Найти тему

«Черная акула», или наш ответ Ч̶е̶м̶б̶е̶р̶л̶е̶н̶у — Тому Крузу.

В 1993‏ году на экраны вышел фильм‏ «Черная акула».‏ На‏ данный‏ момент, пожалуй он остается‏ главным фильмом‏ отечественного кино,‏ в‏ котором основную‏ роль играет техника, а‏ именно, ударный вертолет Ка-50.‏ По‏ прошествии‏ лет картина‏ вызывает противоречивые чувства.‏ с одной‏ стороны‏ вызывает ностальгию‏ и в каком-то роде для‏ зрителей стал‏ легендой‏ кино,‏ с другой — отечественным‏ «Топ Ганом»‏ он так‏ и‏ не‏ стал. Попробуем разобраться в причинах.

Итак. Начало 90-х. В обществе‏ повсеместно‏ царят настроения —‏ мир, дружба, жвачка.‏ Образ главного‏ врага‏ —‏ США практически‏ полностью изжит,‏ ядерный апокалипсис‏ испепеляющий‏ города миллионники‏ теперь возможен разве что в‏ кошмарном сне‏ Сары‏ Коннор.‏ С другой стороны существует‏ ВПК, который‏ живет разработкой‏ и‏ производством оружия.‏ В это время ВПК‏ был брошен на произвол‏ судьбы‏ и‏ должен был‏ фактически сам заботится‏ о своем‏ выживании.‏ Многие перспективные‏ военные программы, такие как истребитель‏ вертикального взлета‏ Як-141,‏ первый‏ отечественный МФИ МиГ-29М, палубник‏ МиГ-29К, самолет‏ пятого поколения‏ проекта‏ 1.44,‏ танк Т-95 в частности и программа «Совершенствование -88», авианесущий‏ крейсер‏ «Варяг» и первый‏ полноценный авианосец «Ульяновск»,‏ были закрыты‏ из-за‏ отсутствия‏ финансирования, либо‏ же по‏ политическим причинам.‏ Страна‏ скатывалась в‏ полуколониальную зависимость, что кстати найдет‏ отражение в‏ фильме.

И‏ вот,‏ в этой атмосфере безудержной‏ эйфории и‏ миролюбия царившей‏ в‏ стране и‏ мире ОКБ Камова оказалось‏ перед новой непростой задачей,‏ а‏ именно‏ — искать‏ средства к существованию.‏ Постоянные участия‏ с‏ конца 80-х‏ годов на всевозможных авиационных шоу‏ и выставках‏ вооружения‏ желаемого‏ эффекта не давало, поскольку‏ на Западе‏ был свой‏ ВПК,‏ которому‏ с окончанием Холодной войны так же сильно урезали финансирование.‏ Поросенок‏ — мировой рынок‏ вооружений оказался на‏ удивление мал,‏ и‏ на‏ всех желающих‏ его явно‏ не хватало.

ОКБ‏ Камова‏ в этот‏ момент так же осталось практически‏ без господдержки,‏ но‏ с‏ новым вертолетом Ка-50, который‏ хоть и‏ победил в‏ конкурсе‏ в СССР‏ на новый ударный вертолет,‏ однако средств на серийное‏ производство‏ этой‏ машины выделено‏ не было. Именно‏ в этот‏ момент‏ определяющим фактором‏ в судьбе перспективных боевых машин‏ стало играть‏ не‏ отечественное‏ Министерство обороны, а наличие‏ иностранных заказов.

В‏ таких непростых‏ условиях‏ глава‏ ОКБ Камова С. В. Михеев принимает решение о том‏ что‏ бы выступить заказчиком‏ художественного фильма, который‏ стал бы‏ рекламным‏ промо‏ для вертолета‏ Ка-50.

А что‏ представляло из‏ себя‏ на тот‏ момент отечественное кино? Холодная война‏ позади и‏ жанр‏ отечественных‏ боевиков в основном представлен‏ вариациями осмысления‏ Афганской войны.‏ «Караван‏ смерти», «Тридцатого‏ уничтожить!» — сюжет везде‏ закручивается на около афганских‏ темах,‏ таких‏ как караваны,‏ наркотрафик, духи и‏ т. д.‏ Это‏ понятная рефлексия‏ режиссеров, которые таким образом отвечали‏ на запрос‏ общества‏ переживавшего‏ пост Афганский синдром. Фильм‏ в духе‏ Тома Кленси‏ или‏ же‏ вариации на тему «Красный рассвет» с нашей стороны в‏ тот‏ момент по определению‏ уже был не‏ возможен.

Таким образом,‏ с‏ точки‏ зрения сюжета,‏ создатели фильма‏ столкнулись стой‏ же‏ самой проблемой,‏ что и «Огненные птицы». А‏ именно- отсутствие‏ достойного‏ противника.‏ Несоответствие поставленных задач возможностям‏ машины. В‏ итоге на‏ экране‏ противотанковый вертолет,‏ задачи которого быть ангелом‏ Армагеддона над полями битв‏ во‏ время‏ Третьей мировой,‏ превратился в банальный‏ анти партизанский‏ вертолет.

Возня‏ вокруг караванов‏ и наркотрафика никак особо не‏ демонстрировала возможности‏ вертолета.‏ Единственный‏ эпизод, который хоть как-то‏ показывал реальные‏ возможности машины‏ по‏ части‏ пилотажа, это полет боком и расстрел Ми-24. Тут ничего‏ не‏ скажешь, смотрелось здорово‏ и эффектно.

В остальном‏ же сюжет‏ смотрится‏ скомкано.‏ Особенно странно‏ сейчас выглядят‏ желания «за‏ дружить»‏ с иностранными‏ журналистками и спецназовцами, а коварный‏ агент ЦРУ‏ Гарри‏ выглядит‏ злобным Бармалеем, который просто‏ по инерции‏ строит козни.‏ Кстати,‏ зная о‏ том как скупались в‏ те времена наши тайны,‏ в‏ каких‏ объемах и‏ количествах, сюжетная линия‏ о стремлении‏ ЦРУ‏ заполучить всеми‏ способами секреты «Черной акулы», выглядит‏ особенно иронично.

По‏ итогам‏ фильм‏ интересен участию в съемках‏ генерального конструктора‏ и летчика‏ испытателя,‏ спецназа‏ ГРУ и собственно — вертолета Ка-50.

Из главных минусов, помимо‏ сюжета‏ — посредственная картинка.

Говорить‏ об успехе в‏ прокате в‏ то‏ время‏ не приходится,‏ ввиду развала‏ как самого‏ проката,‏ так и‏ тотального господства видеосалонов. Тем не‏ менее, позитивную‏ роль‏ фильм‏ сыграл- за «Черной акулой»‏ надолго закрепился‏ образ передового‏ супер‏ вертолета.

Проект о‏ Ка-52 не будет являться‏ прямым продолжением «Черной акулы»,‏ однако‏ в‏ качестве пасхалки‏ «Акула» еще появится.