Слово «мукавама» в палестинском словаре не нуждается в уточнениях, его смысл сразу понятен рядовым палестинцам. Только недавно, и особенно после подписаний соглашений Осло и внезапного наплыва НГО основанных на западные средства, палестинские интеллектуалы начали говорить о «мирном сопротивлении» и «ненасильственном сопротивлении». Но эти выражения никогда не играли важной роли в палестинской идеологии. Для них мукавама остается единой, неравздельной и всеохватывающей.
Это вовсе не занчит, что палестинце не сопротвивлялись, на разных стадиях своей борьбы, безоружно. На самом деле, они делали эти поколениями. Полугодовая всеобщая забастовка в апреле 1936 года была кульминацией гражданского неповиновения, происходившего годами до этой даты. И ее проложают использовать с тех пор по всей Палестине уже столетие.
Разница между палестинским представлением о сопротивлении и навязываемые западными идеями в том, что палестинцы не считают мукавама обузой, и не собираются объяснять, согласовывать или оправдывать формы коллективного сопротивления, которые они используют. Исторически только обстоятельства определяли тип, время и место для вооруженного или невооруженного сопротивления.
Однако западные идеи основаны на концепции предпочтительности, как если бы одна стратегия лучше, чем другая, и что одна моральна, а другая нет. Так они создают различие между «мирными» палестинцами, они же умеренные, и применяющими насилие, они же радикальные.
Более того, западные определения сопротивления весьма избирательны. Украинцам, например, позволено брать в руки оружие, чтобы победить русскую армию. А палестинцев клеймят за то, что они желают того же, когда Израиль нападает и творит неслыханный геноцид в Газе.
Хотя некоторые пропаганлисты определенных видов сопротивления, возможно, хотят как лучше, они явно не обращают никакого внимания на исторические корни такого языка. Однако, участвуя в таком современном выражении, они, сознательно или нет, воспроизводят старые колониальные представления о колонизированных. Подобные выражения определяют колониальные отношения Европы с практически всем колонизированным пространством: те, кто сопротивлялись оказывались дикарями или террористами, а те, кто не сопротивлялись, все равно не получали ни гражданских ни политических прав, только иногда привилегию не стать убитыми и жертвами пыток, безнаказанно для колонизаторов.
Чтобы полностью познать суть мукавама в палестинском контексте, достаточно взглянуть на Газу. Хотя она исторически была центром палестинского сопротивления, идеологически и действием, аль-мукавама тут не просто порождение георгафии, а скорее коллективный опыт и самосознание тех, кто живет на этом клочке земли в 265 квадратных километров.
70 % жителей Газы беженцы. Они были этнически вычищены, наряду с почти 800 000 палестинцев, из исторической Палестины во время Накбы, катастрофического разрушения и этнических чисток Палестины и ее народа в 1948 году. Они пережили массовые убийства, которые были частью военной кампании, включающей уничтожение или обезлюживания целых деревень, городов и общин.
Из-за небольшого размера Газы и ее топографии — равнина с небольшим количеством ресурсов — страдания беженцев в Газе были особенно тяжкими. Запертые между прошлыми потерями, страданиями и невосстановленными правами и нынешней осадой и нуждой, жители Газы закономерно стали зачинателями палестинского сопротивления. Часто уровень израильских зверств определяет уровань палестинского ответа, поскольку насилие порождает насилие и смертносные блокады и геноцидные войны прождают операции в духе Наводнения Аль-Акса.
Хотя всеобщие забастовки и другие виды гражданского неповиновения широко использовались сопротивлеющимся населением Газы годами, особенно с 1967 года -начала израильской оккупации и до так называемого «перебазирования» израильской армии в 2006 году — вооруженное сопротивление всегда было важнейшей составляющей палестинкой мукавама.
Несмотря на географическую изоляцию, которая началась куда раньше очередной израильской осады Газы в 2007 году, население Газы, если судить по постоянным восстаниям и политической агитации, всегда видело себя как часть большей и единой Палестины. Одна из причнн — коллективная память палестинцев служила связью поколений, которая держала палестинские общины прикрепленными к Палестине, как к физической реальности, и также как идее.
Другая причина — отношения Газы с Египтом, бывшим военным правителем Газы и некогда возможным освободителем.
