Найти тему
fransuz_03

Моторы ваз классика

В более чем полувековой истории АвтоВАЗа не так много серийных моделей — даже школьник сможет перечислить все, что собирались (и собираются) на конвейере в Тольятти. А вот их двигатели рядовой автолюбитель знает больше по кличкам: «классический», «восьмёрочный», «шестнарь» и так далее. Но за каждой из них скрывается по целому семейству агрегатов — с цифровыми индексами, в которых путаются даже профессионалы. Рассказываем, какой номер имеет тот или иной двигатель Лады, чем отличаются моторы ВАЗ, двигателькакой модели самый мощный, а какой — самый надёжный.

Наследство Фиата

Для начала краткий экскурс в историю рождения ДВС ВАЗ. Например, на случай покупки копейки.

  Всё началось с мотора ВАЗ-2101, запущенного в серию в 1970 году. Поначалу агрегаты получали те же индексы, что и модели, на которые они устанавливались. Родоначальник «классического» семейства двигателей был 1,2-литровым и первоначально развивал 62 л.с. (с годами его мощность колебалась от 59 до 64 сил). Он был создан на базе фиатовского мотора, которым оснащался Fiat 124, но существенно отличался от донора. Например, распредвал с приводом двухрядной цепью перенесли из блока цилиндров в ГБЦ.

Забегая вперёд, отметим: именно ГРМ стал самым слабым местом «классических» двигателей, у которых быстро изнашивались распредвал и коромысла клапанов, теряли работоспособность маслосъёмные колпачки, а также разрушался успокоитель цепи.

Следующим в семействе стал двигатель ВАЗ-2103 — конструктивно точно такой же, как у «копейки», но с более высоким блоком цилиндров и, соответственно, с увеличенным с 66 до 80 мм ходом поршня. Рабочий объём вырос до 1451 см3, а мощность — до 75 л.с.

Позже появились и другие вариации — 1,3-литровый мотор ВАЗ-21011 (тот же ВАЗ-2101 с диаметром поршня 79 мм вместо 76) и самый мощный (82 силы) ВАЗ-2106 объёмом 1569 см3, сочетавший в себе длинноходный блок с большими поршнями.

Последний агрегат выпускался дольше всех вышеперечисленных — в начале 2000-х на АвтоВАЗе его оснастили распределённым впрыском вместо карбюратора и присвоили индекс ВАЗ-21067. Правда, из-за необходимости соблюдения норм Евро его мощность упала до 74 л.с.

Мотор ваз 2106
Мотор ваз 2106

Особняком стоит двигатель ВАЗ-2105 — это модификация 1,3-литрового ВАЗ-21011, у которой цепь ГРМ сменил зубчатый ремень с натяжным роликом. Серьёзных нареканий на новые компоненты у автовладельцев не было, но дальнейшего развития конструкция не получила — к середине 1990-х этот мотор сняли с производства.