Доброго всем дня. Сегодня фотоотчет о путешествии в не очень далекое прошлое столицы, наверное, можно сказать и так. Есть такой, достаточно известный и богатый дом, расположившийся по адресу Новая Басманная улица, 14. Построил его в самом конце XIX века очень богатый купец, Н.Д. Стахеев. Для понимания, насколько он был богат, можно сказать, что его состояние оценивалось в несколько десятков миллионов рублей. При том, что корова в то время стоила около 3 рублей. Очень богатый. Наверное, сравним с нынешними Ротшильдами и Рокфеллерами. И обошелся ему этот дом только построить в один миллион рублей. А еще ландшафтный парк (большая его часть ныне – это сад имени Баумана), а еще мебель, а еще благотворительность, а еще внутренняя отделка и т.д. Вот как раз внутренняя отделка сегодня и будет в фотографиях.
Итак, говорят, что театр начинается с вешалки. А вот наша экскурсия началась с лестницы на второй этаж (первый – он сейчас используется, как и ранее, Центральным домом детей железнодорожников). И сразу на лестнице – роскошь и богатство! Вот арка над верхней площадкой лестницы.
Один из светильников. Про этот экскурсовод не сказала, но, вполне возможно и он сохранился со времен постройки дома. На тот момент электричество было дорогой, но распространенной вещью. И электрические светильники богатый купец мог себе позволить.
Один из барельефов над дверьми, ведущими с лестничной площадки в залы.
И шикарная, высокая дверь в украшенном проеме и тоже с барельефом над проемом.
А это светильник, как сказала экскурсовод, с грифонами. Можно ли так говорить, сложно сказать, но в мифах и бестиариях – грифон – это полулев-полуорел, здесь же тело льва, крылья орла, но голова человеческая. И вот этот светильник – оригинальный. В доме осталось не так много вещей, потому что в 1906 году практически все было вывезено за границу, где и пропало, но это история чуть позже. А на Новой Басманной остался дом, отделка и небольшое количество предметов интерьера. И, конечно, описания, по которым многое было восстановлено.
Над площадкой лестницы вот такой витраж. Дом считается одним из редких сохранившихся представителей так называемой эклектики – т.е. смешения (весьма гармоничного) различных стилей и эпох. Это мы еще увидим, а здесь, на этом витраже, как мне кажется, отсылка к эпохе Возрождения.
Вот это плафон расположился уже в центральном зале, который выполнен в стиле классицизма.
Напротив же потолка, на полу, аутентичный, поскрипывающий паркет. И вот тут-то как раз классические грифоны.
Стены украшены барельефами и …
… и горельефами.
И вот как это смотрится все вместе. К сожалению, «в полный рост» сделать фотографии не представлялось возможным, потому что группа была человек 50 и все друг другу влезали в кадр. Поэтому приходилось чаще всего фотографировать поверх голов.
Еще одна комната, которую экскурсовод назвала «предбанник кабинета». Наверное, правильнее – приемная. Хотя, учитывая наличие камина и зеркала, можно предположить, что комната имела другое назначение, возможно карточная, потому как Николай Дмитриевич имел страсть – карточные игры, которые, в итоге, его и сгубили. А еще в этой комнате обои, сделанные из кожи. И судя по небольшому «отмытому» квадрату в одном месте – обои тоже со времен постройки дома.
Рядом расположился очень маленький по площади кабинет хозяина. Как он выглядел – вообще непонятно. Сейчас здесь большой макет парусника и часы в углу. А вот наличие на стенах большого количества портретов, в том числе и военных явно Советского периода, так никто и не объяснил.
Если же свернуть из Большого зала не налево (в кабинет), а направо, то можно попасть в столовую. Потолок и светильник в этой комнате.
Стол с гарнитуром стульев. По одной из городских легенд в одном из таких стульев (здесь все же реплики, а не оригиналы) Стахеев спрятал большое число драгоценностей. А после революции вернулся за ними… Ничего не напоминает? Ну да, именно эта легенда была услышана журналистами Ильфом и Петровым и на свет родился бессмертный образец сатиры – «12 стульев». Якобы и окончание у историй похожее: в оригинальной версии Стахеев попался патрулю дружинников, попал в ГПУ, имел беседу с самим Феликсом Дзержинским, договорился о личной свободе, пенсии в обмен на драгоценности, которые были проданы, а на часть вырученных денег построили ДК Железнодорожников на Комсомольской площади. Верить или нет – каждый решает сам, но история очень красивая.
Вид на стулья и стол снизу.
Еще одна комната носит название Готическая гостиная. И здесь действительно сразу узнается готика.
Самый узнаваемый элемент готического стиля – окно-роза. Здесь все же не целиком окно, а его верхняя часть, но вполне себе узнаваемая.
Люстра тоже обозначена как аутентичная. И если это так, то тут не может быть сомнений, что дом был электрифицирован – в такую свечи вставить точно не получится.
Комод и, видимо, сервант. Полки пустые, но, скорее всего, предназначены для посуды.
Камин и стулья тоже выполнены в том же стиле. Но, как было сказано, это уже восстановлено по описаниям.
Дверь в соседнюю комнату, про которую, буквально, чуть ниже.
Это заключительная комната экскурсии (но не здания, целое крыло закрыто для посещения) – мавританская курительная. Вот тут, по версии экскурсовода, и проходили ожесточенные карточные сражения. Именно тут до критических значений страсть к игре выросла в душе хозяина дома. Именно тут, скорее всего, и появилось желание играть в Монте-Карло, что и было исполнено. Окончилось все закономерно – уехав в Монако, Николай Дмитриевич в итоге все состояние проиграл и был вынужден работать «актером». Потому что сыграть со Стахеевым в казино – это очень сильно привлекало клиентов в казино.
Вот такая вышла история с экскурсией или экскурсия с историей. На этом все, с вами была я, Никис.