"Бхагавад-гита", или "Песнь Господа", — это священный текст индийской философии и литературы, часть великого эпоса "Махабхарата". Она состоит из 700 стихов и представляет собой диалог между принцем Арджуной и его возничим, богом Кришной, который наставляет его перед началом великой битвы на поле Курукшетра.
Глава 1: Арджуна-вишада-йога (Йога отчаяния Арджуны)
Арджуна, великий воин Пандавов, оказывается в моральном кризисе, когда видит на поле битвы своих родственников, учителей и друзей по обе стороны конфликта. Он охвачен сомнениями и горем, не желая убивать своих близких ради победы и царства.
Глава 2: Санкхья-йога (Йога знания)
Кришна начинает свои наставления, объясняя Арджуне, что душа бессмертна и не может быть убита. Он говорит о важности выполнения своего долга (дхармы) как воина без привязанности к результатам своих действий. Кришна учит Арджуну разнице между временным телом и вечной душой.
Глава 3: Карма-йога (Йога действия)
Кришна объясняет концепцию карма-йоги — пути действия. Он учит Арджуну действовать без привязанности к плодам своих действий, выполняя свои обязанности ради блага всех существ и посвящая свои действия Богу.
Глава 4: Джняна-карма-санняса-йога (Йога знания и отречения)
Кришна раскрывает, что он периодически воплощается в этом мире, чтобы восстановить дхарму. Он говорит о значении божественного знания (джняны) и о том, как истинное знание ведет к освобождению.
Глава 5: Карма-санняса-йога (Йога отречения)
Кришна обсуждает различие между деятельностью и отречением. Он утверждает, что и карма-йога (деятельность) и санняса-йога (отречение) ведут к одному и тому же результату — освобождению, но карма-йога является более практичным путем для большинства людей.
Глава 6: Атма-самьяма-йога (Йога самоконтроля)
Кришна говорит о важности самоконтроля и медитации. Он учит, как достичь состояния единства с Атманом (высшим Я) через практику медитации и управление умом.
Глава 7: Джняна-виджняна-йога (Йога знания и мудрости)
Кришна объясняет природу абсолютной реальности, разделяя материальную и духовную энергию. Он говорит о знании и мудрости, которые приводят к постижению Бога.
Глава 8: Акшара-брахма-йога (Йога Брахмана)
Кришна отвечает на вопросы Арджуны о Брахмане, душе и карме. Он говорит о пути к освобождению и о важности преданности.
Глава 9: Раджа-видья-раджа-гухья-йога (Йога царского знания и царской тайны)
Кришна раскрывает самые сокровенные знания о преданности. Он объясняет, что чистая преданность и любовь к Богу ведут к освобождению.
Глава 10: Вибхути-йога (Йога божественных проявлений)
Кришна описывает свои божественные проявления и силы, которые пронизывают всю вселенную. Он говорит о своем вездесущем присутствии в каждом аспекте мира.
Глава 11: Вишварупа-даршана-йога (Йога видения вселенской формы)
Кришна показывает Арджуне свою вселенскую форму, содержащую все миры и существа. Арджуна видит великую силу и величие Кришны, осознавая его божественную природу.
Глава 12: Бхакти-йога (Йога преданности)
Кришна говорит о важности преданности (бхакти) как самого легкого и доступного пути к Богу. Он объясняет, что искренняя преданность и любовь к Богу превосходят все другие пути.
Глава 13: Кшетра-кшетра-гнья-вибхага-йога (Йога различия между полем и познающим поле)
Кришна объясняет различие между телом (полем) и душой (познающим поле). Он говорит о природе материи и духа, а также о высшем сознании.
Глава 14: Гуна-трайа-вибхага-йога (Йога разделения трех гун)
Кришна объясняет три гуны (качества природы) — саттву (благость), раджас (страсть) и тамас (невежество) — и их влияние на жизнь и поведение человека.
Глава 15: Пурушоттама-йога (Йога высшего человека)
Кришна говорит о вечном дереве, символизирующем материальный мир, и о высшем Пуруше (Боге), который превосходит этот мир. Он объясняет, как достичь высшего Пуруши через преданность.
Глава 16: Даивасура-сампад-вибхага-йога (Йога разделения на божественные и демонические свойства)
Кришна описывает божественные качества, ведущие к освобождению, и демонические качества, приводящие к рабству. Он учит Арджуну следовать божественным добродетелям.
Глава 17: Шраддха-трайа-вибхага-йога (Йога разделения трех видов веры)
Кришна объясняет три вида веры, основанные на трех гунах, и их влияние на ритуалы, аскетизм и благотворительность.
Глава 18: Мокша-санняса-йога (Йога освобождения и отречения)
Кришна подводит итоги своих учений, говоря о важности выполнения своих обязанностей и преданности. Он объясняет, что высшее освобождение достигается через выполнение дхармы и преданность Богу.
В конце книги Кришна призывает Арджуну встать и сражаться, исполняя свой долг без привязанности и страха, и Арджуна, обретя новое понимание и решимость, готовится к битве.
"Бхагавад-гита" остается одним из величайших духовных и философских текстов, вдохновляющих людей на поиск истины, выполнение своего долга и постижение божественного духа.