Недавно шел домой, с работы, и "плавал" в собственных мыслях. Внезапно, это "море мыслей" вынесло меня на огромный и красочный берег ностальгии. А причиной тому занимательные цифры: сейчас лето 2024 года, а ровно двадцать лет назад, летом же, я впервые начал играть в The Elder Scrolls III: Morrowind. Получается своеобразный юбилей. Так уж вышло, что Morrowind - игра значимая, знакомство с которой четко отразилось в моей памяти. Мне хочется трансформировать этот опечаток далекого прошлого в небольшой рассказ.
Вчерашний шторм разбудил: как я познакомился с Morrowind?
Именно познакомился, впервые услышал, еще до того момента как вставил диск в дисковод и нажал на кнопку "Install".
Как известно, The Elder Scrolls III (TESIII) родилась в мае 2002 года. Тогда, в своей глубинке, я про нее слыхом не слыхивал. Это как если бы у воина племени Уршилаку спросили, какое издание книги "В постели с Боэтой" ему больше нравится. Тем более, что мой старенький 486-й ни за что бы не потянул игру, которая, на момент своего выхода, была довольно требовательной к железу. Летом 2002-го я только-только начинал осваивать для себя Jurassic War... но это отдельная история.
А услышал про игру, впервые, в 2003 году. Летом. Мы с мамой отправились на поезде в город Н., чтобы навестить родственников. В плацкарте, попутчиками, нам попалась семья: муж и жена. Они возвращались домой, но не суть. Этот мужчина, имени которого я уже не помню, оказался заядлым геймером, и даже, в свое время, администрировал компьютерный клуб. В общем, мы нашли с ним общий язык, и он начал рассказывать про всякие новые и старые видеоигры. "Ты знаешь, недавно вышла игра невероятной красоты. Как только создаешь персонажа, и оказываешься в открытом мире, просто рот раскрывается от восторга" - примерно так он начал рассказывать мне про Morrowind. Примечательно, что в основном его "рецензия" свелась к внешнему виду, но я запомнил его описание и название игры. В то время, меня могла поразить красота практически любой современной игры, так как я "завис" на гейминге 93-97 годов, а большее не позволяла мощность компьютера. Morrownd, на то время, показался бы мне фотореалистичным, никак не меньше.
В общем, мысль об игре я отложил, и она осела у меня в чертогах разума. Отдыхая в городе Н., я погрузился в водоворот огромного количества новых компьютерных игр. Новых и современных, благодаря мощному компьютеру старшего брата. Однако, когда мы оказались в гостях у родственников (там было много моих родственников, которых мы регулярно навещали), я увидел диск с Morrowind. Да-да, тот самый легендарный jewel-box от 1с, с нарисованным Нереварином (данмером) на обложке. Меня больше заинтересовала задняя сторона диска, с кадрами геймплея, описанием, и системными требованиями. По мелким скриншотам сложно было разобрать красоту игры, но мне понравилось... да мне бы что угодно понравилось, даже Might & Magic IX, в которую, кстати, играли ребята, пока я рассматривал их диски. Именно там я впервые увидел геймплей Меча и Магии 9. Как сейчас помню: налет на Инвента Сторка, что в Тронхайме, и битва с несколькими личами (ух и стильно же они смотрелись).
Возвращаемся к Morrowind. По описанию, на задней стороне диска, я узнал о том что игра является частью целой серии. Но, эта информация была не так интересна, как системные требования. М-да... какие-то космические показатели: 128-256МБ оперативной памяти. Любопытно, но требование к ОЗУ зависело от системы, и любителям Windows XP приходилось надыбать 256МБ для комфортной игры, а для "ретроградов", сидевших еще на WIndows 98, можно было ограничиться 128-ю мегабайтами. Мне сразу сказали, что игра чертовски требовательна к железу, и даже 256 не является панацеей, а еще Morrowind может временами тормозить. В общем, посмотрел я на коробочку, горько вздохнул и помолился во славу Азуры, чтоб однажды у меня появился такой компьютер, который потянет TESIII.
И новый компьютер у меня появился, этим же летом, 2003 года. Однако, тогда на меня хлынул такой шквал видеоигр, что было не до Morrowind. Но, в 2004 году, время пришло.
Нас выпустили: как я начал играть в Morrowind?
На рубеже 2003-2004 годов, я вспоминал о TESIII, но не решался купить игру. Все же оперативки в моем новом компе было не достаточно - всего 128МБ, а еще Windows XP усугублял, отжирая много ресурсов. Боги, но каким же этот XP был стильным!