Хотя Египет управлял Газой с 1949 по 1967 году, с кратким перерывом во время войны 1956 года (агрессии Франции, Англии и сионистов, которые были разгромлены), Каир не считал на самом деле Газу территориально или даже поличтически чем-то, что постоянно связано с политикой старны. Да, президент Гамаль Абдель Насэр был покровителем Газы и пытался сфомировать ее политические органы, да и вообще само вооруженное сопротивление — ООП (1964) и Армия Освобождения Палестины (АОП) (1964) — местные лидеры Газы и политики не считали Египет ни стратегическим тылом, ни альтернативным руководством, не говоря о родине. Если и были какие-то неясности, они кончились после унизительного поражения арабских армий от поддержаной США израильской армии в июне 1967 года, известном как Накса (утрата).
Хотя послевоенная версия ООП в основном по-прежнему полагалась на поддержку и политическую легализацию со стороны арабских стран, она стала более палестинской в принятии решений. АОП, с другой стороны, действуя только под покровительством других арабских армий, потеряла значение. Но даже в таких условиях палестинцы продолжали сопротивляться. Это новое сопротивление, однако, было основано на историческом опыте палестицев. История сопротивления полна примеров, которые начались задолго до создания Израиля на руинах Палестины, и продолжалось после Накбы с созданием движения Федаинов, чьи корни были в Газе.
Когда Газа была оккупированна Израилем в 1967 году, тогда же был оккупирован Западный берег. Хотя вся историческая Палетсина была терперь захвачена Израилем и сионисткой пропагандой, вкупе с поражением арабских армий, это только подчеркнуло палестинское самосознание, которое имело мало общего с региональными арабскими целями, будь то Иордания, в случае Западного берега, и Египет в случае Газы.
Эта новая реальность не отменила автоматически историческую связь между Палестиной и арабским миром. Однако, она подчеркивала растущее ощущение арабского политического провинционализма и растущее ощущение палестинского национализма, который начал развиваться в новую форму политичтической значимости и рамок.
Как ни странно, вооруженное палестинское сопротивление, созданное вне арабских правительств и армий, только усилилось после Наксы. Это относится к сопротвлению, находившемуся в Иордании и Ливане. Однако, это видимое противоречние проявилось в Газе с 7 октября больше, чем когда и где бы то ни было.
Самостоятельное палестинское сопротивление в Газе парализовало израильскую армию до того, что та не может достичь никакой реальной военной или стратегической цели в войне против палестинцев. Более того, бойцы, производящие большую часть своего оружия, безусловно нанесли больше урона израильской армии, чем целые арабские армии в прошлых войнах.
Пройдут годы, прежде чем психологияеские результаты этой войны будут полностью оценены. Однако, числа уже говорят об изменяющемся восприятии. Более 70 % палестинцев теперь считают, что вооруженное сопротивление это верный путь, прямой и решительный вызов мнениям сразу после соглашений Осло и во время начальной стадии так называемого мирного процесса. Тогда многие палестинцы в самом деле верили, что переговоры — кратчайший путь к палестинскому государству.
Есть все основания полагать, что вооруженное сопротивление будет расти, не только в Газе, но и на Западном берегу. Зарождающееся вооруженное движение, в основном на севере Западного берега, скроее всего, будет развиваться, беря за образец, насколько возможно, идеи, стратегию и ценности сопротивления Газы. Формируется новый вид палестинского единства.
Но означает ли это конец палестинского поиска арабских освободителей?
В заранее записанном обращении 28 октября военный пресс-секретарь Бригад Касама (Хамас) произнес несколько слов с глубоким значением. «Мы не просим вас защитить детей Газы вашими армиями и танками, Боже упаси», звучало его саркастическое послание арабским правительствам. Эти слова Абу Убеида одни из самых часто анализируемых, так как его популярность в арабском мире резко выросла после 7 октября, вместе с Хамас и палестинскими движениями в Газе.
Хотя речь Абу Убеида остается преданной религиозным, культурным и общественным ценностям общим с другими арабскими и исламскими странами, политическая речь бойца с лицом, закутанными куфией, сейчас в основном в рамках палестинских идей. Его заявления ясно отличаются от представления Хамас об отвественности в основном арабских, но также исламских правительств в отношении Палестины. Первый устав Хамас был направлен на мобилизацию арабов не меньше, чем именно палестинцев.
«Йя умматуна аль-арабия» и «Йя уммаитуна аль-исламия» — стандартные формулировки Бригад Касама и других групп сопротивления — призыв к арабам и мусульманам. Однако, принимая во внимание растущее участие неарабских и неисламских стран в противостоянии израильскому геноциду в Газе, теперь почти всегда звучит и «Йя ахрар аль-алем» — призыв к «свободным людям мира».
