Найти тему
Никис

Экскурсия в особняк купца Николая Дмитриевича Стахеева.

Доброго всем дня. Сегодня фотоотчет о путешествии в не очень далекое прошлое столицы, наверное, можно сказать и так. Есть такой, достаточно известный и богатый дом, расположившийся по адресу Новая Басманная улица, 14. Построил его в самом конце XIX века очень богатый купец, Н.Д. Стахеев. Для понимания, насколько он был богат, можно сказать, что его состояние оценивалось в несколько десятков миллионов рублей. При том, что корова в то время стоила около 3 рублей. Очень богатый. Наверное, сравним с нынешними Ротшильдами и Рокфеллерами. И обошелся ему этот дом только построить в один миллион рублей. А еще ландшафтный парк (большая его часть ныне – это сад имени Баумана), а еще мебель, а еще благотворительность, а еще внутренняя отделка и т.д. Вот как раз внутренняя отделка сегодня и будет в фотографиях.

Итак, говорят, что театр начинается с вешалки. А вот наша экскурсия началась с лестницы на второй этаж (первый – он сейчас используется, как и ранее, Центральным домом детей железнодорожников). И сразу на лестнице – роскошь и богатство! Вот арка над верхней площадкой лестницы.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Один из светильников. Про этот экскурсовод не сказала, но, вполне возможно и он сохранился со времен постройки дома. На тот момент электричество было дорогой, но распространенной вещью. И электрические светильники богатый купец мог себе позволить.

Фото автора
Фото автора

Один из барельефов над дверьми, ведущими с лестничной площадки в залы.

Фото автора
Фото автора

И шикарная, высокая дверь в украшенном проеме и тоже с барельефом над проемом.

Фото автора
Фото автора

А это светильник, как сказала экскурсовод, с грифонами. Можно ли так говорить, сложно сказать, но в мифах и бестиариях – грифон – это полулев-полуорел, здесь же тело льва, крылья орла, но голова человеческая. И вот этот светильник – оригинальный. В доме осталось не так много вещей, потому что в 1906 году практически все было вывезено за границу, где и пропало, но это история чуть позже. А на Новой Басманной остался дом, отделка и небольшое количество предметов интерьера. И, конечно, описания, по которым многое было восстановлено.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Над площадкой лестницы вот такой витраж. Дом считается одним из редких сохранившихся представителей так называемой эклектики – т.е. смешения (весьма гармоничного) различных стилей и эпох. Это мы еще увидим, а здесь, на этом витраже, как мне кажется, отсылка к эпохе Возрождения.

Фото автора
Фото автора

Вот это плафон расположился уже в центральном зале, который выполнен в стиле классицизма.

Фото автора
Фото автора

Напротив же потолка, на полу, аутентичный, поскрипывающий паркет. И вот тут-то как раз классические грифоны.

Фото автора
Фото автора

Стены украшены барельефами и …

Фото автора
Фото автора

… и горельефами.

Фото автора
Фото автора

И вот как это смотрится все вместе. К сожалению, «в полный рост» сделать фотографии не представлялось возможным, потому что группа была человек 50 и все друг другу влезали в кадр. Поэтому приходилось чаще всего фотографировать поверх голов.

Фото автора
Фото автора

Еще одна комната, которую экскурсовод назвала «предбанник кабинета». Наверное, правильнее – приемная. Хотя, учитывая наличие камина и зеркала, можно предположить, что комната имела другое назначение, возможно карточная, потому как Николай Дмитриевич имел страсть – карточные игры, которые, в итоге, его и сгубили. А еще в этой комнате обои, сделанные из кожи. И судя по небольшому «отмытому» квадрату в одном месте – обои тоже со времен постройки дома.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Рядом расположился очень маленький по площади кабинет хозяина. Как он выглядел – вообще непонятно. Сейчас здесь большой макет парусника и часы в углу. А вот наличие на стенах большого количества портретов, в том числе и военных явно Советского периода, так никто и не объяснил.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Если же свернуть из Большого зала не налево (в кабинет), а направо, то можно попасть в столовую. Потолок и светильник в этой комнате.

Фото автора
Фото автора

Стол с гарнитуром стульев. По одной из городских легенд в одном из таких стульев (здесь все же реплики, а не оригиналы) Стахеев спрятал большое число драгоценностей. А после революции вернулся за ними… Ничего не напоминает? Ну да, именно эта легенда была услышана журналистами Ильфом и Петровым и на свет родился бессмертный образец сатиры – «12 стульев». Якобы и окончание у историй похожее: в оригинальной версии Стахеев попался патрулю дружинников, попал в ГПУ, имел беседу с самим Феликсом Дзержинским, договорился о личной свободе, пенсии в обмен на драгоценности, которые были проданы, а на часть вырученных денег построили ДК Железнодорожников на Комсомольской площади. Верить или нет – каждый решает сам, но история очень красивая.

Фото автора
Фото автора

Вид на стулья и стол снизу.

Фото автора
Фото автора

Еще одна комната носит название Готическая гостиная. И здесь действительно сразу узнается готика.

Фото автора
Фото автора

Самый узнаваемый элемент готического стиля – окно-роза. Здесь все же не целиком окно, а его верхняя часть, но вполне себе узнаваемая.

Фото автора
Фото автора

Люстра тоже обозначена как аутентичная. И если это так, то тут не может быть сомнений, что дом был электрифицирован – в такую свечи вставить точно не получится.

Фото автора
Фото автора

Комод и, видимо, сервант. Полки пустые, но, скорее всего, предназначены для посуды.

Фото автора
Фото автора

Камин и стулья тоже выполнены в том же стиле. Но, как было сказано, это уже восстановлено по описаниям.

Фото автора
Фото автора

Дверь в соседнюю комнату, про которую, буквально, чуть ниже.

Фото автора
Фото автора

Это заключительная комната экскурсии (но не здания, целое крыло закрыто для посещения) – мавританская курительная. Вот тут, по версии экскурсовода, и проходили ожесточенные карточные сражения. Именно тут до критических значений страсть к игре выросла в душе хозяина дома. Именно тут, скорее всего, и появилось желание играть в Монте-Карло, что и было исполнено. Окончилось все закономерно – уехав в Монако, Николай Дмитриевич в итоге все состояние проиграл и был вынужден работать «актером». Потому что сыграть со Стахеевым в казино – это очень сильно привлекало клиентов в казино.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Вот такая вышла история с экскурсией или экскурсия с историей. На этом все, с вами была я, Никис.