Найти тему
Metal Head

LUX OCCULTA: В ТЕНИ СОКРЫТОГО СВЕТА

Lux Occulta, что в переводе с латыни означает "скрытый свет" - название польской симфонической блэк-метал-группы, основанной в конце 1994 года. Их творчество, находящееся под сильным влиянием прогрессивного метала, обычно включает в себя сложные аранжировки, часто состоящие из нескольких секций и непредсказуемых временных изменений.

Банду собрали бывшие гитаристы блэк-дэт-команды Blaspherion Петер и Г'амес. На роль вокалиста был приглашён блэкарь Яро.Слав из Haemorrhage, басистом стал Джеки, а за ударной установкой оказался Аэмиль. В феврале 1995-го прошли первые репетиции, после которых музыканты ангажировали в свою команду клавишника Ю'Река. Летом они записали своё первое демо, "The Forgotten Arts", благодаря которому обрели контракт с польским андеграундным лейблом Pagan Records.

Группа бездействовала с 2002 по 2012 год по "разным причинам", включая отсутствие барабанщика; в 2014 году они вернулись с очень неоднозначной работой «Kołysanki», радикально изменив направление, состоящее почти исключительно из авангардной электронной музыки.

Впрочем, обо всем по-порядку.

Это совершенно не Graveworm или не что-то подобное Dimmu Borgir. У Lux Occulta присутствуют следующие сочетания: невысокая скорость, обилие клавишных и при этом умение не переборщить с ними, вынужденая сухость музыки. Сдержанность - наиболее подходящее тут слово.

На дебютном альбоме "Forever Alone. Immortal" («Вечно одинокий, бессмертный», 1996) музыканты добились того, чего хотели – холодного суицидального саунда, который и был запечатлен на диске. Гитара хорошо слышна, и к середине каждой песни, потеснив синтезатор, ведет музыку (на фоне спокойной мелодии такие отрывки напоминают бензопилу из Ulver "Nattens Madrigal").

Вокал двух типов: мощный гроулинг и скриминг, на ненадолго переходящий в истеричный визг, сопоставимый с Burzum (крик: "blind headless gods! cowardly hide!"). Много электронной флейты, несложной и зацикленной - это усиливает ощущение "восточности". Особенно мне понравились моменты, когда другие инструменты ненадолго замолкают и играет она одна (или как в концовке "The Third Eye - Illuminatio", где ей отдано более минуты).

Настоящий ледяной душ, Lux Occulta, конечно, не дается в руки с первого раза. Но выбрасывать компакт сразу после прослушивания тоже не заставит.

«Dionysos» («Дионис», 1997) - в сравнении с дебютником значительно более мрачнен, но другие изменения несущественны. Если присмотреться внимательней, стало меньше восточного плюс - музыка не такая рваная (и почти нет резких чередований гитара / синтезатор / флейта). Во всем остальном, это двойник предыдущего диска, что очень похоже на ситуацию, например, с Summoning.

Нерасторопный мелодичный блэк-метал, где гитары доминируют над клавишными, без излишней "смазливости", но берущей свое не атмосферой, а хорошим владением инструментами и интересными ходами. Женскому вокалу уделено мало места, он почти всегда заглушен ревом Яро-слава. Преобладает гроулинг, но слова вполне можно разобрать.

Особенно хотелось бы отметить отсюда вещь «The Birth Of The Race», в которой есть что-то от викинг-метал и трек "Chalice Of Lunar Blood" настоящая - красота и мощь!

1998 год ознаменовался сменой состава, последующими многочисленными концертными турне и в сентябре группа выпустила мини-альбом "Maior Arcana (The Words That Turn Flesh Into Light)", в который попали несколько старых вещей LO, а также кавер Sisters of Mercy "Burn".

После выхода миньона Lux Occulta много гастролировали. По окончании гастролей коллектив посетил Selani Studio (обитель Vader, Behemoth, Yattering) и в течение месяца подготовили альбом «My Guardian Anger» («Гнев моего хранителя», 1999), который вывел Lux Occulta в первый легион польского метала. "My Guardian Anger", отличался от предыдущих работ большей эмоциональностью и агрессивностью. По оценкам некоторых польских изданий он получил статус "Album of the Year", а Яро.Слав был признан вокалистом года.

И действительно, данный альбом в корне отличается от того, что делала группа раньше. Сложно поверить, что эта и, например, предыдущая работа написана почти одними и теми же людьми.

Материал претерпел серьезные изменения как в музыкальном плане, так и в части саунда. Главная черта, свойственная рассматриваемому релизу – непредсказуемость. При прослушивании понимаешь, что ноги растут из блэка, но вот то, что поляки здесь наворотили, сложно «впихнуть» в какие-либо рамки, поэтому лучше и не пытаться давать музыке сего материала какое-то определение. Никогда не угадаешь, что тебя ожидает за следующей нотой. Гитарные зарисовки стали не в пример сложнее, объем использования клавиш заметно увеличился, Ярослав рычит теперь несколько по-новому: его речь стала, наконец, понятна на слух.

Ритмические рисунки намного запутаннее: местами они рваные, иногда неопределенные, неожиданные. Мощный рифф может запросто моментально остановиться, дабы уступить место клавишам или эмбиентному отрезку. Каждая песня обладает бесчисленным количеством мелодий. Признаться, иногда ребята уж совсем бесхитростно тасуют карты: играл орган в сочетании с дисторшированной гитарой, затем в силу вступает откуда не возьмись появившаяся испанская гитара, которая в данной ситуации совершенно не к месту, следом идет, к примеру, женский вокал.

Есть даже один момент, который напоминает Opeth позднего периода. К счастью, музыкантам все же удалось нащупать нужную грань и не переборщить с неожиданными моментами.

Более того, со временем вся эта хаотичность, как это ни парадоксально звучит, начинает казаться упорядоченной. Отдельного упоминания заслуживают такие композиции, как «The Opening of Eleventh Sephirah», «Nude Sophia», своим началом похожая на "Крэдловскую" «Twisted Nails of Faith», «Library on Fire» и “Mane-Tekel-Fares» c прекрасным дуэтом струнно-смычковых альтов и мелодией, «стянутой» из классики.

Имеются две полностью электронные коротенькие вещицы, непонятно с какой целью вошедшие в альбом. Они лишь обманывают покупателя, видящего на заднике якобы 8 песен.

Качество звука также не осталось без изменений.

Саунд стал намного плотнее и жирнее, гитары прибавили в весе. Правда, мне показалось, что «ногам» ударника немного недостает громкости и четкости. Все остальное нареканий не вызывает.

Буклет стилизован под карты Таро, и опять Ярослав преподнес нам интересные тексты, которые с удовольствием читаются. При взгляде на лирику заключительного трека некоторые, возможно, вспомнят «Silence Makes Noise (Eternity – The Mood)» "Весании" и заодно польскую поэзию столетней давности.

В середине 1999-го барабанщик Крисс сильно повредил руку, и врачи высказали мнение, что ему больше никогда не играть на ударных. Вскоре после этого Ю'Рек сломал ногу, и команде пришлось временно отказаться от концертной деятельности.

Видео по теме: