Молодой учитель после института в школу пришел – работать. И дали ему восьмые классы – бешеный возраст!
И вспомнил учитель старый советский фильм, подумал, что надо кое-что повторить. Это поможет лучше узнать учеников.
Предложил порассуждать: «Что такое счастье».
Пусть тексты будут небольшими – своеобразный тест.
Пишут ребята, стараются, а он медленно, как героиня того фильма, между рядами ходит.
И вот закончился урок, сдали ученики тетради и шумно покинули класс. Проверять пора.
Чтобы не нести домой, сидел в тихой учительской, работал.
Большинство о том, что счастье – ни в чем себе не отказывать. Когда много денег – покупай, что хочешь, по миру езди.
Счастье – когда дома за границей, особняк на море, квартира в Москве.
Некоторые написали про мечту: кто где работать хочет. Здесь ничего интересного.
Одно сочинение разволновало молодого педагога. Девочка написала, что счастье – если тихо в доме.
Чтобы пьяный отец не приходил и маму не обижал, чтобы не кричал и не размахивал кулаками.
Подробно девочка рассказала, какая у нее хорошая мама. Много трудится и дома все успевает. Она старается, чтобы было чисто и уютно.
У мамы тяжелое детство – жила со злой мачехой, и не было ни одного радостного дня.
Мама все сама делает, даже с мужской работой справляется. У нее ласковые трудолюбивые руки. Подойдет к дочери, обнимет и скажет: «Хорошая ты моя». От таких слов плакать хочется.
Отца девочка боится, и мама тоже боится, потому что у него глаза злые, когда напьется. Ругает маму, упрекает во всем. И тогда надо успеть выбежать из квартиры. Вернуться можно, когда он спать ляжет.
Так вот, счастье – это когда тихо в квартире, когда мама улыбается и ничего не боится. Многого не надо, пусть тихо будет, пусть спокойно будет.
Не мог сидеть молодой учитель. Ходил нервно по учительской. Может, сообщить администрации школы, что ребенок в таких условиях живет?
Нет, это исключено: ты же дипломированный специалист, действуй самостоятельно.
Сначала надо с ученицей поговорить. С утра, перед уроком. Нет, лучше после уроков, чтобы спокойно побеседовать.
Затем встретиться с ее матерью. Ну, и надо подключить социальные структуры.
Надо же, какой мерзавец! Это же страшно, если ребенок о тишине мечтает! Таких субъектов, как ее отец, изолировать надо, принудительно от алкоголизма лечить!
Вечером жене про девочку рассказал. Ночью лежал с открытыми глазами и думал, что надо ребенка защитить, помочь ее матери избавиться от злого тирана.
На следующий день подошел к девочке, попросил остаться после уроков. Она кивнула.
Пустой класс, в коридорах тихо. Начал учитель: «Внимательно прочитал твое сочинение. Должен сказать, что так продолжаться не может, не должно. Попроси маму завтра в школу прийти, разговор есть. Сможет твоя мама»?
Нисколько ученица не смутилась, напротив, улыбнулась: «Все придумала, хочу писательницей стать, как дедушка. Он разные истории сочиняет и публикует. Вот и я хочу. Значит, получилось, значит, вы поверили».
Учитель развел руками: «Рад, что так. Ты тему хорошо раскрыла, подняла социальную проблему. Поздравляю, желаю успехов. Но в твоем тексте есть стилистические нестыковки. Сейчас объясню».
Легко на душе, спокойно. Шел домой: «Как хорошо, очень хорошо. Пусть мамы улыбаются, пусть дети о тишине не мечтают, а радуются детству. И мечтают о хорошем, конечно».