Наиболее опасные препятствия естественного происхождения во время водного путешествия и их преодоление. Топляки и одинцы (одиночные камни), заросли, завалы, пороги и «сухие пороги» – наиболее опасные препятствия естественного происхождения в водных путешествиях.
Топляки и одинцы. На небольших реках, особенно таежных, часто встречаются затонувшие деревья (топляки), а также одиночные камни (одинцы) (фото 1).
Если данные препятствия находятся под водой, то их выдают круги на воде, буруны ниже препятствия, а также называемая «вершина треугольника», которая образуется двумя струями потока, разбивающегося о дерево или камень (фото 2).
Проходя такие одиночные препятствия, впереди сидящий гребец их высматривает и дает команду сзади сидящему, с какой стороны лучше обходить данные препятствия. Как правило, в такие моменты приходится усиленно работать веслами, так как в сильном потоке воды время на размышления очень мало.
Если все же по каким-либо причинам «выбросило» плавательное средство на топляк или одинец, то раскачивая немного плавательное средство и отталкиваясь от препятствия тыльной стороной весла, вполне легко высвободиться из так называемого «плена».
Заросли. Нависшие над водой кусты и большие ветви, подмытые деревья могут служить причиной переворота плавательного средства, особенно это касаемо байдарок. Поэтому на реках с быстрым течением необходимо держаться подальше от навального, то есть вогнутого берега с нависающей растительностью и не пытаться затормаживать плавательное средство, ухватившись с него за неподвижный предмет.
Некоторые неопытные гребцы интуитивно могут хвататься за ветви или деревья, низко нависающие над водой, вместо того, чтобы быстро нагнуться вперед или откинуться назад, и спокойно проплыть под препятствием. Особенно такое поведение смертельно опасно на реках с быстрым течением. В таких местах надо веслами снизу вверх приподнимать ветви и спокойно проплывать под ней в образовавшемся проеме, по крайней мере, в большинстве случаев это всегда срабатывало.
Как правило, в экстремальной ситуации адреналин в организме резко повышается, из-за чего сил у человека прибавляется и можно приподнять во время сплава веслом даже не крупное дерево, избежав при этом столкновения с ним.
Также определенную трудность во время сплава представляют сплошные заросли подводно-надводной растительности на некоторых участках рек. В таких местах приходится протаскивать плавательное средство вручную, что занимает много сил и времени (фото 3).
Завалы. Образуются в тех местах, где упавшие деревья перегораживают реку (фото 4-7). Завалы могут образовывать даже целые плотины, из-за чего вода разливается на большой площади, а еще недавняя суша становится заболоченной местностью (фото 8).
Такие завалы можно услышать по шуму (гулу) падающей с такой плотины воды, в этом случае необходимо приставать сразу же к берегу и не испытывать судьбу. Далее плавательные средства необходимо будет обносить только по берегу, из-за чего берег для причаливания надо выбирать соответственно только проходимый.
Образуются такие плотины из-за того, что в реку смывает также более мелкую «мертвую» растительность (листья, иголки ели и кедра), сухие ветви и коряги, которые забивают (заполняют) свободное пространство в упавших деревьях, образуя при этом сплошную стену.
Завалы не менее опасны, чем пороги, так как на большой скорости, если вовремя не заметить завал, то можно вполне разбиться и даже не спасет спасательный жилет и каска. Кроме этого поваленные деревья в завалах изобилуют острыми сучьями.
При высокой скорости течения реки необходимо заранее причалить к берегу, чтобы не быть затянутым под это препятствие. Если река сильно извилиста, когда невозможно предвидеть, что будет за поворотом, то необходимо постоянно делать разведку и никак иначе.
Если под завалом, в имеющихся проемах, невозможно проплыть, то завал обходят по берегу. В некоторых случаях, когда переноска плавательного средства по берегу будет не возможна, то его придется полностью разбирать, сдувать и упаковывать в рюкзаки для дальнейшей переноски.
Такие завалы тоже попадаются, но редко. Как правило, это очень большие завалы, которые образуются не один год, накапливая при этом растительный материал в больших количествах, который накапливаясь, утрамбовывается и образует большие возвышения рядом с завалом.
По таким возвышениям в обязательном порядке необходимо делать тоже разведку, для определения оптимального и безопасного маршрута обноса всех вещей. Делается это для того, чтобы при движении с тяжелыми рюкзаками, когда с массой вашего тела значительно увеличивается нагрузка на почву, вы не провалились. Бывали случаи, когда в таких «трухлявых» завалах люди проваливались почти в полный рост.
После обноса вещей через завал все разбирается, по-новому собираются и надуваются плавательные средства и продолжается движение.
Пороги и «сухие» пороги. Пороги – это непродолжительный участок реки с большим падением и скоростью воды, обычно осложненный многочисленными камнями (валунами «останцами») или целыми грядами камней и стоячими волнами от сходящихся струй (фото 9).
«Сухие пороги» отличаются от порогов наличием большого количества хаотично расположенных по всей площади реки камней (валунов) с торчащими над водой верхушками, которые могут длиться на протяжении до 10-12 км (фото 10). В таком случае «сухие пороги» лучше проходить за один день.
О приближении к порогу можно узнать по следующим признакам:
- шум бурлящей воды или гул от падающей воды, иногда разносящийся на далекие расстояния;
- видимая издалека белая линия пены и тумана, образуемая падающей водой;
- по замедлению течения реки, в случае напора (навала) воды реки на валуны (подводные камни);
- скорость течения реки возрастает, в случае, когда на порогах высота местности уменьшается по вниз сходящей линии (фото 11).
