В поле зрения последнего месяца попали два мемориала, расположенных на разных континентах и посвященных различным событиям. Однако имеющие похожие объемно-пространственные решения. Объекты эти не имеют мирового значения и решены они в простой минималистичной модернисткой манере. Но тем "чище" приемы с помощью которых авторы пытались передать эмоции трагического события.
Первый объект - мемориал (кенотаф) Джону Ф. Кеннеди, который был убит на улицах Далласа - запроектировал один из самых известных архитекторов в Соединенных Штатах Филип Джонсон в 1969 году. К проектированию его пригласил Стэнли Маркус (владелец торговой империи Neiman-Marcus). И спустя 7 лет после трагических событий мемориал открылся в 1970 году. Это была белая бетонная кубическая комната без крыши, поднятая на небольших опорах.
По замыслу самого Джонсона, "он хотел подчеркнуть два элемента: во-первых, вертикальные элементы конструкции, визуально, не имеющие опор, предполагали «магнетизм» Кеннеди. Во-вторых, светильники в нижней части консольных бетонных элементов, детализированные как ракетные двигатели, предполагали веру Кеннеди в завоевание космоса. Сам Кеннеди представлен своим отсутствием — пустым основанием, где могла бы быть бронзовая или мраморная скульптура. Таким образом, этот человек красноречия и власти был увековечен через архитектуру без какой-либо скульптуры. Как кенотаф, как назвал его Джонсон, а не как «мемориал»".
Однако критики считали мемориал провалом с самого начала и высказывали мнение, что он выглядел «просто несчастным, как постамент без статуи», «имел скорее тоскливую, чем меланхоличную атмосферу" и никто не принял его холодной пустоты. Критиковали также оригинальность идеи — комната с квадратным мемориальным столом — взята прямо из незавершенного проекта Миса ван дер Роэ Neue Wache 1930года.
Тем не менее, когда спустя десятилетия Филипа Джонсона попросили пересмотреть какие-либо аспекты проекта — ландшафтный дизайн, его открытость, он решил, что никакие изменения не нужны.
Другим объектом является одна из трех мемориальных локаций лагеря-спутника концлагеря Дахау в лесу недалеко от города Мюльдорф в Верхней Баварии.
На данном месте за последние 80 лет вырос лес и возникла необходимость в устройстве элементов, раскрывающих смысл этого места. То есть наложить новый "абстрактный слой" на существующий ландшафт. Задачей этого "абстрактного слоя" является запуск сознательного восприятия простыми пространственными (дизайнерскими) вмешательствами с минимумом фактической информации. Отсюда естественно вытекает минималистический подход в дизайнерском решении. Следовательно, новые элементы ландшафта не являются реконструкциями. Их задача рассказать об историческом событии современным языком.
Перед началом осмотра посетитель попадает в "информационную комнату". Которая в пространстве представляет собой коробку (прямоугольная призма) без крышки и с оторванными от основания стенами, которые опираются на небольшие металлические стойки расположенные по углам конструкции. Тем самым обеспечивается эффект парения массивных стен. Стены разорваны в двух противоположных сторонах определяя направление движения посетителя.
Очутившись внутри сооружения человек начинает испытывать внутреннее напряжение, как бы смещая эмоциональное восприятие посетителя на другой уровень. Для усиления этого эффекта на стенах расположена фактическая информация об объекте.
Далее посетители двигаются по бетонной дорожке, приподнятой над землёй. По пути им встречаются стальные пластины с памятными цитатами современников. Дорожки ведут как к бывшим сооружениям концлагеря, так и к мемориальному месту «Братская могила». Которая включает в себя два из немногих все еще различимых массовых захоронений. Сейчас это место расположено среди леса и, тем не менее, оно является символом бесчисленных тел, которые были здесь захоронены. В решении этого места авторы создали "поляну" с обрубленными стволами деревьев, сталкивая посетителей с неожиданной, шокирующей картиной: "пни деревьев высотой 1,7 метра символизируют жертв и безумие преступной системы."
Проектировал объект ландшафтное бюро **Latz+Partner**, основанное в 1968 в Саарбрюкене четой архитекторов Петером Латцем (Peter Latz) и Аннелизой Латц (Anneliese Latz). Работа бюро взяла 1-ю премию в конкурсе 2012 г. "Проектирование и реализация этапов лесного лагеря и братских могил 2013–2018 гг".
Решение было принято единогласно – так как, что победивший проект архитектурного бюро Кранцберга Latz & Partner оказал *наименьшее влияние* на структуру объекта. И любой, кто изучит предложения других претендентов, легко поймет доводы жюри. Широкие асфальтированные дорожки, просторные платформы или пешеходные мосты. Многое из этого сложно было бы реализовать с точки зрения логистики, не говоря уже о финансировании. Дизайн Latz действует успокаивающе и сдержанно. "Он сохраняет достоинство места, не навязывает ему излишнего понятия, а ограничивается самым необходимым".
В обоих мемориалах идет работа с донесением до зрителя ощущение пустоты и используется похожий прием: рассеченная бетонная комната без потолка. Так же обыгрывается эффект парения массивных стен. Рассечение предлагает пересечение этого пространства в заданном направлении, хотя в первом примере на этом не акцентируется внимание. Для создания большего эффекта пустоты в кенотафе Кеннеди устанавливается камень в середине пространства, черный плоский - своего рода противоположность динамическому небу. Выстраивая дополнительную вертикальную композиционную ось. В Мюльдорфском лесу этот элемент предваряет основной смысловой объект, и вертикальная ось раскрывается уже на поляне со срубленными деревьями.
Используя противоречия пространства и массы, дисгармонию пространства, авторы пытаются создать у зрителя ощущение пустоты и незаконченности. Сместив мировосприятие на другой уровень, на котором предоставляемая информация будет многократно усилена эмоциональным подъемом.
Ссылки:
https://www.dmagazine.com/publications/d-magazine/2018/november/the-builder-of-glass-cities/
https://www.kz-gedenk-mdf.de/
https://www.latzundpartner.de/en/projekte/besondere-orte/gedenkort-muhldorfer-hart-de/
https://athenaeumreview.org/essay/a-tale-of-two-memorials-dallas-and-new-york/