Найти тему
DJ_frenk🔊

Один сабвуфер хорошо, а два лучше

Система домашнего кинотеатра немыслима без основательной басовой поддержки. Иначе исчезнут объем, глубина сцены, поблекнут звуковые эффекты и пропадет ощущение присутствия. Поэтому сабвуфер нужно не только выбрать, но и грамотно установить.

Один сабвуфер хорошо, а два лучшеVelodyneсабвуфердва сабвуфераСистема домашнего кинотеатра немыслима без основательной басовой поддержки. Иначе исчезнут объем, глубина сцены, поблекнут звуковые эффекты и пропадет ощущение присутствия. Поэтому сабвуфер нужно не только выбрать, но и грамотно установить.Где поставить сабвуферХарактер баса напрямую зависит от расположения НЧ-звена в помещении, от особенностей и его размеров, ну и от места пребывания слушателя. Каждая комната обладает резонансами, которые проявляются при наслоении звуковых волн, отражающихся от потолка, пола и стен. Возникающие при этом стоячие волны (моды) становятся причиной потери качества баса, его «подгуживания» и других неприятностей. Стоячие волны делятся на осевые, касательные и косые.В первую очередь обычно учитывается влияние осевых волн. Частоту, на которой имеются моды, можно рассчитать по формуле: F=V/(2 х L), где F — это резонансная частота, V — скорость звука (343 м/с при 20°C), а L — расстояние между параллельными стенами комнаты.Моды также присутствуют на частотах, кратных базовой и являются причиной неодинакового звукового давления на резонансной частоте в разных точках помещения. В одних точках амплитуда сигнала может быть максимальной, в других — минимальной. Так формируются пики и провалы. Стоячие волны образуют пики вблизи стен, поэтому при расположении НЧ-излучателя у стены бас усиливается.Для получения предельно близкого к оригиналу звучания аудиосистема должна обладать как можно более линейной частотной характеристикой. Для достижения такой АЧХ при выборе места расположения сабвуфера и точки прослушивания следует избегать зон с пиками и провалами. Многое зависит от геометрии помещения. В кубической комнате довольно сложно получить равномерную АЧХ. По возможности для достижения гармоничного саунда рекомендуется устанавливать сабвуфер ближе к фронтам. Существует эффективный метод определения места установки опытным путем — «Subwoofer Crawl», при котором саб нужно расположить в месте прослушивания и запустить трек с акцентированным басом. Инсталлятор принимает такое положение, чтобы голова оказалась на уровне излучателя сабвуфера, и начинает двигаться от него (crawl пер. как «ползти» с англ.), одновременно вслушиваясь в звучание. Место, в котором бас будет наиболее сбалансированным на слух, станет точкой для установки саба.Но даже в случае удачной установки одного сабвуфера при смещении на каких-то 60-70 см относительно места прослушивания качество баса изменится, и отнюдь не в лучшую сторону. Выход из такой ситуации один – установка двух сабвуферов. Пара поможет сбалансировать комнатные моды и обеспечит более равномерное распределение НЧ-волн по всему помещению, да и система станет менее склонной к перегрузке. Одинаковые модели сабов легче согласовать по параметрам, а при желании повысить качество и запас по НЧ в системе следует помнить о том, что прямоугольные комнаты «любят» четное число сабвуферов – 2, 4, 6 и т.д
Один сабвуфер хорошо, а два лучшеVelodyneсабвуфердва сабвуфераСистема домашнего кинотеатра немыслима без основательной басовой поддержки. Иначе исчезнут объем, глубина сцены, поблекнут звуковые эффекты и пропадет ощущение присутствия. Поэтому сабвуфер нужно не только выбрать, но и грамотно установить.Где поставить сабвуферХарактер баса напрямую зависит от расположения НЧ-звена в помещении, от особенностей и его размеров, ну и от места пребывания слушателя. Каждая комната обладает резонансами, которые проявляются при наслоении звуковых волн, отражающихся от потолка, пола и стен. Возникающие при этом стоячие волны (моды) становятся причиной потери качества баса, его «подгуживания» и других неприятностей. Стоячие волны делятся на осевые, касательные и косые.В первую очередь обычно учитывается влияние осевых волн. Частоту, на которой имеются моды, можно рассчитать по формуле: F=V/(2 х L), где F — это резонансная частота, V — скорость звука (343 м/с при 20°C), а L — расстояние между параллельными стенами комнаты.Моды также присутствуют на частотах, кратных базовой и являются причиной неодинакового звукового давления на резонансной частоте в разных точках помещения. В одних точках амплитуда сигнала может быть максимальной, в других — минимальной. Так формируются пики и провалы. Стоячие волны образуют пики вблизи стен, поэтому при расположении НЧ-излучателя у стены бас усиливается.Для получения предельно близкого к оригиналу звучания аудиосистема должна обладать как можно более линейной частотной характеристикой. Для достижения такой АЧХ при выборе места расположения сабвуфера и точки прослушивания следует избегать зон с пиками и провалами. Многое зависит от геометрии помещения. В кубической комнате довольно сложно получить равномерную АЧХ. По возможности для достижения гармоничного саунда рекомендуется устанавливать сабвуфер ближе к фронтам. Существует эффективный метод определения места установки опытным путем — «Subwoofer Crawl», при котором саб нужно расположить в месте прослушивания и запустить трек с акцентированным басом. Инсталлятор принимает такое положение, чтобы голова оказалась на уровне излучателя сабвуфера, и начинает двигаться от него (crawl пер. как «ползти» с англ.), одновременно вслушиваясь в звучание. Место, в котором бас будет наиболее сбалансированным на слух, станет точкой для установки саба.Но даже в случае удачной установки одного сабвуфера при смещении на каких-то 60-70 см относительно места прослушивания качество баса изменится, и отнюдь не в лучшую сторону. Выход из такой ситуации один – установка двух сабвуферов. Пара поможет сбалансировать комнатные моды и обеспечит более равномерное распределение НЧ-волн по всему помещению, да и система станет менее склонной к перегрузке. Одинаковые модели сабов легче согласовать по параметрам, а при желании повысить качество и запас по НЧ в системе следует помнить о том, что прямоугольные комнаты «любят» четное число сабвуферов – 2, 4, 6 и т.д
-2

