизости учеников. Через мгновение все с ногами забрались на стулья, а Невилл, которого окатило выплеснувшимся из котла зельем, застонал от боли, так как на его руках и ногах появились красные волдыри.
— Идиот! — прорычал Снегг, одним движением ладони сметая в угол пролившееся зелье. — Как я понимаю, прежде чем снять котел с огня, вы добавили в зелье иглы дикобраза?
Невилл вместо ответа сморщился и заплакал — теперь и нос его был усыпан красными волдырями.
— Отведите его в больничное крыло, — скривившись, произнес Снегг, обращаясь к Симусу. А потом повернулся к Гарри и Рону, работавшими за соседним столом. — Вы, Поттер, почему вы не сказали ему, что нельзя добавлять в зелье иглы дикобраза? Или вы подумали, что если он ошибется, то вы будете выглядеть лучше его? Из-за вас я записываю еще одно штрафное очко на счет Гриффиндора.
Это было ужасно несправедливо.
Автор изображения Vizen
Автор изображения Vizen

Это действительно ужасно несправедливо, вот только совершен этот поступок явно «на эмоциях» - Снейп сорвался на Невилла, а потом и на Гарри, потому что у него на уроке случилось опасное происшествие, а он не уследил. И, пожалуй, это главное различие между Снейпом Рикмана и книжным Снейпом — первый всегда полностью владеет собой, второй частенько теряет самообладание.

Но вот то, что говорит этот спокойный и уверенный Снейп, настораживает гораздо сильнее, чем некрасивые срывы книжного Снейпа. Потому что он заявляет, что сможет научить «как разлить по флаконам известность, как сварить триумф, как заткнуть пробкой смерть» лишь «немногих избранных».

Этот посыл намного хуже любой частной несправедливости, поскольку означает, по сути, декларацию отсутствия готовности научить своему предмету всех, кто пришел к нему на уроки, которая явно была у книжного Снейпа. Можно ругать методы, которые он для этого использовал, но Снейп в книге никогда не делил учеников на «избранных», «особенных» - и всех остальных. Он говорил совсем другое:

Но все это только при условии, что вы хоть чем-то отличаетесь от того стада болванов, которое обычно приходит на мои уроки.

Хоть чем-то отличаться от «стада болванов» — не такой уж большой повод для гордыни. И не случайно в фильме на слова об «избранных» реагирует Драко Малфой, самодовольно ухмыляясь, а в книге на процитированную речь — Гермиона:

Гермиона Грейнджер нетерпеливо заерзала на стуле — судя по ее виду, ей не терпелось доказать, что уж ее никак нельзя отнести к стаду болванов.

Снейп, правда, не дает Гермионе шанса это доказать, но, собственно, ему эти доказательства на самом деле и не нужны. Он учит всех, причем даже слабых натаскивает на положительный результат. Просто для сильных есть стимул — он может дать им больше, чем всем остальным. Но любым сильным ученикам, а не «немногим избранным».

2. В фильме показано, как Снейп удерживает Гарри на метле во время матча по квиддичу. Но не показано, что он взялся судить следующий матч ради того, чтобы быть поближе к Гарри, если его опять попытаются убить, и спасти его. Казалось бы, это неважно — ведь его помощь не понадобилась, потому что на матч пришел Дамблдор. И всё же здесь есть один немаловажный аспект, который очень хорошо характеризует книжного Снейпа:

— Снегг пытался меня спасти? — Гарри показалось, что он сходит с ума.
— Разумеется, — холодно подтвердил Квиррелл. — А как ты думаешь, с чего это он решил судить следующий матч? Он пытался помешать мне сделать это снова. Это на самом деле смешно — ему вовсе не надо было так стараться. Я все равно ничего не мог сделать, потому что на матче присутствовал Дамблдор. А все преподаватели решили, что Снегг хочет помешать сборной Гриффиндора одержать победу. Так что Снегг сам себя подставил и стал весьма непопулярной личностью…

Снейп скрыл от коллег, что хочет судить матч ради того, чтобы защитить Гарри. В сущности, он вообще просил Дамблдора скрывать, что защищает мальчика:

Помогите мне защитить сына Лили.
— Ему не нужна защита. Темный Лорд ушел…
— Темный Лорд вернется, и тогда Гарри Поттер окажется в страшной опасности.
Наступило долгое молчание. Снегг постепенно брал себя в руки, его дыхание стало ровнее. Наконец он произнес:
— Хорошо. Ладно. Но только — ни слова никому, Дамблдор! Это должно остаться между нами. Поклянитесь!

Но в данном случае он заведомо повредил при этом своей репутации - и даже не подумал попытаться оправдать себя. Это явно говорит о том, что для Снейпа дело важнее, чем мнение окружающих о нем. И это весьма яркая и симпатичная черта, которая в книге очевидна, особенно после событий в седьмой книге, а вот в фильме оказалась смазанной.

3. Во втором фильме Снейп с искаженным яростью лицом отчитывает Гарри и Рона после того, как они явились в школу на «фордике». Несмотря на то, что Снейп в исполнении Рикмана всегда сохраняет самообладание, такое лицо у него в фильмах довольно часто. Зато он никогда не улыбается, не усмехается и не ухмыляется, даже «злорадно». И не острит. Чувство юмора у него отсутствует как таковое. Но в книге «общение» Снейпа с Гарри и Роном начинается с комического эпизода:

— Гляди, — шепнул Гарри Рону. — За учительским столом одно место пустое. Нет Снегга. Интересно, где он?
Профессор Северус Снегг был его самый нелюбимый учитель. Да и Гарри не ходил у него в любимчиках. Жесткий, саркастичный Снегг преподавал в школе зелья; почитали профессора только ученики его собственного факультета Слизерин.
— Может, он заболел, — с надеждой в голосе предположил Рон.
— А может, совсем ушел? Из-за того, что место преподавателя защиты от темных искусств снова досталось не ему?
— А может, его выгнали? — вдохновенно произнес Рон. — Его все терпеть не могут…
— А может быть, — промолвил сзади чей-то ледяной голос, — он сейчас стоит и ждет, когда вы двое расскажете ему, почему вы вернулись в школу не поездом.
Гарри мигом обернулся. В двух шагах стоял Северус Снегг собственной персоной, его черная мантия колыхалась от порывов ветра. Он был очень худой, с изжелта-серым лицом и крючковатым носом; черные, точно смазанные жиром волосы падали на плечи. Увидев его улыбку, Гарри понял, что им с Роном грозит большая беда.

Эти два балбеса его обсуждают — а он стоит у них за спиной и всё слышит. И его реплика показывает, что он вполне ощущает юмор ситуации.

