Найти тему

Путин крушит арктические льды, пока США едва держатся на плаву

Россия наращивает боевую мощь в полярном регионе, и НАТО нужен план противодействия ей.

Скриншот страницы сайта www.bloomberg.com
Скриншот страницы сайта www.bloomberg.com

Украина по праву оказалась в центре внимания на саммите Организации Североатлантического договора на этой неделе в Вашингтоне. И как свидетельствует коммюнике встречи , у 75-летнего альянса есть много других неотложных проблем: на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в киберпространстве и в других местах.

Однако относительно мало внимания уделяется зоне геополитической конкуренции, которая вскоре может стать очагом конфликта: Арктике. Россия движется на север, и в меньшей степени то же самое делает Китай. Что следует учитывать НАТО, рассматривая полярный регион?

Россия — крупнейшее прибрежное государство Северного Ледовитого океана, занимающее около половины его берегов. Другая половина поделена между США, Канадой, Данией (Гренландия — ее зависимая территория), Исландией и Норвегией. Недавнее присоединение Швеции и Финляндии означает, что НАТО может похвастаться семью из восьми стран, владеющих недвижимостью за Полярным кругом.

Единственная страна, не входящая в НАТО, конечно, Российская Федерация — и у президента Владимира Путина самая активная и последовательная арктическая программа. Москва расширяет и обновляет свой и без того грозный флот ледоколов: за последние четыре года русские ввели в эксплуатацию три новых атомных судна, и как минимум еще три находятся на строительных верфях.

Но то, что заставляет головы поворачиваться в мире НАТО, это строительные испытания совершенно нового боевого ледокола, весьма впечатляющего "Ивана Папанина". Этот российский военный корабль, который является дизель-электрическим, а не атомным, как ожидается, будет полностью функционален к концу этого года. Еще два корабля того же класса идут сразу за ним.

Предыдущие российские ледоколы, как и их коллеги из НАТО, были по сути невооруженными и предназначались для исследований, сопровождения торговых судов и базовых «операций присутствия» (демонстрация флага и возможностей). Но эти новые боевые ледоколы обладают значительной наступательной мощью, включая 76-мм скорострельную пушку (похожую на ту, что стоит на американских фрегатах) и пусковые установки для противокорабельных и наземных крылатых ракет. Это серьезные военные корабли весом 9000 тонн, примерно размером с американский эсминец с управляемыми ракетами класса Arleigh Burke.

Так что у русских скоро появится боевой корабль, способный прорваться сквозь ледовый покров практически в любых зимних условиях. Единственными сопоставимыми по ледокольным характеристикам судами являются норвежские корабли класса Svalbard, но им не хватает наступательных боевых возможностей.

У ВМС США нет ледоколов. Старинный корабль береговой охраны "Полярная звезда", введенный в эксплуатацию в 1976 году, находится на жизнеобеспечении на верфи. Программа береговой охраны по созданию катера Polar Security следующего поколения неоднократно откладывалась и значительно превышала бюджет, и, как ожидается, не даст работающего судна до конца десятилетия.

Китай, несмотря на отсутствие присутствия в Арктике, тем не менее строит ледоколы. У Пекина есть три судна среднего размера — новейшее из которых класса Ji Di водоизмещением почти 6000 тонн — и четвертое на подходе. Хотя они классифицируются как исследовательские суда, мы знаем, что Пекин редко обходится без военных мотивов. В любом случае, новые корабли — четкий сигнал о том, что Путин и китайский лидер Си Цзиньпин активизируют сотрудничество на заднем дворе НАТО.

Их совместные планы могут включать в себя создание угрозы глобальным цепочкам поставок, которые открываются круглый год в условиях тающего ледяного покрова; проведение миссий по наблюдению и присутствию по всему Северному Ледовитому океану; получение ценного тактического опыта, включая координацию подводных операций китайских и российских атомных ударных подводных лодок; и выдвижение территориальных претензий России на разведку нефти и газа в спорных зонах.

Что делать НАТО? Новая арктическая стратегия должна основываться на четырех столпах.

Во-первых, альянс должен воспользоваться преимуществом добавления двух новых стран с существенным арктическим опытом. Швеция и Финляндия являются членами Арктического совета , неправительственной организации, которая фокусируется на всех аспектах того, что канадцы называют «Крайним Севером». У обеих стран есть военные с большим опытом работы в условиях сильного холода. Быстрая интеграция шведских и финских возможностей и их политического влияния в Арктическом совете является ключевым фактором.

Далее следует создание ледокольного потенциала альянса. США должны запустить программу Polar Security Cutter и рассмотреть возможность переоборудования некоторых эсминцев ВМС в корпуса с «закалкой от льда». Канадцам, чьи расходы на оборону являются одними из самых низких в НАТО, необходимо направить ресурсы на арктические морские возможности. Как минимум, им следует закалить от льда свой новый класс из 15 запланированных надводных боевых кораблей.

Третий элемент — наблюдение, обучение и патрулирование. Пока страны-члены проводят эпизодические операции, они должны начать думать об Арктике так же, как они думают о Средиземном или Балтийском морях, где есть постоянные флотилии, готовые вести длительные боевые действия. НАТО должно проводить учения по крайней мере ежегодно, размещаемые Норвегией и Канадой на их самых северных базах. Спутниковое покрытие региона также нуждается в улучшении.

Наконец, НАТО необходимо пересмотреть свои планы действий в чрезвычайных ситуациях и провести совместные учения. Альянс регулярно разрабатывает и тестирует новые стратегии защиты стран Балтии и Польши от России; ему необходимо делать это для арктических непредвиденных ситуаций. Требуются годы для разработки, проверки и утверждения этих оборонных планов.

Автор статьи в Вloomberg пишет: "Когда я был командующим НАТО десять лет назад и поднимал свои арктические проблемы перед высокопоставленными канадцами, они говорили мне расслабиться, что это «Крайний Север, низкая напряженность». Один из них пошутил, что если русские нападут на Канаду через Арктику, «нам придется проводить поисково-спасательные работы на них». Может быть. Но это было задолго до вторжения Путина на Украину и его нажима на боевые ледоколы. Арктические возможности России больше не являются шуткой."

Источник статьи: www.bloomberg.com