– Наталья Юрьевна, давайте для начала уточним коллизию с огородами в черте столицы республики. Как-то грядки не слишком презентабельно выглядят на фоне пейзажа густонаселенного мегаполиса?
– Нужно вспомнить, что Чебоксары долгое время существовали как большая деревня. По старым правилам землепользования не возбранялась выделять участки под огороды. Но только временно, с сохранением земли в государственной или муниципальной собственности. Особенно активно этой возможностью власти пользовались в 80—90-х годах, когда стоял прозаический вопрос о выживаемости в условиях повального дефицита и галопирующей инфляции.
Фото pravdapfo.ru
Но жизнь постепенно налаживалась, огороды теряли свою актуальность. Старое поколение уходило в мир иной, младшее предпочитало собирать урожай в супермаркетах. Кто-то из горожан успел оформить землю в собственность, кто-то не стал заморачиваться. И многие участки стали заброшенными, здесь растет один бурьян, среди которого красуются развалившиеся сарайчики для хранения инструментов. Один такой ежедневно наблюдаю из окон своего дома в Гремячево.
У городской власти в данном случае было как минимум 3 пути – либо сразу менять вид разрешенного использования на ИЖС и выставлять на торги в целях пополнения бюджетных ресурсов или выполнения социальных программ– предоставить, например, многодетной семье, либо по льготным ценам предоставить в аренду ее без всяких торгов опять под огородничество. Но обязательным условием для выкупа арендованной земли является ее использование по назначению. На мой взгляд, последний путь – это уловка, чтобы обогатить нужного человека или на юридическом языке – злоупотребление правами должностными лицами, выбирающими какое право реализовать, выбрав путь вовлечения земли в оборот. Кажется, упомянутый участок в Гремячево через пару месяцев после продажи администрацией города за 132 тыс. рублей был выставлен на Авито за 5 миллионов. Полагаю, эти деньги должны были быть именно в бюджете г. Чебоксары. Но самое интересное в последнем 3 пути нашего примера – земля как не использовалась, так и не используется! И я говорю не про 3-годичный срок освоения земли под ИЖС. Полагаю, что даже в период аренды под временное огородничество земля не использовалась по факту, а лишь на бумаге.
– Понятно, не зря же есть поговорка – «Пусти козла в огород, он всю капусту съест». И все же, когда земля остается в государственной или муниципальной собственности вопрос решается достаточно просто. Но значительные площади, оформленные в собственность частных лиц на законных основаниях, также могут простаивать долгое время, ожидая более выгодных условий продажи. В таких случаях власть может что-то сделать?
– Тоже сошлюсь на пословицу – «Это непорядок, когда огород без грядок». Земля обязательно должна использоваться по назначению. В противном случае она подлежит изъятию в пользу государства. Конечно это крайняя мера, но она тоже существует. В Чувашии, кстати, была наработана серьезная судебная практика на этом направлении. Сначала в Аликовском районе изъяли 1200 гасельхозугодий, которые не обрабатывались свыше 5 лет. Потом пошли в другие муниципалитеты. Республика оказалась в пятерке лучших регионов страны по возвращению неиспользуемых земель в госсобственность. Имеется и возможность оспорить зарегистрированное право в судебном порядке, как указала заместитель руководителя Управления Росреестра по ЧР Т.В. Васильева.
Фото agro.cap.ru
Когда из Минюстимущества я перешла на работу в администрацию Чебоксарского района, попыталась продолжить данную работу. Составила таблицу с указанием возможных неналоговых доходов, направила ее в правительство соответствующим кураторам. Но мне дали понять, что этот вопрос никого больше не интересует.
– Неоднократно приходилось слышать, что в Чебоксарах практически не осталось свободных участков. Быть может, заброшенные огороды – это частные редкие случаи, их использование не имеет серьезного значения?
– Без тотальной инвентаризации назвать какие-то точные цифры невозможно. В открытом доступе такой информации нет. Заходила на сайт Минэкономразвития, чтобы посмотреть отчеты по земельной политике. Но нашла там отчет Министерства только за 2020 год. Но ведь чиновники работают и принимают решения во благо населения. Значит и отчитываться по всем случаям распоряжения государственной собственности они должны публично перед населением.
При любом раскладе в городе и в республике в целом с учетом плотности населения каждый клочок земли играет свою роль. В Чебоксарах в очереди на участки стоят 9 тысяч многодетных семей. Им нужна земля с подъездными путями, коммуникациями, а власти хотят от них отделаться сертификатами по 250 тысяч, хотя все знают, что на эти деньги сейчас даже конуру не купишь. Повторюсь, на мой взгляд, вместо пополнения бюджета, решения социальных вопросов сложилась схема по легальному изъятию земли из муниципального фонда без торгов по льготным ценам.
– Наталья Юрьевна, как говорится, вы не человек с улицы. У вас богатый опыт, репутация высококлассного специалиста, заслуги и госнаграды, наконец. Неужели вас никто нигде не хочет выслушать?
Фото cap.ru
– С заместителем главы администрации Чебоксар Юрием Васильевым дискутируем не первый год. Открыто предупреждала, что буду выходить в прессу, чтобы обратить внимание общественности на данную проблему. Хотя понимаю, что мне могут и не простить такой дерзости. У нас сейчас очень не любят людей со своим критическим мнением. Предполагаю, что в провластных СМИ незамедлительно появятся статьи с рассуждениями на тему, какая я плохая. Что ж, придется опровергать клевету.
А причины равнодушного или потребительского отношения к земле вижу все же в негодной кадровой политике. Поддерживаю депутата Госсовета Петра Краснова, который на сессии говорил о порочной практике назначения на высокие посты людей с сомнительной репутацией, без опыта соответствующей работы, а иногда и с судимостью. Зачем-то приглашаем варягов, хотя в республике хватает своих специалистов любого профиля.
Земля благодарит только тех, кто ее искренне любит.
– Спасибо за беседу.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
На превью фото fotocheb.ru