Почему эта черта кажется мне важной и положительной? Ведь юмор Снейпа отнюдь не добродушен, это в лучшем случае ирония, а чаще сарказм либо то, что принято называть «черным юмором». И всё же способность видеть смешную сторону вещей, даже если этот смех не веселый, а мрачный и едкий — важное свойство здорового ума и здоровой души. Снейп умеет подмечать смешное, умеет удачно острить — это говорит о том, что он вовсе не тот сломленный или, напротив, сплошь озлобленный тип, каким он видится некоторым читателям.

Рикмановский Снейп иногда сам комичен, но он скорее объект, чем субъект юмора. Правда, местами он остроумно обыгрывает самые обычные реплики - как вот эту из первой книги:

Позади них стоял Снегг.

Добрый день, — вежливо поздоровался он. Они молча смотрели на него, широко открыв глаза

Не стоит упускать возможность насладиться хорошей погодой, — произнес Снегг со странной кривой усмешкой.

Мы... — начал Гарри, совершенно не представляя, что собирается сказать.

Вы должны проявлять разумную осторожность, — закончил за него Снегг. — У вас такой вид, что можно предположить, будто вы что-то затеваете.

Лицо Снейпа в фильме в этой сцене невероятно комично именно потому, что на нем нет никаких кривых усмешек — комична сама его серьёзность, то, как он поднимает брови и хмурится. Впрочем, за этим может скрываться юмор более тонкий, чем за репликами книжного Снейпа, но удовольствие от этого юмора слишком хорошо скрыто. А вот Снейп в книге явно наслаждается своими саркастичными репликами, и отнюдь не только из-за того, что они часто попадают в цель, но и самим искусством острить как таковым.

4. Книжный Снейп более простой в хорошем смысле слова человек, чем Снейп в фильмах. Он, скажем, запросто болтает с Филчем, когда тот помогает ему с перевязкой:

В учительской были только Снегг и Филч. Снегг сидел, поддернув свою длинную мантию выше колен. Одна нога его была сильно изуродована и залита кровью. Справа от Снегга стоял Филч, протягивающий ему бинт.
— Проклятая тварь, — произнес Снегг. — Хотел бы я знать, сможет ли кто-нибудь следить одновременно за всеми тремя головами и пастями и избежать того, чтобы одна из них его не цапнула?

Он любезен с Хагридом:

— Его спровоцировали, профессор Снегг, — пояснил Хагрид, высовываясь из-за дерева. — Этот Малфой его семью оскорбил, вот!
— Может быть, но в любом случае драки запрещены школьными правилами, Хагрид, — елейным голосом произнес Снегг.

Вряд ли у Снейпа есть причины льстить Хагриду, так что он просто общается с лесником мягко и дружелюбно. Никакой дистанции, никакого превосходства.

Снейп в фильмах держит дистанцию со всеми и всегда. Никакой простоты в нем нет.

Эта простота и естественность проявляются и в спонтанных реакциях. Вот, скажем, как Снейп в книге реагирует на информацию об исчезновении одной из учениц:

Снегг с силой сжал спинку кресла.

Или на возвращение из больницы Макгонагалл:

— Профессор Макгонагалл! — Снегг шагнул вперед. — Я гляжу, вас уже выписали из больницы!

Когда читаешь книгу в первый раз, все эти детали теряются на фоне несправедливого отношения Снейпа к тем, кому мы симпатизируем - Гарри, Рону, Гермионе, Невиллу, Люпину, Сириусу. В фильмах оно выглядит гораздо менее несправедливым, поскольку многие эпизоды там просто отсутствуют. Но отсутствует и всё то, что делает Снейпа более человечным, в том числе и такие вот мелочи. Впрочем, не только они — об этом будет сказано дальше.

Третий и четвертый фильмы

Казалось бы, третий фильм сплошь благоприятен для Снейпа: в нём нет неприятного эпизода с жабой Невилла и даже наезда на Невилла перед уроком ЗоТИ, отсутствует упорное стремление Снейпа подвергнуть Сириуса поцелую дементора, истеричное поведение после его побега. Зато есть разошедшаяся на мемы сцена, где Снейп прикрывает собой учеников от оборотня.

Не тронь моих крошек!
Не тронь моих крошек!

И всё же … эта сцена повисает в воздухе. Невозможно понять, как после этого Гарри может подозревать Снейпа в всех смертных грехах. Одно дело, когда человек просто спасает тебе жизнь, как в первой книге. И совсем другое — когда он готов закрыть тебя и твоих друзей своим телом от смертельной опасности. Ну не мог бы Гарри после этого совершенно точно не понимать, на чьей стороне Снейп. Гарри вообще-то умный мальчик и, в отличие от Снейпа, довольно быстро способен побороть свои предубеждения. А если нет, то ему всегда готова помочь Гермиона, к которой он прислушивается.

То же самое относится и к сцене с боггартом. Да, Рикман очаровательно комичен в наряде пожилой дамы — и, надо сказать, его весьма не юный вид этому способствует. Тощий молодой парень выглядел бы в этом случае не просто комично, а карикатурно. Но с чего Невилл-то его боится? Только из-за мрачного и сурового вида? Учитывая, что Невилл в третьем фильме уже не смешной круглолицый малыш, а довольно прилично вымахавший подросток, это смотрится глупо. Впрочем, особенность киноискусства в том, что там простительны нелепости, неприемлемые в художественном тексте.

Но если взять другие эпизоды, то, скажем, Снейп в эпизоде с Картой Мародёров в фильме ведет себя куда более нелепо, чем в книге. Вынуждает Гарри читать вслух, что там написано, и тут же в ярости набрасывается на Гарри за то, что он прочитал. Да, конечно, сцена в целом смешная, и в книге тоже — но там Снейп как раз быстро соображает, с чем имеет дело, и его гнев выплескивается не на Гарри, а на Люпина, который, как он подозревает, и дал Гарри эту карту. Книжный Снейп умен и проницателен, Снейп в фильме просто попадает в глупое положение.

Ну, и фраза «вы такой же, как ваш отец», в фильме выглядит куда более притянутой за уши. В книге Гарри действительно глупо рисковал, когда пошел в Хогсмид. А в фильме он просто находится ночью в коридоре школы.

Далее, сцена в Визжащей Хижине. Да, в фильме Снейп там куда спокойнее, чем в книге — книжный Снейп просто теряет голову от гнева, и это один из трех эпизодов в книгах, где с ним такое происходит. Но как раз Снейп в фильме делает то, в чем часто обвиняют книжного Снейпа — садистски смакует действительно страшные вещи:

Поцелуй дементора. Не представляю, как это можно вынести, даже смотреть на это невыносимо, но я попробую

Снейп в книге просто упоминает поцелуй дементора, без всякого смакования.