Где поставить два сабвуфера

Согласно данным ассоциации CEDIA, специализирующейся на профессиональных инсталляциях, идеальным решением для пары сабвуферов станет их установка по центру противоположных стен – тыльной и фронтальной или двух боковых. Оптимальное расположение четырех НЧ-источников — в углах комнаты или же рядом с центрами противоположных стен. Такая конфигурация сведет к минимуму влияние стоячих волн (благодаря эффекту интерференции) и позволит обойтись менее мощными моделями. Жилые комнаты обычно не имеют абсолютно одинаковых стен (например, на одной из них может оказаться мебель). Окна и двери тоже вносят свой «вклад» в равномерность распределения баса. Поэтому каждая инсталляция требует индивидуального подхода. Исследовательская работа Тода Велти (Todd Welti) из компании Harman «Subwoofers: Optimum Number and Locations» («Сабвуферы: оптимальное количество и расположение») подтверждает тот факт, что оптимальный вариант для ДК — это два, а лучший — четыре НЧ-модуля.

-3

Вместо одного мощного сабвуфера целесообразнее установить два менее мощных

Вместо одного мощного сабвуфера целесообразнее установить два менее мощных. Они, как правило, имеют более скромные габариты, позволяют равномерно распределить НЧ, обеспечивают линейную АЧХ без явных пиков и провалов, а также облегчают задачу автокалибровки АС с помощью таких систем, как Audyssey MultEQ

-4

Система ДК с двумя сабвуферами позволит наслаждаться точным и быстрым басом в кино, который не захлебнется даже на самых ответственных динамичных переходах. Такая конфигурация обеспечит преимущество при прослушивании музыки в стерео-режиме при использовании полочных мониторов с урезанной НЧ-секцией.

