Фильм "Старший сын" смотрели многие.
Два дня из жизни благочестивого семейства Сарафановых, которые довольно круто поменяли их размеренную жизнь, подаются нам в депрессивно-тревожных пейзажах увядающего пригорода и обладают той неспешной динамикой, что отзывается в сердце стойким интересом.
Но что-то в этой картине вызывает легкий диссонанс. Какую-то недосказанность. Словно среди многоголосья актёром не хватает "нерва", этакой звенящей струны.
Я долго думал, что же здесь не так, и лишь недавно понял, в чём дело.
В этом фильме нет плохих персонажей, и в то же время нет чётко положительных.
У зрителя нет точных установок, кто здесь откровенный негодник, а кто махровый добряк с взором ласкового телёнка.
Кого не копни, откроется второе дно.
Вернее, не так.
От того, с какой эмоцией ты смотришь эту картину, зависит твоё восприятие того или иного персонажа.
Возьмём Бусыгина.
Кто он для нас?
Отличный, в сущности, парень. Спортивный духовитый с прекрасно развитым воображением и тягой к драме. В результате ночного приключения он совершенно неожиданно обретает новую семью, а заодно и обзаводится будущей невестой.
Посмотрев на неуклюжую семейку, он чувствует в себе необоримую тягу взять под защиту новообретенных родственников, возглавить увядающий клан Сарафановых и по возможности вдохнуть в него "новую кровь".
Достоин уважения?
Всемерно.
И в тоже время Бусыгин, отъявленный лжец, способный на жестокую проказу ради сиюминутной выгоды. Он эгоист, хладнокровный манипулятор и друг ниже среднего.
И куда ни копни, везде так.
Возьмём, к примеру, Васеньку. Юного пиромана с маниакальными наклонностями, который своими пылкими домогательствами всемерно отравляет жизнь своей соседке, совершенно не интересуясь её предпочтениями и навязывая своё сомнительное общество, с напором достойным лучшего применения.
А с другой стороны. Он неуёмный, горячо влюбленный юноша, который готов на необдуманные поступки ради того, чтобы быть со своей возлюбленной. Он трепетный и болезненно ранимый мальчик, который запутался в чувственных позывах собственного сердца.
Достойный отрок?
Несомненно.
Или всеми порицаемый Сильва, которого выставляют отъявленным баламутом и бузотёром и совершенно забывают, что жестокий розыгрыш зародился в курчавой голове Бусыгина, а Сильва лишь поддержал друга и вел себя с большим достоинством, но не вписался в коварные планы Вовчика и был опалён шаловливым Васенькой, вдоволь унижен и выставлен в ночь.
И так с каждым, даже второстепенным персонажем.
Тот же пилот для кого-то душный тип и формалист а для кого-то, дельный парень, склонный к порядку и честности в отношениях.
Как-то так получается, что здесь нет пресловутого инь и ян, чёрного и белого, а все словно мазаны серой краской, и в этих постно-панихидных этюдах под белый шум неказистой советской плёнки рождается один из лучших драматических фильмов эпохи рабоче-крестьянской империи.
Фильм, от которого предательски щиплет глаза, а пронзительно-задушевные диалоги дороже всякого золота.
Так вижу.
А вам не кажется, что в этой картине нет разделения на добро и зло в привычном понимании современного кино? А если вы не согласны, приведите пример настоящего миляги или отъявленного прохвоста. Пишите.
под Калинов мост - Родная
Быть Добру!