Вот выберемся из–под Ивы, и я сразу кликну дементоров. Они будут рады видеть тебя, Блэк, очень рады... Даже одарят тебя поцелуем...

Он ничего не говорит о желании наблюдать за расправой над Блэком и не выражает такого намерения.

Ну, и о том, что Снейп весь год варил зелье для Люпина, не упоминается. Равно как не показано и то, что Снейп, очнувшись, собрал и уложил на носилки всех, кто лежал вокруг него без сознания, включая Блэка, и доставил их живыми и невредимыми в Хогвартс.

Почему эти два момента кажутся мне более важными для характеристики Снейпа, чем неканонная красивая сцена с закрыванием учеников собой от оборотня?

Ну … именно потому, что в них нет эдакой романтической красивости. Зато есть очень важная черта Снейпа — его способность тихо и незаметно делать добро, в том числе тем, кто ему не нравится, и тем, кто сам поступал с ним не очень-то хорошо.

Более того, Сириус попадает в руки Снейпа в беспомощном состоянии. И что делает Снейп? Да, связывает и затыкает ему рот — так всегда поступают, задерживая преступников, а Блэк в его глазах именно преступник. Но он ещё и личный враг. И вот он, беззащитный, в полной власти Снейпа. Снейп может с ним сделать что угодно — и ничего не делает. Он укладывает его на носилки, как и всех остальных, хотя мог бы тащить связанного по земле. Сам Сириус, когда тащил беспомощного Снейпа, не был столь гуманен — Снейп у него колотился головой об потолок тоннеля:

Сириус с помощью волшебной палочки Снегга удерживал плывущего по воздуху профессора в вертикальном положении, голова Снегга то и дело чиркала об низкий потолок. Гарри показалось, что Блэк и не думает этому помешать.

Снейп на деле куда менее жесток, чем на словах. Именно в тех ситуациях, когда кто-то целиком и полностью от него зависит, он не использует эту зависимость, даже если речь о человеке, которого он ненавидит. И это гораздо лучше красивых жестов.

2. В четвертом фильме, когда Кубок Огня выплёвывает имя Гарри, Снейп предлагает оставить всё, как есть, и подождать. И Дамблдор с ним соглашается. Казалось бы, зрелое и мудрое предложение? Но Минерва правильно понимает его суть — превращение Гарри в своего рода наживку для ловли преступника, и её это возмущает. Значит, по мнению сценаристов, Снейп был готов видеть Гарри в роли такой наживки? Всё, что я знаю о Снейпе, прочитав семь книг, однозначно мне подсказывает: нет. Он мог смириться с решением Дамблдора, но сам бы никогда не предложил ничего подобного.

Книжный Снейп в той же сцене в своём обычном репертуаре. Он обвиняет Гарри, но при этом заступается за Дамблдора, которого винят в том, что от его школы будет выступать два претендента, значит, шансы на победу Хогвартса увеличатся:

—Каркаров, это все проделки Поттера, — вкрадчиво произнес Снегг, его черные глаза зло поблескивали. — Вины Дамблдора нет в том, что Поттер нарушил правила Турнира. Этот негодный мальчишка с первого дня появления в школе только и делает, что нарушает правила.

Да. несомненно, в такие моменты Снейп выглядит очень глупо — ну никак нельзя упустить случай наехать на Гарри! Но уж лучше быть иногда глупым злюкой, чем расчетливо и жестоко рисковать жизнью ребенка.

Кстати, когда такую готовность приписывают Дамблдору, меня это сильно возмущает. Но об этом я напишу подробнее в других статьях.

3. В фильме нет ни эпизода с зубами Гермионы, ни эпизода, где Снейп на уроке читает вслух пошлую статью Скиттер про Гарри. Оба эпизода Снейпа, мягко говоря, не красят — из хоть и молодого, но всё-таки взрослого человека вылезает противный подросток, который явно не прочь поиздеваться над другими. А поскольку издевается он в данном случае над учениками, у многих создается именно такое впечатление: Снейп любит унижать тех, кто не может ответить ему тем же.

Ну, вопрос о том, могут они в принципе ответить или нет, опустим, но хотела бы обратить внимание на другое — на эпизод из четвертого фильма, где Снейп раздает подзатыльники. Ещё один подобный эпизод будет в пятом фильме, когда Рон ухмыльнется, услышав ответ Снейпа на вопрос Амбридж, почему ему не дают должность профессора ЗоТИ, и тут же получит от Снейпа тетрадью по затылку.

Как выглядят в фильме эти эпизоды — как физическое насилие над учениками, которое в Хогвартсе вообще-то запрещено? Когда Амбридж в пятой книге трясет Мариэтту Эджкомб, Дамблдор реагирует на это крайне резко:

Разъяренная Амбридж схватила Мариэтту, повернула ее к себе лицом и принялась трясти изо всех сил. Не прошло и секунды, как Дамблдор вскочил на ноги, подняв палочку. Кингсли дернулся вперед, и Амбридж отскочила от Мариэтты, тряся в воздухе руками, словно обожгла их.
— Я не могу позволить вам заниматься рукоприкладством в моей школе, Долорес, — сказал Дамблдор. Впервые за весь вечер он выглядел рассерженным.

Снейп в фильме, однако, занимается именно рукоприкладством, причем без особого повода: ну, болтают ученики и отвлекаются, причем не на уроках как таковых — иначе что там делают студенты разных курсов? - а, видимо, на каких-то занятиях после уроков типа нашей «продленки», где выполняют домашнее задание. Однако эти эпизоды смотрятся не возмутительно — они смотрятся забавно. Особенно когда Снейп чисто символически поддергивает свои тесные манжеты — которые, по-моему, при этом ни на миллиметр не сдвигаются — перед тем, как ухватить Гарри и Рона за загривки и ткнуть их носами в тетрадки.

Это я всё к чему? Дело в том, что и те эпизоды в книгах, где Снейп ведет себя скверно и несправедливо, можно снять так, что будет скорее забавно, чем возмутительно. Эпизод с чтением статьи уж точно: Снейп, артист эдакий, читал её так, что ученикам было смешно, и зрителям, скорее всего, тоже было бы смешно. Там ребята тоже отвлекались с этой статьёй, и как раз на уроке, так что вряд ли эта выходка смотрелась бы несправедливее подзатыльников. Ведь фильм, в отличие от книги, не дает нам картину исключительно глазами Гарри, поэтому происходящее не приправлено его эмоциями. Даже если перенести на экран всё до единой детали, Снейп будет смотреться в фильме иначе, чем в книге, потому что мы будем видеть его своими собственными глазами.