Уравнивать арабов и другие страны мира, издевательки упоминать арабские армии, не говоря о практически полном отсутствии требования палестинских групп о вмешательстве арабских армий, все это показывает очевидные перемены палестинского сопротивления. Газа сердце этого сопротивления и говорит всем палестинцам, что освобождение может выйти только из самой Палестины.
Это сравнительно новое явления.
Один их самых ранних и мощных призывов к сопротивлению, тогда называемому джихадом, прозвучал не от палестинца, а от сирийского проповедника в заключитльной проповеди в мечети Аль-Истиклаль в Хайфе 9 ноября 1935 года. Палестинцы сопротивлялись годами. Но призыв Изз адд-Дина аль-Касама был особым — он способствовал трехлетнему восстанию против английских и сионистских колонизаторов после стачки 1936 года.
Политические взгляды Аль-Касама созрели в Палестине. но развивались в Сирии и Египте. Аль-Касам бежал от французского колониализма в 1920, только чтобы приять участие в другой антиколониальной борьбе, на этот рах против англичан и их союзников сионистов в Палестине.
«Я учил вас религии», сказал шейх, за которым теперь гналась английская полиция, в последней проповеди. «Я учил вас делам вашей страны», продолжил он, прежде чем подняв голос в страстном призыве: «На джихад, о мусульмане. На джихад!.
Сирийский араб призывал мусульман из палестинского города начать священную борьбу — это было совершенно приемлемо и рацонально тогда. Эти разные части самосознания, однако, с тех пор разделились и создали другие виды самосознания и взаимосвязи.
Аль-Касама убили, вместе с небольшой группой его палестинских последователей в садах Яабада, вскоре после того. как он покинул Хайфу для подготовки всеобщего восстания, которое началось только после его смерти.
Когда бригады аль-Касама были официально созданы в Газе в 1991 году, это могла быть попытка подражать группам его поклонников в прошлом. Но недостаток средств, израильская политика убийств, кроме ограничения и подавления со стороны Палестинской Автономии, которая правила Газой до борьбы Хамас и Фатах в 2007 году, делали существовании такой армии крайне трудным.
Но в конце концов группа сумела достичь того, что сам Аль-Касам не смог, создания армии сопротивления из небольших подразделений, которые могли воевать и продолжать войну за освобождение долгое время, используя партизанские методы.
В отличие от старой армии бедняков Аль-Касама из плохо обученных бойцов, новые касамовцы отлично обучены, делают свое собственное оружие и сумели достичь того, чего регулярные арабские армии с традиционной войной не смогли. То же самое можно сказать о Бригадах Аль-Кудс, военном крыли Исламского джихада.
Но даже хорошо обученные и вооруженные бойцы не могли бы сражаться, тем более побеждать, против огневой мощи Израиля, которая разрушила большую часть Газы. Как пишет Washington Post, за неделю с 7 по 14 октября израильская армия сбросила на Газу 6000 бомб, почти столько же, сколько США на Афганистан за целый год.
Как же палестинское сопротивление выжило? Ответ кроется не столько в военное технологии или тактике, сколько в неосязамых ценностях. Если задать этот вопрос в Газе, ответ вероятнее всего будет »рух ам-мукавама« — дух или душа сопротивления. Хотя дух трудно оценить качественно или количественно, как полагают западные ученые, суть в том, что вооруженное сопротивление в Палестине не выжило бы после израильской агрессии, если б не сумуд — стойкойсть палестинцев
Другими словами, если бы не сами палестинцы, никакая группа палестинских бойцов, не важно насколько хорошо подготовленная, смогла бы сражаться против израильской военной машины, поддержанной Вашингтоном и их другими западными партнерами.
Мукавама для палестинцев не интеллектуальная беседа или академическая теория. Это и не результат политической стратегии. Говоря словами Франца Фанона об освободительных войнах »мы восстаем просто потому...что больше не можем дышать«. В самом деле, палестинские восстания и сопротивление — прямой результат отказа палестинцев согласиться на несправедливость сетлерского колониализма, оккупции, осад и отказа в основных политических правах.
Чтобы полностью оценить мукавама как чисто палестинское явление, ее нельзя отрывать от истории, ни изучать отдельно от »популярного объятия« -Аль-Хадина аш-шабиях лил мукавама аль Филистиния — самих палестинцев, кто были источником и главным защитником палестинского сопротивления во всех его формах.