О двойной шпионке голландского происхождения Маргарэт Зелле известной под псевдонимам Мата Хари и ставшей в мгновение ока знаменитостью, знает весь мир. Не смотря на бесславный и печальный конец истории ей восхищаются, посвящают книги и фильмы. И не беда, что её шпионская деятельность была не удачной и закончилась полным фиаско.
Но гораздо чаще роль женщин в разведке покрыта тайной, многие из них навсегда уходят в прошлое, не оставляя о себе почти никаких следов.
Поэтому мало кто знает, что и у нас в истории была своя русская Мата Хари, совершившая не единожды подвиг, спасшая не единожды весь Балтийский флот своими умелыми действиями.
И если зарубежная Мата Хари так была самонадеянна и ослеплена своей славой, что имела неосторожность попасться и в итоге быть расстрельной, то русская разведчица вела куда более тонкую игру, оставив после себя лишь упоминание о причастности к трем не побоюсь этого слова великим подвигам, оставившим след в отечественной истории.
Хотя в том, что не сохранилось практически никаких сведений об этой таинственной фигуре русской разведки есть объективные причины. Скорее всего в утере интересующихся нас подробностей стоит винить активное ведение боевых действий и повышенной секретностью операций, сопровождавших участие Российской империи в Первой Мировой войне, а так же то, что архивы российской разведки сильно пострадали в результате революционных событий 1917 года.
Точных данных об имени и происхождении русской Мата Хари нет, в российской истории ее знают под псевдонимом Анны Ревельской, в черном списке немецкого командования она была занесена как Клара Изельгоф, британский историк Гектор Байуотер («Морская разведка и шпионаж 1914-1918 гг.») называл ее Катриной Изельман. По скудным сведениям известным об этой удивительной и весьма привлекательной женщине, известно, что годом рождения был 1887. Все остальное из области предположений.
По косвенным данным и сведениям можно догадываться, что она происходила из весьма обеспеченной семьи в Прибалтике, получила приличное образование и хорошо знала несколько языков. Но кто она была – русская, эстонка, шведка или немка, это достоверно неизвестно. «Это была обворожительная, цветущая здоровьем женщина. Губы ее трепетно улыбались, а глаза (ах, какие это были глаза!) оставались слегка печальны», – вот так описывает героиню на первых страницах романа «Моонзунд» Валентин Пикуль, использовавший для своего романа мемуары руководителей австро-венгерской и кайзеровской спецслужб, включая воспоминания Макса Ронге и Вальтера Николаи.
Главной заслугой русской разведчицы была ее роль в срыве немецких планов по прорыву флота в Финский залив и к Петрограду. Без её участия не случилось бы уничтожения практически всей эскадры новейших немецких эсминцев, которые подорвались на русским минах и предоставление сведений о дате проведения немцами Моонзундской наступательной операции.
Еще весной 1915 года до немецкого крупномасштабного наступления в Прибалтике, под именем Клары Изелгорф Анна Ревельская устраивается кельнершей в портовом кафе в Либаве. Захватив в ходе наступления Либаву (Лиепаю), немцы сделали ее базой флота.
В кофейне на Шарлотщтрассе, где подавали хороший кофе, французский коньяк и вкусные пирожные и работала кельнершей наша знакомая. Многие немецкие моряки заглядывались на красотку кондитершу и в итоге один из них — лейтенант фон Клаус — влюбляется в Клару Изельгоф, которая в Либаве живет в одиночестве. В итоге русская шпионка разрешает лейтенанту встать на постой у нее на квартире со всеми вытекающими.
Именно ему Клара Изельгоф умело и подсовываетт дезинформацию – схему минных постановок Балтийского флота в Финском заливе за 1914 и 1915 годы. Эти планы и карты по легенде якобы в спешке забыл её прежний ухажёр - русский офицер штаба, который оставил у Клары часть своих вещей в том числе и прекрасной выделки кожаный портфель с документами. Доставленные лейтенантом карты, планы и схемы подвергли самой тщательной экспертизе и проверке в Главном штабе военно-морских сил Германии и пришли к выводу о их подлинности.
В итоге 10 ноября 1916 года в прорыв по лжесведениям на Балтике была отправлена вся флотилия вражеских эсминцев, которая должна была установить минные заграждения на фарватерах Финского залива, Гельсингфорса и Кронштадта, отправив на дно все, что попадется ей на пути. Той роковой ночью, которая получила зарубежом название «ночь бесславия», немецкий флот потерял на российских минных заграждениях 7 новейших эсминцев. В то же время сама Клара Изельгоф благополучно исчезла из Либавы как раз в момент проведения операции. Сколько её не искали сотрудники австро-немецких войск и полиции, следов не обнаружили.
Пострадал в итоге лишь один участник этих событий – несчастный влюбленный лейтенант фон Клаус. Когда подтвердилось, что его подруга Клара Изельгоф была русской шпионкой и не случайно вручила ему портфель с «секретными» документами, он был разжалован в рядовые, отчислен из флота и направлен в пехоту. Операция российской разведки по дезинформации немцев, приведшая к гибели 10-й флотилии, была одним из крупнейших и успешнейших дезинформационныx мероприятий Первой мировой войны.
Второй раз Анна Ревельская объявилась уже в 1917 году в Швеции. 6 октября 1917 года незнакомая молодая девушка, одетая в густую траурную вуаль пришла в российское посольство в Стокгольме и попросила о конфиденциальном разговоре с морским атташе. Ее принял капитан 2-го ранга Сташевский. На встрече русская разведчица заявила о том, что не уполномочена обращаться в посольство лично, но обстоятельства и гражданский долг заставляют ее так поступить. Она сообщила Сташевскому о ценную информацию о готовящемся нападении противника и том числе и о составе вражеского флота. Женщина попросила передать в Адмиралтейство срочную информацию о том, что 11 октября немцы планируют начать неизвестную операцию в районе архипелага Моонзунд.
Результатом получения такой оперативной операции был срыв блицкрига немецкого флота в районе выше обозначенного архипелага и провал нападения на предреволюционный Петроград.
Согласно данным Большой Советской Энциклопедии, отважный гарнизон островов и силы флота смогли уничтожить до 10 эсминцев, 6 тральщиков и повредить 3 линкора, 13 эсминцев и миноносец. В итоге немцы отказались от планов по прорыву к Петрограду, а так же отвели силы своего флота из Рижского залива.
На долгие годы русская шпионка выпала из истории пока не объявилась вновь уже летом 1941 года в Берлине. 17 июня неизвестная ухоженная женщина в возрасте представилась Анной Ревельской и, обратившись в советское посольство в Берлине, потребовала встречи с военно-морским атташе. Ее принял будущий контр-адмирал М. Воронцов, которому неизвестная сообщила, что в ночь на 22 июня 1941 года немецкие войска вторгнутся на территорию СССР. Русская шпионка покинула посольство, так и не раскрыв источник озвученной ей информации. Свое обращение именно к военно-морскому атташе женщина объяснила своей старой связью с Балтийским флотом.
В 1941 году Анна Ревельская последний раз появилась публично, исчезнув после этого навсегда. Что с ней стало и какова была её дальнейшая судьба в годы Второй мировой уже никому не известно.
Надеюсь, что тема разведки и шпионажа вам была интересна. Для полного погружения в тему рекомендую прочесть вышеупомянутый роман Пикуля «Моонзунд», в котором весьма точно отражены исторические привиты тех лет.
Раскланиваюсь и убегаю на поиски новых захватывающих историй.
Всегда ваша Морозова ❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Моя группа В Контакте