4. Эпизод с угрозами Гарри насчет применения веритасерума в фильме есть — и, надо сказать, угрожает Снейп весьма впечатляюще (а ещё очень шустро лазит по стремянке в своей кладовке). Вот только в фильме это выглядит наездом на пустом месте. А в книге Гарри действительно соучастник кражи у Снейпа ингредиентов два года назад, и рыльце у него в пушку. Да, сейчас крадёт не он, а лжеГрюм, но у Снейпа есть основания его подозревать. В фильме же это выглядит как попытка отвлечь внимание Гарри от предшествующего этой сцене в фильме эпизода с меткой Каркарова. В книге эти эпизоды идут друг за другом в обратном порядке: сначала Снейп угрожает Гарри веритасерумом, а потом приходит Каркаров и показывает ему метку.

5. А вот два эпизода после возрождения Волдеморта, которые говорят о Снейпе больше, чем все прочие сцены, вместе взятые, в фильме отсутствуют. Первый — где Снейп показывает свою метку, пытаясь убедить Фаджа, что Волдеморт действительно вернулся:

Снегг решительно вышел вперед, закатал рукав мантии и ткнул руку прямо в нос Фаджу. Министр отшатнулся.
— Вот, — хрипло сказал Снегг. — Вот, смотрите. Черная Метка. Уже не такая четкая, как, скажем, часа полтора назад, но различить ее все же можно. Темный Лорд впечатал свой знак в руку каждого Пожирателя смерти. Именно так мы узнавали друг друга. Так Темный Лорд призывал нас к себе. Когда он касался Черной Метки на руке Пожирателя смерти, все остальные должны были немедленно трансгрессировать к нему. Целый год Метка становилась все более четкой. У Каркарова тоже. Как вы думаете, почему Каркаров бежал сегодня? Мы оба чувствовали, как горит Черная Метка. Мы оба знали, что он вернулся. Каркаров боится мести Темного Лорда. Он предал слишком много его верных сторонников, и хозяин вряд ли примет его с радостью.
Фадж, покачивая головой, отступил от Снегга еще на полшага. Похоже, он не слышал ни слова из сказанного Снеггом.

Почему этот эпизод важен? Потому что Снейп проявляет одно из важнейших своих качеств — моральное мужество, готовность ради дела выставить себя в дурном свете. Он ведь, по сути, публично раскрывает тот факт, что он — Пожиратель Смерти, бывший сторонник Волдеморта. Он понимает, как это повлияет на отношение к нему? Разумеется, понимает. Но если есть хоть малейший шанс объединить силы в борьбе с Волдемортом — ради этого шанса стоит обнародовать свою постыдную тайну.

Второй эпизод — то, как он отправляется к Волдеморту по просьбе Дамблдора:

— Северус, — обратился Дамблдор к Снеггу— ты знаешь, что я должен попросить. Если... если ты готов это сделать...
— Да, — ответил Снегг.
Он выглядел бледнее обычного, а его черные глаза странно блестели.
— Тогда, удачи, — сказал Дамблдор. С мрачным предчувствием во взгляде он смотрел, как Снегг молча вышел из комнаты вслед за Сириусом.
Прошло несколько минут, прежде чем он снова заговорил.

Снейпу предстоит опаснейшее испытание — отправиться к Волдеморту после того, как он не явился сразу на его зов, и после того, как он на первом курсе спас от Квиррела Гарри. Шансы на то, что Волдеморт не поверит ему и убьёт, были довольно велики. Снейп это знал, но спокойно и решительно отправился к нему.

Да, конечно, в седьмом фильме достаточно эпизодов, позволяющих оценить храбрость Снейпа — и всё же эти два лучше многих других позволяют понять его характер.

6. Зато в фильме есть эпизод, которого и близко нет в книге — когда Снейп с холодным и жестоким выражением лица тычет палочкой в лицо безоружному и обездвиженному Барти Краучу-младшему.

Щас как дам больно ...
Щас как дам больно ...

Не знаю, что хотели этим сказать создатели фильма — что Снейп так ненавидит этого Пожирателя Смерти, аж кушать не может? Ну так Сириуса, которого Снейп считал предателем Поттеров, он ненавидел ещё больше — но, по крайне мере, тот стоял на ногах и глупо его провоцировал, когда Снейп в третьем фильме в него так же тыкал палочкой. А Снейп в книге не воюет с поверженными врагами, он с ними обходится достаточно гуманно: как я писала выше, Сириуса, которого он нашел без сознания, он уложил на носилки и доставил в Хогвартс.

Пятый и шестой фильмы

1. В пятом фильме нет разборки между Сириусом и Снейпом на Гриммо, когда Снейп намекает Сириусу на его трусость. Приводить всю сцену целиком я не буду, она слишком длинная, только ту часть, которая чуть не привела к стычке:

Почему Дамблдор не может его учить? — воинственно спросил Сириус. — Почему ты?

Потому, видимо, что привилегия директора — поручать наименее приятные дела другим, — вкрадчивым голосом ответил Снегг. — Уверяю тебя, я не напрашивался. — Он встал. — Жду вас в понедельник, в шесть вечера, Поттер. В моем кабинете. Если спросят — вы изучаете лекарственные зелья. Всякий, кто видел вас на моих занятиях, не усомнится, что вам это необходимо.

Он двинулся к двери, черный дорожный плащ вздулся за его спиной.

Постой, — сказал Сириус и выпрямился на стуле.

Я спешу, Блэк, В отличие от тебя, у меня нет бездны свободного времени.

Тогда к делу, — сказал, поднимаясь, Сириус. Он был значительно выше Снегга, который сжал в кармане кулак, — Гарри не сомневался, что в кулаке у него волшебная палочка. — Если услышу, что эти свои уроки окклюменции ты используешь для того, чтобы притеснять Гарри, будешь иметь дело со мной.

Как трогательно, — осклабился Снегг. — Но ты, полагаю, заметил, что Гарри пошел в отца?

Заметил, — с гордостью сказал Сириус.

Тогда ты догадываешься, насколько он высокомерен. Критика отскакивает от него, как от стенки горох.

Сириус оттолкнул стул в сторону и двинулся вокруг стола к Снеггу, на ходу вытащив волшебную палочку. Снегг выхватил свою. Оба изготовились: Сириус, пышущий яростью, Снегг, расчетливый и хладнокровный; глаза перебегают с палочки Сириуса на лицо и обратно.

Сириус! — громко сказал Гарри, но Сириус будто не слышал.

