Найти тему

Балет «Ромео и Джульетта» в Большом театре. Часть 2.

Премьера 4 апреля 2024 год.

Укрощен ли хаос?

Ромео и Джульетта (Владислав Лантратов и Екатерина Крысанова). Фото автора.
Ромео и Джульетта (Владислав Лантратов и Екатерина Крысанова). Фото автора.

Как я уже писала, музыка Прокофьева была переведена на язык танца с большим трудом, благодаря таланту Леонида Лавровского (хотя Лавровский и огрубил звучание оркестра, потребовал более громкого исполнения). Но сама музыка Сергея Прокофьева точно соответствовала духу современности - хаосу, вызванному тектоническими сдвигами в истории.

Тот же хаос отличал эпоху Возрождение. Именно в эту эпоху человек начал утверждать свое право быть равным Богу в творческом созидании мира. По-настоящему проблему богоборчества человека эпохи Возрождения раскроет в своих трагедиях Шекспир. Вот уж где страсти, не укрощенные верой, закипят кровью.

Постановку отличает невероятное богатство декораций, костюмов. Эпоха важна. Никогда, ни в какую другую эпоху стремление человека к красоте и свободе и его вера в свои силы не выразились с такой силой! И в тоже время декорации иногда подавляют героев. Герои как бы вставлены в богатую раму. И эта идея абсолютно созвучна Шекспиру: человек почувствовал себя титаном, но это оказалось иллюзией.

В балете хореография идет вслед за музыкой, а музыка настолько мощная и драматичная, что танец завораживает с первых звуков. В литературе это называется саспенс, но я для себя открыла, что и в музыке есть саспенс. Еще ничего страшного не произошло, а в музыке ясно слышится предвестие беды.

Первая часть невероятно динамичная, включающая совершенно разные жанровые сцены: танцы на главной площади девушек и юношей, бытовые сценки, сменяющиеся ожесточенными схватками двух главных кланов города.

Кто-то написал в отзыве: «Слишком мало балета». Так и есть! Хореографу нужно было передать стихию городской жизни, которая впервые начинает проявлять себя ярко и безудержно. Убийство было нормой. Публичные дома тоже. Феодалы сообща содержали куртизанок. Впервые человек стал освобождаться от гнета религиозных правил. Передать средствами классического балета это новое бытие было очень трудно. Требовался другой подход: сочетание разных жанров, контрасты музыкальные и хореографические. И в спектакле это очень хорошо видно: за танцем знати города следует легкий танец Джульетты, которая, словно птичка, в дворцовой клетке.

Невозможно описать словами танец, но Наталья Касаткина в одном из своих интервью подробно рассказывала, какие смыслы они с ее мастером, Г.С.Улановой, вкладывали в движения. И на спектакле я попыталась понять хоть что-то из этого языка. Я опишу только те сцены, которые меня глубоко тронули.

Сцена «узнавания» героев невероятная. Она гладит и гладит его лицо, как лицо Бога, в руки которого она уже отдана навек судьбой. Ромео поднимает Джульетту-девочку над собой, но она смотрит только на него. Она уже не может от него оторваться. Такова сила Эроса, которую хорошо знали древние и боялись. Недаром родилась Афродита (так в классическую эпоху стали называть греки «окультуренную богиню») из капли крови «оскопленного Урана, попавшей в океан». Эрос считался древнейшей и могущественной силой.

Встреча на балконе самая поэтичная. При свете луны Ромео объясняется Джульетте в любви. Здесь его партия ведущая. В нем бьется страсть. А Джульетта как будто растеряна перед напором, а потом они берутся за руки, и этот жест - рука в руке- становится знаком их нерасторжимости! Они уже единое целое, и ничто не оторвет их друг от друга. Они танцуют о том, что их любовь не знает преград, условностей, страха, держась за руки, как дети. Ничье слово не властно изменить решение этих детей: ни строгого отца, ни матери, ни любимой няни.

Навсегда вместе. Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.
Навсегда вместе. Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.

Меня потрясла сцена убийства Меркуцио Тибальтом. Как она драматически выстроена! Главное в ней - характер.

Тибальт. Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.
Тибальт. Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.

Меркуцио в пьесе один из самых интересных персонажей. Он прекрасный рассказчик, любимец Ромео, проницательный, ироничный человек. При этом любит жизнь, кутеж, любит быть на виду, он поэт! Да и кто не поэт в эпоху Возрождения! И какой спектакль из своей смерти он устроит! Поэтому-то Ромео не сможет сдержать свой гнев и ринется в бой с Тибальтом. Он любит Меркуцио так же сильно, как Джульетту. А Тибальт не растянет свою смерть. Для всех она станет неожиданностью: для самого Тибальта, самоуверенного и задиристого, и для Ромео, опьяненного кровью друга. Тибальт рухнет и поднимется, чтобы напасть на Ромео с ножом. Он борется до последней секунды своей жизни, как воин. И его нож взметнется несколько раз, но сила взмаха будет ослабевать, и он, гроза и задира, только мертвый окажется в объятьях врага.

А плач матери Тибальта! Одними жестами рук выстроен рисунок горя. А музыка Прокофьева звучит как удары молота, и кажется, что мать Тибальта сама, из своей груди рождает эту музыку мести.

Третий акт начнется с невероятных аккордов оркестра, вызывающих чувство ужаса. Они зазвучат уже неумолимо и страшно, в полную силу, когда судьба не шепчет, а грохочет. А потом утро расставания Ромео и Джульетты… И он, и она наденут на плечи черные покрывала, которые, как крылья, понесут их к гибели. Такова сила Судьбы.

Утро после брачной ночи. Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.
Утро после брачной ночи. Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.
Танец-прощание. Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.
Танец-прощание. Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.

Сцена принятия яда невероятна по силе воздействия. Джульетта не может сразу решиться. Ее взгляд, все ее тело устремлено к окну. Туда ушел Ромео, и она набирается сил для своего подвига. Она же не знает, как подействует яд. Это танец со смертью, но ради любви.

Последний поцелуй. Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.
Последний поцелуй. Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.

Две силы, Эрос и Судьба, неумолимо приведут героев к смерти.

"нет повести печальнее на свете....". Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.
"нет повести печальнее на свете....". Балет «Ромео и Джульетта». Фото автора.

Ромео и Джульетта сгорят в пламени своей страсти не потому, что их разлучили родители, а потому что человек не властен ни над своей душой, ни над своей жизнью. К этому придет мысль интеллектуалов на закате эпохи Возрождения, и это же роднит этот спектакль с нашим богооставленным миром.