Найти тему
СинемаРитм

«Синистер. Пожиратель душ» : ужасающий триллер в лучших традициях

Оглавление

Новый французский жанровый фильм с Виржини Ледуайен в главной роли
Новый французский жанровый фильм с Виржини Ледуайен в главной роли

Этот детектив с Виржини Ледуайен переносит нас в самое сердце Вогезских гор, где разворачивается захватывающее расследование. Интересная попытка создать жанровое кино по-французски.

Во Франции хорошие триллеры — редкость. Это связано с нехваткой средств и талантов. Удачные примеры в кино можно пересчитать по пальцам одной руки (ну, ладно, двух, в лучшем случае). Чаще всего французские режиссёры не могут соперничать с американскими фильмами, которые значительно превосходят их.

Так зачем же повторять, с тридцатилетним опозданием, то, что уже сделано лучше в других местах? Тем не менее, французские режиссёры продолжают пробовать себя в этом жанре. И, как правило, терпят неудачу. Катастрофы во французском кинематографе идут чередой на протяжении десятилетий. Но они упорно стремимся соперничать с американскими (или даже скандинавскими) триллерами — вспомните волну северных детективов, начатую шведским сериалом «Миллениум» пятнадцать лет назад.

К счастью, триллер — это также литературный жанр, который пользуется большим успехом. Блестящие французские авторы, такие как Бернар Миние, Мишель Бюсси, Максим Шаттам, Жан-Кристоф Гранже, Франк Тилье и Оливье Норек, написали детективные романы, которые завоевали сердца читателей.

За камерой — опытный тандем Бустийо-Мори

«Синистер. Пожиратель душ» является экранизацией книги Алексиса Лайпскера, вышедшей в 2021 году у издательства Michel Lafon. Бывший журналист Point и большой специалист по покеру, Лайпскер утвердился как один из самых острых авторов французских детективов. Поэтому его произведение быстро привлекло внимание отечественных продюсеров. В частности, Фабрис Ламбо, сооснователь независимой компании Phase 4 Productions, приобрёл права на этот бестселлер и предложил тандему Александр Бустийо и Жюльен Мори создать кинематографическую адаптацию.

На протяжении семнадцати лет Бустийо и Мори работают в жанре ужаса и хоррора. В 2007 году их первый полнометражный фильм «Месть нерожденному» произвёл настоящий фурор. Отобранный для показа на Каннском фестивале в рамках Недели критики, этот крайне жестокий фильм рассказывал историю безумной женщины (Беатрис Даль), преследовавшей беременную девушку (Алиссон Паради, сестра Ванессы) с целью вырезать у неё ребёнка.

Фильм шокировал своей крайней жестокостью. Десять лет спустя дуэт также имел первую американскую работу, сняв фильм «Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо» (2017), радикальный и нигилистический приквел «Техасской резни бензопилой» (1974).

Снятый в Болгарии, этот фильм с Стивеном Дорффом и Лили Тейлор рассказывал о происхождении и юности знаменитого убийцы, придуманного Тоубом Хупером, в Техасе 1965 года. Этот восьмой фильм франшизы был крайне жесток и воспринимался как настоящий удар в челюсть.

Совсем недавно Бустийо и Мори также совместно сняли крайне клаустрофобический фильм «Дом на глубине» (2021). История о молодой американской паре, которая погружается на дно озера и обнаруживает там подводный дом с привидениям. Этот фильм, представляющий собой настоящий технический подвиг, с впечатляющей визуальной составляющей, был хорошо принят зрителями, собрав более 200 000 просмотров в кинотеатрах Франции.

Двусмысленный сюжет

В общем, дуэт Бустийо-Мори явно пытается двигать жанровое кино во Франции на протяжении многих лет. Полные энтузиазма, они активно защищают кино, которое остаётся довольно маргинальным во Франции — кино чистого воображения. В своём седьмом полнометражном фильме «Синистер. Пожиратель душ» бывшие журналисты журнала Mad Movies впервые обращаются к теме, не связанной с фантастикой. Хотя они играют с двусмысленностью сюжета — на протяжении всего фильма зритель задаётся вопросом, есть ли в нём сверхъестественные элементы или нет, — окончательный ответ даёт лишь финальный твист.

Этот триллер, действие которого происходит в Вогезах, вращается вокруг двух полицейских расследований, которые вскоре пересекутся. Капитан жандармерии Франк де Ролан (Поль Ами) сталкивается с серией исчезновений детей в маленькой горной деревне. В то же время командир полиции Элизабет Гуардиано (Виржини Ледуайен) расследует жестокое убийство пары в том же поселении. Франк пытается выяснить, кто похитил детей, а Элизабет стремится понять мотивы двойного убийства, в котором женщина и её муж убили друг друга с невероятной жестокостью.