Перечислим рекомендации о расстановке пары сабвуферов:

1) в углах у фронтальной стены комнаты

2) у фронтальной стены на расстоянии от боковых стен, равном 1/3 ширины комнаты (обычно рядом с АС левого и правого каналов).

3) в центре фронтальной и тыльной стен, что трудноосуществимо на практике ввиду наличия стойки с аппаратурой и спикера центрального канала.

Пример от Velodyne

В качестве официальной концепции «пары сабвуферов для ДК» можно привести пример Velodyne Acoustics, Inc. Для большой прямоугольной комнаты рекомендуется задействовать флагман DD-18+ из серии Digital Drive PLUS с системой Digital High-Gain Servo, понижающей искажения до 0,5% за счет контроля/отслеживания положения диффузора с частотой в 16000 раз в секунду. Усилитель в классе D мощностью 1250 Вт использует автоматическую систему настройки Auto-EQ Plus с 8-полосным параметрическим эквалайзером и высокоточным микрофоном. Подробная ручная настройка проводится с ПК, который подключается через порт Mini-USB. В лицевую панель DD-18+ встроен 18-дюймовый вуфер из композитного сэндвича (стекловолокно/Rohacell). Инертный закрытый корпус DD-18+ весит более 64 кг.

-5

Можно сэкономить и задействовать пару сабов DD-15+, которые находятся рангом пониже и имеют 15-дюймовые диффузоры. При этом они создадут более равномерное распределение НЧ в комнате по сравнению с одним DD-18+ при прочих равных условиях. При этом необходимо согласовать сабвуферы по фазе (как между собой, так и между сателлитами системы), так и по уровню громкости. Частоту среза рекомендуется выставлять в зависимости от типа фронтальных АС - обычно это 80 –100 Гц. Задержка устанавливается единая для обоих сабов при их симметричном расположении в комнате. Для настройки есть несколько способов оптимизации: Place & Play (по заводским установкам EQ), Self-EQ, Auto-EQ Plus и Manual-EQ.

Velodyne рекомендует использовать автоматическую настройку Auto-EQ Plus и комплектный CD с тестовыми сигналами для калибровочного микрофона. В процессе работы Auto-EQ Plus звук саба автоматически выключается для оценки того, как работают спикеры AV-системы в области НЧ. Затем саб вновь активируется. Происходит его тонкая настройка под звучание спикеров для получения бесшовного саунда всей системы. Далее происходит регулировка уровня выходного сигнала, АЧХ, параметров кроссовера и фазы сигнала на выходе с помощью параметрических фильтров. Для реализации ручной настройки Manual-EQ удобно использовать компьютер.

Советы от Velodyne

Согласно мнению инженеров Velodyne, два сабвуфера у центров фронтальной и тыловой стен обеспечат наиболее однородное звучание и линейную характеристику по всему объему комнаты. Их расположение в диагонально противоположных углах комнаты позволит повысить мощность и немного освободить место на переднем плане. Однако характеристику в этом случае уже нельзя назвать линейной. Установка на расстоянии в 1/3 или 1/4 длины комнаты от фронтальной стены (рядом с боковыми стенами) обеспечит баланс между мощностью и линейностью АЧХ. Хороший вариант для проблемных комнат.

Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что два сабвуфера – это наиболее оптимальный вариант для любой AV-системы, который позволяет равномерно наполнить саундом все помещение и обеспечивает отличную динамику. Такая конфигурация позволяет предусмотреть большее количество мест для зрителей без ущерба в качестве баса для каждого из них. Вообще-то в Velodyne не против и четырех сабов для серьезного ДК — два на фронт и два на тыл. Но для большинства пользователей, полагаем, будет достаточно и двух.