Система домашнего кинотеатра немыслима без основательной басовой поддержки. Иначе исчезнут объем, глубина сцены, поблекнут звуковые эффекты и пропадет ощущение присутствия. Поэтому сабвуфер нужно не только выбрать, но и грамотно установить.
Где поставить два сабвуфера
Согласно данным ассоциации CEDIA, специализирующейся на профессиональных инсталляциях, идеальным решением для пары сабвуферов станет их установка по центру противоположных стен – тыльной и фронтальной или двух боковых. Оптимальное расположение четырех НЧ-источников — в углах комнаты или же рядом с центрами противоположных стен. Такая конфигурация сведет к минимуму влияние стоячих волн (благодаря эффекту интерференции) и позволит обойтись менее мощными моделями. Жилые комнаты обычно не имеют абсолютно одинаковых стен (например, на одной из них может оказаться мебель). Окна и двери тоже вносят свой «вклад» в равномерность распределения баса. Поэтому каждая инсталляция требует индивидуального подхода. Исследовательская работа Тода Велти (Todd Welti) из компании Harman «Subwoofers: Optimum Number and Locations» («Сабвуферы: оптимальное количество и расположение») подтверждает тот факт, что оптимальный вариант для ДК — это два, а лучший — четыре НЧ-модуля.
Вместо одного мощного сабвуфера целесообразнее установить два менее мощных
Вместо одного мощного сабвуфера целесообразнее установить два менее мощных. Они, как правило, имеют более скромные габариты, позволяют равномерно распределить НЧ, обеспечивают линейную АЧХ без явных пиков и провалов, а также облегчают задачу автокалибровки АС с помощью таких систем, как Audyssey MultEQ
Система ДК с двумя сабвуферами позволит наслаждаться точным и быстрым басом в кино, который не захлебнется даже на самых ответственных динамичных переходах. Такая конфигурация обеспечит преимущество при прослушивании музыки в стерео-режиме при использовании полочных мониторов с урезанной НЧ-секцией.
Перечислим рекомендации о расстановке пары сабвуферов:
1) в углах у фронтальной стены комнаты
2) у фронтальной стены на расстоянии от боковых стен, равном 1/3 ширины комнаты (обычно рядом с АС левого и правого каналов).
3) в центре фронтальной и тыльной стен, что трудноосуществимо на практике ввиду наличия стойки с аппаратурой и спикера центрального канала.
Пример от Velodyne
В качестве официальной концепции «пары сабвуферов для ДК» можно привести пример Velodyne Acoustics, Inc. Для большой прямоугольной комнаты рекомендуется задействовать флагман DD-18+ из серии Digital Drive PLUS с системой Digital High-Gain Servo, понижающей искажения до 0,5% за счет контроля/отслеживания положения диффузора с частотой в 16000 раз в секунду. Усилитель в классе D мощностью 1250 Вт использует автоматическую систему настройки Auto-EQ Plus с 8-полосным параметрическим эквалайзером и высокоточным микрофоном. Подробная ручная настройка проводится с ПК, который подключается через порт Mini-USB. В лицевую панель DD-18+ встроен 18-дюймовый вуфер из композитного сэндвича (стекловолокно/Rohacell). Инертный закрытый корпус DD-18+ весит более 64 кг.
Можно сэкономить и задействовать пару сабов DD-15+, которые находятся рангом пониже и имеют 15-дюймовые диффузоры. При этом они создадут более равномерное распределение НЧ в комнате по сравнению с одним DD-18+ при прочих равных условиях. При этом необходимо согласовать сабвуферы по фазе (как между собой, так и между сателлитами системы), так и по уровню громкости. Частоту среза рекомендуется выставлять в зависимости от типа фронтальных АС - обычно это 80 –100 Гц. Задержка устанавливается единая для обоих сабов при их симметричном расположении в комнате. Для настройки есть несколько способов оптимизации: Place & Play (по заводским установкам EQ), Self-EQ, Auto-EQ Plus и Manual-EQ.
Velodyne рекомендует использовать автоматическую настройку Auto-EQ Plus и комплектный CD с тестовыми сигналами для калибровочного микрофона. В процессе работы Auto-EQ Plus звук саба автоматически выключается для оценки того, как работают спикеры AV-системы в области НЧ. Затем саб вновь активируется. Происходит его тонкая настройка под звучание спикеров для получения бесшовного саунда всей системы. Далее происходит регулировка уровня выходного сигнала, АЧХ, параметров кроссовера и фазы сигнала на выходе с помощью параметрических фильтров. Для реализации ручной настройки Manual-EQ удобно использовать компьютер.
Советы от Velodyne
Согласно мнению инженеров Velodyne, два сабвуфера у центров фронтальной и тыловой стен обеспечат наиболее однородное звучание и линейную характеристику по всему объему комнаты. Их расположение в диагонально противоположных углах комнаты позволит повысить мощность и немного освободить место на переднем плане. Однако характеристику в этом случае уже нельзя назвать линейной. Установка на расстоянии в 1/3 или 1/4 длины комнаты от фронтальной стены (рядом с боковыми стенами) обеспечит баланс между мощностью и линейностью АЧХ. Хороший вариант для проблемных комнат.
Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что два сабвуфера – это наиболее оптимальный вариант для любой AV-системы, который позволяет равномерно наполнить саундом все помещение и обеспечивает отличную динамику. Такая конфигурация позволяет предусмотреть большее количество мест для зрителей без ущерба в качестве баса для каждого из них. Вообще-то в Velodyne не против и четырех сабов для серьезного ДК — два на фронт и два на тыл. Но для большинства пользователей, полагаем, будет достаточно и двух.