Я тебя предупредил, Нюниус! — сказал он, сунувшись к самому лицу Снегга. — Мне плевать, что Дамблдор считает тебя исправившимся. Я тебя лучше знаю!

Так почему ты ему не скажешь? — прошептал Снегг. — Или боишься, что он не воспримет всерьез совет человека, который полгода прячется в материнском доме?

Скажи мне, как поживает нынче Люциус Малфой? Поди, доволен, что его верный песик работает в Хогвартсе?

Кстати, о песиках, — нежно сказал Снегг. — Ты знаешь, что Люциус Малфой узнал тебя, когда ты в последний раз рискнул прошвырнуться? Ловко придумано, Блэк, — показаться на закрытой платформе. Железное оправдание, чтобы больше не высовывать нос из норы.

Сириус поднял волшебную палочку.

НЕТ! — закричал Гарри и, опершись рукой на стол, перелетел через него, чтобы встать между ними. — Не надо, Сириус!

Ты назвал меня трусом! — взревел Сириус и свободной рукой попытался оттолкнуть Гарри, но тот устоял.

О, кажется, так, — сказал Снегг.

Гарри... не лезь... под ноги! — рычал Сириус, отталкивая его в сторону.

Two Idiots. Автор изображения Vizen
Two Idiots. Автор изображения Vizen

Даже из этой части их диалога видно, что Сириус старательно нарывался на конфликт — и нарвался. Ни малейшего сочувствия к нему в этой ситуации у меня нет. Когда преимущество было на стороне Сириуса, в школьные годы, он Снейпа не щадил. Соответственно, у Снейпа нет никаких оснований щадить его. В том, как он в этой сцене вербально врезал Сириусу, я ничего, кроме справедливости, не вижу. Цитируя самого Сириуса, «он это заслужил». Мнение Гарри на этот счет заведомо предвзято, поскольку он любит Сириуса и ненавидит Снейпа. Но, как я уже писала, в кино, в отличие от книги, мы видим любую ситуацию своими глазами, а не глазами Гарри, и я бы лично не возражала, если бы эта сцена была целиком перенесена на экран.

2. Понятно, что воспроизвести в фильме уроки окклюменции полностью невозможно, это заняло бы слишком много времени. Но, на мой взгляд, в них нужно было оставить из книги некоторые важные аспекты:

1) Ответы Снейпа на вопросы Гарри перед началом занятий. Почему важно, что это был именно диалог, а не монолог Снейпа, как в фильме? Потому что, во-первых, показано, что роль самого Гарри тут не пассивная — схватили за руку и куда-то потащили — а активная: он сам хочет понять, что происходит, чем это ему грозит, какие возможности даёт. И во-вторых, Снейп, хоть и отчаянно выпендриваясь, по своему обыкновению - «мысли не напечатаны внутри черепа, чтобы их мог изучить всякий любопытный», бла-бла-бла — всё же способен общаться с Гарри в режиме диалога. Не прошло и пяти лет, в самом деле :))

2) Моменты, когда Снейп, хоть скупо, но хвалит Гарри:

«Для первого раза не так плохо, как можно было ожидать, — сказал Снегг и снова поднял палочку. — Под конец вам удалось остановить меня, хотя вы понапрасну тратили время и энергию на крики».
«Что ж, Поттер... похоже, мы сдвинулись с мертвой точки... — Тяжело дыша, Снегг поправил Омут памяти, где перед началом урока снова спрятал несколько своих мыслей, словно проверяя, там ли они еще. — Не помню, советовал ли я вам применять Щитовые чары... однако они, без сомнения, оказались эффективными...»

Почему это важно? Да потому что Снейп понемногу осознает, что его мнение о Гарри ошибочно. Что Гарри отнюдь не так плох, как ему казалось. И не скрывает от Гарри, что он, в общем-то, может добиться успеха в том, чем они занимаются.

3) То, что Снейп видит в памяти Гарри. В фильме практически нет эпизодов из детства у Дурслей, нет акцента на них. А вот в книге они весьма существенны:

Ему пять лет, Дадли едет перед ним на новом красном велосипедике, сердце его лопается от зависти... Ему девять, бульдог Злыдень загнал его на дерево, а Дурсли стоят внизу и смеются…
Снегг только что разбудил в нем целую вереницу очень ранних воспоминаний, которые оказались неприятным сюрпризом для самого Гарри: большинство из них было связано с унижениями, пережитыми им в начальной школе по вине Дадли и его банды.

Впервые Снейп видит настоящего Гарри. Не выдуманную им копию Джеймса Поттера, а мальчика, чьё детство слишком похоже на его собственное.

В фильме Снейп делает ещё две вещи, которых не делал Снейп в книге. Во-первых, зачем-то комментирует воспоминания Гарри, связанные с Сириусом: «Меня сейчас стошнит». Снейп в книге ни разу не прокомментировал по собственной инициативе ни одно из воспоминаний Гарри, кроме тех, которые были подсунуты Гарри Волдемортом. Он лишь показал Гарри, что действительно их видел, спросив, кому принадлежал бульдог. Он и не думал говорить грубости по поводу каких-либо эпизодов в памяти Гарри. Во-вторых, он зачем-то опять сравнивает Гарри с отцом, причем называя Джеймса «ленивым» и «слабым». Ничего подобного Снейп вообще никогда не говорил, и уж точно не сравнивал Гарри с отцом во время занятий окклюменцией.

4) Проникновение самого Гарри в память Снейпа. В фильме он видит то, что является небольшой частью сцены у Озера, которую в книге Гарри обнаружил в Омуте Памяти. Но в книге перед ним другие воспоминания, в то числе совсем ранние:

Гарри поднял свою палочку.
—Протего!
Снегг пошатнулся — конец его палочки взлетел вверх, она больше не указывала на Гарри, — и вдруг в сознание Гарри хлынули воспоминания, которые не принадлежали ему: крючконосый мужчина кричал на съежившуюся женщину, а черноволосый мальчонка плакал в углу... подросток с сальными волосами сидел один в темной спальне, направив палочку в потолок и сбивая мух... какая-то девочка смеялась над худощавым пареньком, который пытался оседлать брыкающуюся метлу...
- ДОВОЛЬНО!
Гарри будто изо всех сил толкнули в грудь; попятившись назад, он ударился о полки, которые тянулись по стенам в кабинете Снегга, и услышал, как что-то треснуло. Снегг едва заметно дрожал и был страшно бледен.

Не только Снейп впервые видит настоящего Гарри — Гарри тоже впервые видит перед собой не только злобного тирана, который портит ему жизнь, но и живого человека, который был таким же несчастливым ребенком и уязвимым подростком, как и он сам.