Не доходя до порогов, причаливайте к берегу и сделайте разведку. Пройдите вперед сушей по течению реки и постарайтесь отыскать безопасный проход между порогами. Если прохода нет, обходите пороги по суше.
Также до порогов на правом или левом берегу реки по ходу движения могут быть установлены предупреждающие знаки о приближении к порогам (фото 12). В некоторых случаях, а это надо тоже учитывать, о приближении к порогам можно не узнать, например, из-за частой извилистости таежных рек звук падающей или переливающейся воды порога будет не слышно и выплыв из-за поворота он станет сюрпризом на пути (фото 13, 14).
Скорость движения плавательного средства при прохождении порогов, порой, может достигать 33 км/ч! После порогов часто встречаются огромные валуны, на которые может вынести потоком реки, поэтому всему экипажу необходимо действовать как можно слаженно и хладнокровно. Поэтому, исходя из сказанного, необходимо знать хотя бы элементарные правила их прохождения.
При заходе на порог плавательное средство должно быть параллельно берегам и до окончания прохождения порога необходимо данное положение поддерживать, подгребая не очень интенсивно веслами, то с одной стороны, то с другой. Данное расположение плавательного средства на реке обеспечит его устойчивость, так как малейший разворот в любую сторону может привести к незамедлительному переворачиванию плавательного средства, что чревато серьезными последствиями.
Не очень сложный порог по видимому фарватеру преодолевают, как быстрину, при положительной скорости плавательного средства, то есть при заходе на порог необходимо «набрать» скорость больше (положительная скорость), чем скорость потока реки.
Если камней (валунов) в русле реки много и их нельзя обойти стороной, приходится маневрировать между ними. Для этого надо притормаживать веслом со стороны препятствия и делать сильные гребки с другой стороны, стремясь как бы «обтечь» камень корпусом плавательного средства, постоянно просматривая дальнейший путь вперед и высматривая препятствия. Данная манера движения относится полностью к прохождению «сухих порогов».
На небольших реках необходимо держаться средней линии треугольника, образованного сходящимися струями порога, ибо здесь обычно глубины больше, а русло чище. Выражаясь проще, плавательное средство необходимо выводить на порог на самую высокую вершину волн.
Необходимо также быть готовым к тому, что во время прохождения порогов, «гребцам» сидящим впереди будет попадать в лицо вода и скорее всего, в больших количествах, что приводит некоторых в испуг. Поэтому при заходе на пороги держаться на плавательном средстве надо как можно крепче, а также крепко сжимать руками весло.
В любом случае, если предварительный осмотр порога дает основания сомневаться в успешности его прохождения, надо обносить плавательные средства или проводить их вдоль берега, если это возможно.
При переворачивании плавательного средства (если все же это произошло) сразу же ловите его и весло, чтобы их не отнесло вниз по течению. Потом вы можете их не найти. Не переворачивайте плавательное средство обратно в воде. Плывите наперерез течению реки к ближайшему берегу, удерживая его и не выпуская из рук весло.
При приближении к водовороту, сразу же причаливайте к берегу. Если же вы не успели это сделать, старайтесь направлять плавательное средство дальше от края водоворота. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы плавательное средство не попало в водоворот.
Если все же попали в водоворот, то не раздумывая немедленно прыгайте в воду. Ныряйте как можно глубже, чтобы оказаться ниже водяных вихрей. Плывите под водой подальше от водоворота, пока не почувствуете, что он остался позади. После этого выныривайте на поверхность и сразу же направляйтесь к берегу.
На всех членах группы (экипажа) должны быть надеты спасательные жилеты.
Наиболее опасные искусственные препятствия во время водного путешествия. Мосты, мостки и нависающие над водой тросы и провода – являются наиболее опасными препятствиями искусственного происхождения.
Наибольшую опасность указанные препятствия искусственного происхождения представляют по время паводка, когда уровень в реках резко повышается, из-за чего кромка воды порой может достигать мостов, мостков, тросов и проводов.
В некоторых случаях данные препятствия можно проплыть, наклонив тело вперед или назад, при этом весла необходимо положить на плавательное средство. Если проплыть под препятствием невозможно, то плавательное средство обносится по берегу.
Во избежание несчастных случаев необходимо внимательно следить за тем, какие препятствия вас ожидают впереди. Если сомневаетесь в том, что плавательное средство пройдет под препятствием, то необходимо причаливать к берегу и в обязательном порядке делать разведку.
Также при прохождении под мостами не в половодье, необходимо заходить заранее на самое глубокое место реки и проплывать по нему, так как в районе мостов дно усеяно всевозможными металлическими конструкциями и топляками, о соприкосновение с которыми можно легко повредить плавательное средство.
В любом случае прохождение препятствий естественного и искусственного происхождения в темное время суток надо исключить полностью.
Идея статьи по информации открытых источников и личного опыта
© Владислав Зверев
Видео по теме:
Спасибо всем, кто дочитал статью и посмотрел видео, не забудьте подписаться на канал, поставить лайк, а также написать комментарий👍😁
Мои ссылки:
YouTube – https://www.youtube.com/c/ВладиславЗверев
Дзен - https://zen.yandex.ru/v_zverev
RUTUBE - https://rutube.ru/channel/26482735/
ВКонтакте - https://vk.com/v.zverev1973
Одноклассники - https://ok.ru/vladislav.zverev59
Для предложений и сотрудничества – v.zverev.perm@mail.ru
Поддержать канал - https://yoomoney.ru/to/4100118045732142