Ближе к лету, 2004г., мы чуть-чуть улучшили компьютер, добавив ему еще 256 ОЗУ, итого памяти стало 384. Цифра не очень красивая, но кому какое дело до красоты, если теперь можно было поиграть в Morrowind?
С наступлением летних каникул, я купил игру: лицензионный диск, за 120 рублей, тот самый знаменитый jewel-box от 1c. Школьные годы были просто созданы для прохождения игр, потому что нам давалось аж три месяца (у кого-то меньше - кто-то отправлялся в лагеря) на чистый гейминг с перерывами на туалет/еду/редкий сон. Все зависело только от настроения родителей, которые могли выгнать вас из-за компьютера. У меня, правда, "геймерское лето" продолжилось и в университете, где нам тоже давали летние каникулы, лишь на месяц короче чем в школе.
Игра была установлена, запущена, и без лишних проблем начато прохождение. Красота Morrowind меня сразу поразила, безусловно. И хотя я уже "пощупал" некие громкие проекты с симпатичной графикой, TESIII отхлестала меня по щекам и показала, что такое настоящая красота. И свобода. Разумеется, все мы помним знаменитые слова Джиуба... или Святого Джиуба, а так же впечатления от первого взгляда на Сейда Нин. Да, красота дикой природы и болот маленькой деревушки, в которой легко прятать трупы, словно в Луизиане, не оставляла никаких шансов сердечку игрока. Но сначала я стал удивляться другому.
Меню создания персонажа, навыки, инвентарь, магия, знаки зодиака - даже несмотря на то, что я до дыр зачитал статью про Morrowind в журнале ЛКИ (Лучшие Компьютерные Игры), прежде чем начать прохождение, многие вещи все равно вызывали вопросы. Вспоминая опыт игры в Might&Magic, где все было просто и понятно, здесь погружение в игровой процесс оказалось далеко не таким простым. Особенно усложнена система магии, как мне показалось в начале, где не было конкретных заклинаний, а лишь вариации разных эффектов, причем вариации многочисленные. Вместо того чтобы вдарить огненным шаром по засранцам, вам сначала нужно было разобраться: в каком радиусе вы хотите вдарить, на какую длительность и с каким уроном? А еще, заклинания не улучшались автоматически, с повышением навыков (хотя увеличивался шанс их применения) - требовалось купить новое, или создать. В общем, мутная тема. Но не только в этом меня подвел опыт игры в Might&Magic.
Morrowind - это огромный открытый мир, в то время как Меч и Магия, по сравнению с ним, маленькая и камерная игра. Я привык к ограниченным невидимой стеной локациям: например, обшарил ты Хармондейл, прочесал всю карту, и отправляешься на конях в другое место, или пешком, где повторяешь формулу, пока все локации не будут обчищены. В Morrowind нет такого понимания как "зачистить всю область". Когда брат начинал играть, я сперва наблюдал за ним: вижу Сейда Нин, вижу, что силт-страйдер довезет вас до Бальморы, Гнисиса, Сурана, Вивека... четыре направления! Уже много. Оказывается, что в тех городах есть еще куча новых направлений, а это я еще не упомянул про лодки. "Да сколько же здесь локаций?!" - пронеслось у меня в голове. Как все запомнить? Мало того - здесь можно дойти пешком до любого пункта сквозь бесшовный мир, без автоматических путешествий, как в Might&Magic. Наконец-то я осознал, насколько мои представления о масштабах были узкими, тоннельными. Здесь Меч и Магия, в какой-то степени, скрывала от меня всю убийственную мощь больших ролевых игр. С другой стороны - какие претензии к игре 1999-го года? Хм... у Daggerfall явно имелись бы претензии, как у игры 1996-го года, но с гораздо большими масштабами, нежели чем в "Силе и Честь". Ладно, MM7 все равно святая для меня.
В итоге, пришлось ломать свои внутренние установки, касательно ролевых игр, но это не заняло много времени. Пусть я еще допускал много ошибок во время прохождения, глупил, качал пустые навыки, не раскрывал все возможности своего персонажа, и долго-долго искал направления по описаниям в дневнике (зато я здорово поднаторел в географии и определении сторон света); даже запорол себе прохождение за Великий Дом Телванни - убив одного из распорядителей строительства крепости (дурацкие Мораг Тонг со своими квестами по заказным убийствам). Но, Morrownd оказался чудо как хорош, прекрасен, притягателен, игра, от которой было просто не оторваться. Здорово, что приобрел игру я именно летом, когда было полно времени для прохождения. Кстати, за лето Morrowind был пройден, его основной квест. А чтобы одолеть все гильдии и раскрыть все секреты, у меня ушло еще много-много лет, и то, не уверен, что Вварденфелл до сих пор что-то не скрывает от меня.