Гарри молчал: он чувствовал, что говорить сейчас было бы опасно. Он был уверен, что ему удалось прорваться в память Снегга, и что он видел сцены из его детства. Было очень тревожно сознавать, что тот самый маленький мальчик, который плакал, глядя, как его родители кричат друг на друга, сейчас стоит перед ним с такой откровенной ненавистью во взоре.

Увы, по многим причинам то, что Снейп и Гарри увидели в памяти друг друга, не изменит отношения между ними к лучшему — и всё же именно это приведет к тому, что Гарри подойдет к умирающему Снейпу, а Снейп отдаст ему глубоко личные воспоминания. У обоих останется в памяти мальчик, с которым у них слишком много общего, чтобы этим можно было просто пренебречь.

5) Наконец, сцена у Озера. В фильме то, что Гарри её увидел, следствие того, что сам Снейп не сумел защитить своё сознание, когда Гарри применил «Протего». С какой стати он его после этого выгоняет, совершенно непонятно. Гарри не сделал ничего плохого — он пытался защититься от легилименции, как ему и было сказано. В книге же Гарри поступает плохо — лезет в Омут Памяти, где находятся воспоминания Снейпа, хотя прекрасно понимает, что так делать нельзя. Он это знал уже в прошлом году, когда влез в воспоминания Дамблдора и потом извинялся.

— Я как раз работал со своими воспоминаниями, как вдруг приехал мистер Фадж, и пришлось убрать сосуд. Очевидно, я слишком поторопился и не запер шкафчик Естественно, он вызвал твое любопытство.
— Простите, пожалуйста, — промямлил Гарри.
— Любопытство — не порок, — покачал головой Дамблдор. — Но его надо держать в узде...

Так что реакция Снейпа понятна: мало того, что Гарри плохо старается, так ещё и поступает скверно по отношению к нему, и даже не думает извиниться.

Соответственно, в фильме и не может быть эпизода с разбитой склянкой:

Едва он отошел от стола, как за его спиной что-то со звоном разбилось. Малфой испустил ликующий вопль. Гарри стремительно обернулся и увидел, что осколки его образца лежат на полу, а Снегг смотрит на него со злорадным удовлетворением.
— Какая неприятность, — мягко сказал он. — Что ж, Поттер, очередной нуль.
От гнева Гарри потерял дар речи. Широкими шагами он направился к своему котлу, чтобы наполнить другую склянку и заставить-таки Снегга проверить эликсир, но с ужасом увидел, что содержимое котла исчезло.

Разумеется, опускаться до такой мелочной мести некрасиво — но, по крайней мере, Снейпу в книге было за что мстить. А Снейп в фильме выгнал Гарри без всякой уважительной причины.

3. Сцена с Амбридж. Ну, во-первых, Снейп в книге, опять-таки в своем циничном стиле, проявляет заботу о Невилле:

Кстати, Крэбб, ослабьте немного хватку. Если вы задушите Долгопупса, начнется бесконечная бумажная канитель. К тому же мне придется упомянуть об этом в вашей характеристике, если вы когда-нибудь вздумаете устроиться на работу.

Во-вторых, Снейп, отказывая Амбридж в веритасеруме, рискует потерять работу, и это показано в книге. Правда, относится он к этому с явной иронией:

— Я назначаю вам испытательный срок! — завопила Амбридж, и Снегг снова перевел на нее взгляд, чуть приподняв брови. — Вы намеренно отказываете мне в содействии! Я ожидала иного — Люциус Малфой всегда отзывался о вас с крайним уважением! А теперь прочь из моего кабинета!
Снегг отвесил ей насмешливый поклон и повернулся к двери.

И, наконец, в фильме очень хорошо показано, что Снейп услышал предупреждение Гарри «Бродяга у него в плену! Его держат там, где оно спрятано!», но не упоминается о том, что Снейп после этого немедленно связался с Сириусом, а затем догадался, что Гарри отправился в МинМагии. В сущности, благодаря его догадливости детей удалось спасти.

4. В шестом фильме нет ни колкости Снейпа, связанной с Патронусом Тонкс, ни его наездов на Гарри, когда он сопровождает его в Хогвартс после того, как он не прибыл в школу вместе с остальными:

«Кстати, — прибавил Снегг, отступая в сторону, чтобы Гарри мог пройти в ворота, — любопытно было увидеть твоего нового Патронуса.
Он с грохотом захлопнул створки прямо перед ее носом и снова коснулся замка волшебной палочкой. Цепи, звякая, поползли на место.
— По-моему, прежний был лучше, — сказал Снегг с нескрываемым злорадством в голосе. — Новый слабоват.
Снегг повернулся, качнув фонарем, и Гарри на мгновение увидел потрясение и гнев на освещенном лице Тонкс»
«— Думаю, следует оштрафовать Гриффиндор на пятьдесят очков за ваше опоздание, — сказал Снегг. — Плюс еще, скажем, двадцать очков за появление в ма-гловской одежде. Я, пожалуй, не припомню другого такого случая, чтобы один из факультетов оказался с отрицательным количеством очков в первый же день учебного года — даже еще не успели приступить к десерту. По-моему, вы установили рекорд, Поттер.
Гарри показалось, что кипевшие в нем ярость и ненависть раскалились добела, но он скорее согласился бы вернуться в Лондон в обездвиженном виде, чем рассказать Снеггу отчего он опоздал.
— Надо думать, вы рассчитывали на эффектный выход? — продолжал издеваться Снегг. — И поскольку летающего автомобиля на сей раз под рукой не оказалось, вы решили, что ворваться в Большой зал в самом разгаре праздника тоже будет достаточно драматично».
«Но Снегг как будто прочитал мысли Гарри. Он сказал:
— Без мантии. Пойдете у всех на виду — я уверен, именно этого вы и добивались».

Характер у Снейпа, несомненно, весьма неприятный, и то, что он явно срывает и на Тонкс, и на Гарри злость из-за своего беспокойства за Гарри — а это не второй курс, Волдеморт вернулся и Пожиратели на свободе — разумеется, не оправдывает его .

Но в фильме Снейп делает кое-что куда более сомнительное — он не даёт Филчу как следует досмотреть вещи Малфоя. И вот это очень странно, учитывая, что Снейп уже в курсе — Драко поручено убийство Дамблдора. Очевидно, режиссёры, в отличие от автора и Рикмана, ещё не знали, на чьей стороне Снейп, поэтому и включили в фильм такой эпизод. Но в данном случае выходит, что Снейп опять намеренно рискует жизнями детей. Это ему совершенно несвойственно — и это гораздо хуже, чем любые некрасивые проявления дурного характера.

