Найти тему

Загадки памяти: исторические факты и современные исследования

Когнитивные (от латинского глагола «cognoscere», что значит "знать", "познавать") – это все навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире. К ним относят память, внимание, когнитивную гибкость, воображение, речь, возможность логически рассуждать, воспринимать информацию органами чувств
Когнитивные (от латинского глагола «cognoscere», что значит "знать", "познавать") – это все навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире. К ним относят память, внимание, когнитивную гибкость, воображение, речь, возможность логически рассуждать, воспринимать информацию органами чувств
Память - это одна из самых удивительных и важных когнитивных функций человека. Ее способность сохранять информацию и использовать ее в нужный момент поражала умы ученых с древности и обычных людей до наших дней.

Еще античные греки и римляне интересовались памятью. В отсутствии доступных нам носителей информации, но при наличии необходимости запоминания огромных объёмов информации для политического, религиозного и образовательного сообщества, они разрабатывали техники запоминания, например, метод мест, который основывался на ассоциациях между местами и запоминаемыми объектами или идеями. Не будем подробно останавливаться на этом методе, ему посвящена отдельная статья на моем канале: Метод Цицерона. Искусство запоминать.

В средневековой Европе это метод развился в так называемую Ars Memoria (от лат. "искусство памяти") - системы и методики, которые позволяли людям улучшать свою запоминающую способность путем создания воображаемых локаций и связывания с ними информации.

Основные принципы Ars Memoria:

Локации памяти: это ментальные места или места в пространстве, которые запоминаются человеком (например, комнаты в доме, улицы в городе). Каждая локация связывается с определённой информацией, которую нужно запомнить.

Образы: конкретные визуальные образы или сцены, которые ассоциируются с информацией, которую нужно запомнить. Эти образы должны быть яркими и запоминающимися.

Ассоциации: принцип связывания локаций и образов с информацией, которую нужно запомнить. Чем более необычная и яркая ассоциация, тем легче вспомнить информацию в дальнейшем.

-2

В современном мире эта техника находит применение в обучении языкам, истории, медицине (например, для запоминания анатомических структур) и других областях, где важно запоминание больших объёмов информации.

В IX веке Герман Эббингауз (1850-1909) проводил на себе эксперименты, которые привели к созданию знаменитой "кривой забывания". Быстро падая, эта кривая становится пологой. Он выяснил, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие минуты и еще меньше – в ближайшие дни.

-3

Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов (каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними (например: бов, гис, лоч). Эббингауз выучивал текст "Дон-Жуана" Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. Что же касается "кривой забывания", то она в обоих случаях имела общую форму, хотя при осмысленном материале падение кривой шло медленнее.

Так же он выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины и установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов.

Исследования Эббингауза стали ключевыми для экспериментальной психологии. Они на деле показали, что память можно изучать объективно, не прибегая к субъективному методу, к выяснению того, что происходит в сознании испытуемого.

Наша современница Элизабет Лофтус - исследователь, известная своими исследованиями ложных воспоминаний и влияния наших ожиданий и представлений на то, как мы воспринимаем и запоминаем события. Она доказала, что воспоминания не фиксируются в памяти, а каждый раз воссоздаются заново под влиянием текущей ситуации.

Каждый раз, вспоминая ту или иную ситуацию, человек будет опираться на свои текущие знания, убеждения и представления. Поэтому, воспоминания 10-летнего ребенка могут колоссально отличатся, от того же воспоминания в более старшем возрасте. Так маленький ребенок может верить, что он вчера встретился с монстром, а вот уже взрослый человек зная, что монстров не существует, будет считать, что когда-то ему просто приснился страшный сон. Хотя кто знает, может он действительно встречался с монстром, просто наши текущие знания и опыт не допускают такой возможности и поэтому вытесняют подобные знания и воспоминания.

-4

Сегодня изучение памяти активно использует нейронаучные методы и современные технические достижения, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), для изучения активности мозга во время запоминания и воспоминания. Принцип работы этого метода состоит в контроле за повышенной активностью определенного участка мозга за счет увеличения или снижения притока крови. Если в процессе диагностики приток крови усиливается или слабеет, параметры в сосудистом русле меняются. Изменения уровня в меньшую или большую степень усиливает интенсивность сигнала на томографе. Такие исследования помогают лучше понять биологические основы памяти и возможности ее улучшения.

-5
Память - это удивительная функция, которая способна к более высоким достижениям, чем мы можем себе представить. Исторические примеры и современные исследования показывают, что мы можем улучшить свою память и сохранить ее на высоком уровне при помощи тренировок и заботы о своем здоровье.

Ежедневные тренировки памяти, много интересных статей и тестов в моих каналах в Телеграм и Дзене. Переходите по ссылке, подписывайтесь и присоединяйтесь к тем, кто уже тренируется, становится более эффективным в работе и учебе, без труда запоминает больше, чем другие и использует полученные знания в повседневной жизни:

https://t.me/prokachaypamatb