После строительства автомагистрали рядом с этим захолустьем, Рокенуар превратился в город-призрак, покинутый туристами. Его жители, довольно дикие, не слишком охотно сотрудничают с властями, а в некоторых случаях даже враждебны. Ситуацию осложняет местная легенда о «Пожирателе душ», который якобы похищает детей по ночам. Эта местная вера пугает жителей. Вскоре наши два полицейских выясняют, что их расследования связаны. И волей-неволей Франк и Элизабет вынуждены объединить усилия, чтобы раскрыть правду. Тем более что убийства продолжаются в этом горном городке...

Визуально проработанный фильм

Финансируемый частично регионом Гранд Эст, этот фильм с бюджетом около 3,5 миллионов евро был снят в формате CinemaScope в великолепных природных декорациях и на красивых экстерьерах. Невольно вспоминается другой горный триллер – «Багровые реки» (2000) Матье Кассовица по роману Жан-Кристофа Гранже. Но мрачность пожирателя душ превосходит фильм Кассовица. Действие происходит в особенно мрачных местах (мрачный домик, заброшенное здание, пустая больница, заброшенный санаторий…), которые придают фильму тревожную атмосферу на грани фантастики. Кроме того, все персонажи скрывают свои секреты.

Поль Ами, которого мы открыли и полюбили в фильме «За сигаретами» (2013) Эммануэль Берко, где он играл вместе с Катрин Денёв, здесь играет полицейского с темным прошлым. Человека, преследуемого травмой. С своим глубоким голосом, Виржини Ледуайен воплощает командира полиции, которая на первый взгляд кажется неприветливой. Она – суровая начальница, управляющая мужчинами железной рукой. Позже, в трогательной сцене, мы узнаем, что эта женщина пережила личную трагедию – смерть своей дочери. Подростка, которую она не смогла спасти от самоубийства. Это объясняет её стремление спасти пропавших детей из этого проклятого города. В фильме также есть доктор больницы, Кароль Марбас (Сандрин Боннер), которая помогает полиции в расследовании…

Визуально проработанный, этот провинциальный детектив также включает несколько экшн-сцен, таких как долгая погоня между Франком и загадочным подозреваемым, начинающаяся на лесопилке и заканчивающаяся на бревнах. Или стычка с таинственным мотоциклистом, чье лицо скрыто под шлемом. Но это не самое интересное здесь.

Виржини Ледуайен очень комфортно себя чувствует в жанровых фильмах

Тандем Бустильо-Мори, кажется, больше вдохновлен съемками мрачной атмосферы. Полицейские с фонариками ходят по темным коридорам и открывают двери, задаваясь вопросом, какая опасность таится за ними. Какие тайны скрываются в тени. Еще они любят снимать почти нереальные сцены вроде ночного появления существа с оленьими рогами в больнице. Сейчас фильм не совсем оправдывает свои обещания. Последний акт слишком длинный и грандиозно-гиньольский.

Также отметим некоторую неправдоподобность и сильное ощущение дежавю, которое может испортить наше удовольствие. Но мы хвалим усилия. И мы ценим амбиции авторов. Виржини Ледуайен в этом региональном триллере еще более удивительна. Она уже работала с такими жанровыми фильмами, как  «Святой Анж»  (2004) Паскаля Ложье, превосходная  «Глубина»  (2006) с Гэри Олдманом или  «Бешество»  (2015), ремейк  «Бешеных собак»  Марио Бавы. И кажется, ей очень комфортно в этой вселенной.

Виржини Ледуайен очень комфортно себя чувствует в жанровых фильмах

Тандем Бюстилло-Мори, кажется, больше вдохновлен на создание мрачных атмосфер. Полицейские с фонариками проходят через темные коридоры, открывают двери и задаются вопросом, какая опасность скрывается за ними. Какие тайны таятся в тени. Они любят снимать также почти нереальные сцены, как ночное появление существа с оленьими рогами в больнице. Однако фильм не совсем оправдывает ожидания. Последний акт слишком длинный и гротескный.

Также отметим некоторую неправдоподобность и сильное ощущение дежавю, которое может испортить наше удовольствие. Но мы хвалим усилия. И мы ценим амбиции авторов. Виржини Ледуайен в этом региональном триллере еще более удивительна. Она уже работала с такими жанровыми фильмами, как  «Сэнт Анж»  (2004) Паскаля Ложье, превосходный  «Лес теней»  (2006) с Гэри Олдманом или  «Бешеные»  (2015), ремейк  «диких собак»  Марио Бавы. И кажется, ей очень комфортно в этой вселенной.

Пожиратель душ оставляет за собой несколько очень запоминающихся сцен, которые должны взволновать зрителя.