5. Сцена в Паучьем Тупике: в фильме Снейп принимает Непреложный Обет с подачи Беллатрисы, которая его явно подначивает, выставляя трусом — да ещё при этом и трется вокруг него так, что это выглядит, как сексуальное провоцирование. Учитывая, что в фильме Белла выглядит, как подросток пубертатного возраста, а Снейп как пожилой дядька, это смотрится комично и в то же время немного стыдно, как будто немолодой человек и впрямь повелся на провокацию девчонки, которую втайне желает, но всячески старается это скрыть. Сплошной фейспалм.

-8

В книге Снейп моложе Беллатрисы лет на десять — а учитывая, что она сидела в Азкабане, на вид разница должна быть ещё больше. И его диалог с ней в книге — это интеллектуальная дуэль. Беллатриса умна, она верно ставит вопросы. Но Снейп легко парирует, при этом насмешливо улыбаясь.

«Беллатриса ничего не сказала, продолжая враждебно рассматривать Снегга. Его это как будто нисколько не смущало; казалось, происходящее его скорее забавляет».
«— В таком обществе? — сардонически переспросил Снегг. — Как я должен это понимать, Беллатриса?
— Так, что я не доверяю тебе, Снегг, и ты это прекрасно знаешь!
Нарцисса издала звук, похожий на сухой всхлип, и закрыла лицо руками. Снегг поставил свой бокал, откинулся в кресле, положив руки на подлокотники и улыбаясь прямо в насупленное лицо Беллатрисы».

Он знает, что ходит по краю, что одна ошибка — и его ждет смерть, но его во многом гриффиндорской натуре риск отчасти даже приятен.

И Непреложный Обет Снейп принимает по просьбе Нарциссы, а не Беллатрисы, которая поражена его согласием:

Северус, ты поклянешься мне в этом? Ты дашь Непреложный Обет?
— Непреложный Обет? — Лицо Снегга было совершенно непроницаемым, зато Беллатриса злорадно расхохоталась.
— Ты слышишь его, Нарцисса? О да, он постарается, можешь не сомневаться! Как всегда, пустые слова, обычные увертки! И все, конечно, по приказу Темного Лорда, о да!
Снегг не смотрел на Беллатрису. Взгляд его черных глаз был прикован к полным слез голубым глазам Нарциссы, все еще цеплявшейся за его руку.
— Конечно, Нарцисса, я принесу Непреложный Обет, — сказал он тихо. — Может быть, твоя сестра согласится скрепить его для нас.
Беллатриса раскрыла от удивления рот. Снегг опустился на колени лицом к лицу с Нарциссой.

Мотивы Снейпа в книге несколько сложнее, чем просто сочувствие Нарциссе, я не стану их подробно анализировать. Но это уж точно не подначки Беллатрисы. Снейп мог так повестись в 16 лет, но не в 36. А учитывая, что выглядит он в фильме на все 56, это ещё более нелепо.

6. Сцену убийства Дамблдора Рикман, конечно, целиком и полностью вытянул на себе: Аваду он выкрикивает с такой болью в глазах, что, в общем-то, всё уже и так понятно. Поэтому и сцену его поединка с Гарри в фильме сократили до минимума — и да, в ней Снейп полностью владеет собой. Тогда как в книге к нему постепенно приходит осознание того, что Дамблдора больше нет, что это он сам только что вынужден был убить его — и у него происходит серьёзный срыв:

— Ну так убей меня! — задыхаясь, сказал Гарри; он не ощущал никакого страха — только гнев и презрение. — Убей, как убил его, трусливый...
— НЕ СМЕЙ! — взвизгнул Снегг, и лицо его внезапно стало безумным, нечеловеческим, как будто он испытывал такую же муку, как жалобно воющий пес, запертый в горящей хижине. — НЕ СМЕЙ НАЗЫВАТЬ МЕНЯ ТРУСОМ!
Он рассек палочкой воздух: словно раскаленный добела хлыст ударил Гарри по лицу, вдавив его в землю.
"Не смей называть меня трусом!" Взято из открытых источников.
"Не смей называть меня трусом!" Взято из открытых источников.

Да, в фильме показать красиво то, что здесь описано, очень сложно. И всё же боль на грани безумия в этой ситуации нормальнее того мрачного спокойствия, которое демонстрирует Снейп в фильме. Возможно, это спокойствие, порожденное отчаянием - но и оно гораздо хуже, чем «нечеловеческая мука» книжного Снейпа. Быть живым человеком, которому больно, и он орет, лучше, чем застывшей трагической глыбой. Если Рикман играл именно это, то в фильме история Снейпа оставляет куда меньше надежды, чем в книге. В сущности, Снейп Рикмана в тот момент выглядит так, будто внутри он уже мертв.

Седьмой и восьмой фильмы

1. В седьмом и восьмом фильме Снейп был бы сплошь прекрасен, если бы не две вещи — ретроспекция (история Принца) и сцена смерти. И претензии тут, разумеется, не к актеру — Рикман выложился по полной, что, учитывая возраст и состояние здоровья, вообще практически подвиг — а к тем, кто снимал фильмы.

Бенедикт Кларк в детстве — очень милый мальчик с большими грустными глазами. Его внешность идеально подходит для роли Маленького Принца Сент-Экзюпери — и совершенно не подходит для маленького Снейпа, одного из «брошенных мальчиков», по которому в 11 лет прекрасно видно, что он именно такой. Но это, собственно, мелочи — хуже всего те сцены, где Рикман играет 20-летнего Снейпа.

Я не беру технические моменты — и так понятно, что сделать таким образом «молодого Снейпа» не получилось. На экране одутловатый дядька за сорок, а не оступившийся мальчишка, вчерашний школьник. Но эти сцены ещё и невыносимо слезливы. И, парадоксальным образом, именно это делает их куда менее убедительными, чем аналогичные сцены в книге — те, которые в ней есть.

Да, Снейп в книге в сцене на Холме просит спасти только Лили, а спрятать всех — лишь после того, как Дамблдор возмутился его равнодушием к судьбе её мужа и сына. В фильме же он сразу просит за всех. И то, что именно Снейп передал Волдеморту пророчество, показано как-то невнятно. Но с таким же успехом можно было вообще убрать из истории Снейпа то, что он был Пожирателем Смерти. В том-то и суть характера — Снейп постепенно осознает, что он натворил. И жалость — не главная эмоция, которую он должен вызывать в этот момент. Он морально распрямляется на Холме, хотя по книге всё это время стоит на коленях. Но в фильме в этой сцене Снейпа только жалко, и больше ничего.

Про сцену в кабинете даже говорить не хочется: насколько она потрясает в книге, настолько она «никакая» в фильме. Снейп почему-то стоит в профиль, прислоняясь к косяку, тогда как в книге его в этот момент явно не держали бы ноги:

Гарри оказался в кабинете Дамблдора. В нем раздавались странные звуки, похожие на вой раненого животного. Снегг скорчился в кресле, подавшись вперед, а Дамблдор с мрачным видом стоял над ним. Спустя мгновение Снегг поднял лицо. Казалось, он прожил сто очень несчастливых лет с тех пор, как стоял на вершине холма.

«Вой раненного животного» нельзя передать заплаканным лицом. Лучше вообще не снимать сцену, чем подменять в ней подлинную боль слезами как символом горя. И здесь точно так же нет постепенного овладения собой, как нет постепенного нравственного распрямления в сцене на Холме. Словно весь смысл в обоих случаях лишь в том, чтобы мы пожалели Снейпа, а не увидели, как он вырастает над собой буквально за считанные минуты.

Но хуже всего, конечно, та сцена из последнего фильма, которой нет в книге — и которая растиражирована не меньше, чем эпизод из третьего фильма, где Снейп закрывает собой учеников. Только, в отличие от того эпизода, сцена эта крайне неприятна во всех отношениях. Я имею в виду ту сцену, где Снейп приходит в дом убитых Поттеров и рыдает над погибшей Лили.

-10

Во-первых, сама идея давить коленом зрителям на слезные железы мне кажется отвратительной. А эта сцена давит именно коленом. Влюбленный, обнимающий мертвую возлюбленную и рыдающий над ней — это, простите, из серии «запрещенный прием». Это не про великую любовь, это про отсутствие чувства меры у создателей фильма. Во-вторых, подробности — и то, как Снейп крадется по дому, перешагивая через тело Джеймса, и то, как он даже не замечает мальчика в кроватке и уходит, бросив его там — выглядят просто ужасно. Почему он едва идет — в страхе от того, что может там увидеть? А о том, что она, может быть, жива и ей нужна помощь, и как можно скорее, он не думает? В том-то и дело, что сцена на Холме — она ещё и о том, как жизнь Лили стала для Снейпа важнее его собственных чувств. И при этом не проверить, жив ли её муж, просто переступить через труп? Не броситься скорее наверх — возможно, она ещё жива? Думать лишь о том, что он сам сейчас может там увидеть? Наконец, бросить одного того самого ребенка, ради которого она умерла?

Одной этой сцены мне лично было бы достаточно, чтобы заявления о том, насколько Снейп в фильме лучше Снейпа в книге, вызывали у меня крайне скептическую реакцию.

2. В сцене смерти Снейпа создатели фильма явно пошли по тому же пути нажимания на слезные железы. В книге эта сцена вызывает ужас даже у Гарри, который много чего повидал:

«Гарри, вернувшийся в туннель и в собственный разум, открыл глаза. Оказывается, он в кровь искусал себе костяшки пальцев, удерживая крик. Теперь он смотрел в узкую щель между ящиком и стеной и видел подрагивающую на полу ногу в черном ботинке».
«Гарри подобрал мантию-невидимку и снова посмотрел на Снегга. Он сам не понимал своих чувств, за исключением ужаса от того, как и с какой целью Снегг был убит…».

Но в фильме всё скорее жалостно, чем страшно. В книге Снейп булькает разорванным горлом «собери... собери...», а воспоминания - «серебристо-голубое вещество, не газ и не жидкость, хлынуло из его рта, ушей и глаз». Но в фильме кто-то додумался изобразить ихчем-то вроде слёз, которые Гарри и собирает в пробирку. А перед самой смертью Снейп запросто выдает длинную фразу «у тебя глаза твоей матери» - какое там разорванное горло со страшным бульканьем... В книге его последние слова — три коротких выдоха: «look...at...me”.

-11

К чему я всё это пишу? Смерть Снейпа в книге — очень настоящая. И поэтому его поведение в момент смерти — усилия, направленные на то, чтобы сохранить в себе жизнь, пока он не отдаст Гарри воспоминания — это действительно очень мужественное поведение. В фильме даже рану зажимает Гарри — а Снейп тратит силы на то, чтобы сообщить Гарри, чьи у него глаза. Сентиментальность способна испортить что угодно, а в сценах со Снейпом в последнем фильме по этой части явно «пересолили».

Подводя итоги, можно сказать, что и в книге, и в фильме есть тот самый «эффект внезапности», на котором у Роулинг и построен образ Снейпа: когда персонаж открывается для нас с неожиданной стороны. Но в фильме внезапность связана в первую очередь с контрастом между застывшей ледяной глыбой, у которой никаких эмоций не видно, даже негативных — и чрезмерной сентиментальностью сцен из воспоминаний Снейпа. То есть посыл такой: надо же, и этот, оказывается, живой человек, вон как может страдать и плакать! В книге же внезапность в другом. Мы видим человека, которого однозначно воспринимаем как плохого, потому что видим его глазами Гарри — а у Гарри есть все основания так его воспринимать, ведь и Снейп относится к нему соответственно. Все те эпизоды, где Снейп проявляет себя с лучшей стороны, не задерживают на себе наше внимание, поскольку их фактически не видит сам Гарри. Немного сильнее влияет мнение Дамблдора — всё-таки он воплощение мудрости в ГП — но его убийство Снейпом обнуляет это влияние. И только смерть Снейпа и его воспоминания, отданные им Гарри, позволяют нам увидеть его ранее скрытую от наших глаз добродетель. Мы видим в нем живого человека не только из-за того, что он способен чувствовать, но в первую потому, что видим его нравственный путь, видим, как любовь преобразила его личность.

Если же говорить о том, что было в обоих случаях до наступления «эффекта внезапности», разумеется, тот, кто полностью владеет собой, наглухо закрыт и замкнут, выглядит лучше, чем живой человек с кучей недостатков, частенько теряющий самообладание и вообще легко поддающийся дурным эмоциям и желаниям. Он гораздо более романтичен и сильнее впечатляет. Но … я питаю бОльшую склонность к живым несовершенным людям, чем к романтическим глыбам. В конце концов, люди в целом человечнее глыб. Даже самый вздорный характер лучше сплошной романтической мрачности. Поэтому книжный Снейп, на мой взгляд, лучше киношного не только по тем причинам, которые я перечислила выше, но и ещё по одной важной причине: в нем больше жизни во всём её разнообразии. Где жизнь — там надежда. А для меня в образе Снейпа главное — надежда.