Найти в Дзене
Мир Зари

"Резервная копия", или Манная каша для шеф-повара.

Мы честно пытались разбирать косяки фильма дальше, но – не получилось. В смысле – тут два варианта: или въедливо придираться к каждой сцене, или сделать короткий обзор и подвести итоги. И не потому, что сюжет слишком сложный: его можно изложить парой предложений. Нехорошая компания решила приватизировать Институт восстановления и делать на этом денежки, а чтобы запугать людей, создала террористическую организацию «Река жизни». И хакер Виктор с помощью Кристины, жены главного специалиста Институт восстановления, пытаются их остановить. Дело усложняется тем, что у Виктора с Кристиной роман. Н-да, в два предложения не уложились. Получилось три. Но не это важно. Важно то, что потенциально напряжённый и драматический сюжет чем дальше, тем больше напоминает размазанную по тарелке чуть тёплую манную кашку. Драйв, психологическая вовлечённость зрителя, сопереживание героям? Нет, не слышали. И подробно разбирать дальше просто неинтересно. Ну и логика, как уже было сказано, вышла из чата и возвр

Мы честно пытались разбирать косяки фильма дальше, но – не получилось. В смысле – тут два варианта: или въедливо придираться к каждой сцене, или сделать короткий обзор и подвести итоги. И не потому, что сюжет слишком сложный: его можно изложить парой предложений. Нехорошая компания решила приватизировать Институт восстановления и делать на этом денежки, а чтобы запугать людей, создала террористическую организацию «Река жизни». И хакер Виктор с помощью Кристины, жены главного специалиста Институт восстановления, пытаются их остановить. Дело усложняется тем, что у Виктора с Кристиной роман. Н-да, в два предложения не уложились. Получилось три. Но не это важно. Важно то, что потенциально напряжённый и драматический сюжет чем дальше, тем больше напоминает размазанную по тарелке чуть тёплую манную кашку. Драйв, психологическая вовлечённость зрителя, сопереживание героям? Нет, не слышали. И подробно разбирать дальше просто неинтересно.

Ну и логика, как уже было сказано, вышла из чата и возвращаться не собирается. Поэтому - совсем кратенько, по основным пунктам.

Итак, Виктор с помощью Кристины запускает в систему Институт вирус, который начинает стирать сохранённые копии личностей. Руководство Института восстанавливает из старой копии Дэвида, как лучшего специалиста, который может решить проблему. И… И Дэвид благополучно уходит из Института и начинает заниматься своими делами. Внимание, вопрос! А кто его в такой ситуации вообще отпустил? И почему его не ищет Европол и вся местная полиция – да по какому угодно поводу, пусть самому надуманному! Дэвида надо найти, и срочно, ведь создавшаяся ситуация – эти приговор Институту. Потому что как только пойдёт волна невозможности восстановлений, к Институту возникнет масса вопросов, которые очень быстро превратятся в многомиллионные иски и судебные разбирательства. Но нет, руководство Института не будет шуметь, чтобы не пугать потенциальных клиентов…

И – да! Создатели фильма пытаются обосновать, откуда взялись 48 часов. Вроде как при более позднем восстановлении «клеточная память вступает в конфликт с мозговой» (не спрашивайте, что это, это цитата из фильма!), и тело начинает разрушаться. Но есть экспериментальное лекарство, которое может снять этот эффект. Ладно, оставим тот факт, что это «научное объяснение» выглядит откровенно притянутым за уши, но это «экспериментальное лекарство» в фильме играет сразу две роли. И обе – из серии «лучше бы их не было».

Есть несколько правил хорошей истории, и одно из них требует: ввели ограничение – не отменяйте его для удобства сюжета, наоборот, сделайте источником событий. Просто представьте: восстанавливают Дэвида из копии даже не четырехмесячной, а полугодовой (мы в первой статье ошиблись) давности. и говорят: «У тебя несколько дней, потом ты умрёшь, но сейчас ты должен помочь нам решить вопрос с вирусом в системе». А Дэвид в ответ: «Да пошли вы, я хочу узнать, кто убил мою жену!» Вот тут вам и драма, и конфликт, и ограничивающий фактор, заставляющий героя активно действовать… Но – нет. Вот тебе, маленький, лекарство, покашляешь картинно – и всё пройдёт.

Манная кашка. Тёплая манная кашка без соли и сахара, для младенцев…

А второй косяк с лекарством убивает остатки последовательности сюжета. Дэвид хочет попасть домой, потому что там «все ответы». Потом выясняется, что дома у него – информация о махинациях Института и это самое лекарство, которое он приготовил для своей жены (собирался убить Кристину и восстановить из более ранней копии, когда она ещё не влюбилась в Виктора). А теперь опять: внимание, вопрос! Дэвид восстановлен из копии полугодовой давности. История с изменой и шпионажем Кристины началась уже после того, как была сделана эта копия. Дэвид ничего не знает о том, что было. Так почему он в курсе, что у него дома «все ответы»? Догадался? Ну, знаете…

В общем, где-то после двух третей фильма стало понятно, что он нам напоминает. Есть такая система для настольных ролевых игр: «Киберпанк 2020». Создали её в 1990-м, и первые «модули» – предложенные разработчиками сюжеты для игры – примерно такими и были. Главное – чтобы была нехорошая корпорация, хакеры, копы. Антураж – всё, логика – ничто! Но это было, простите, тридцать лет назад! Предлагать современному любителю киберпанка «Резервную копию» – это… Ну. как угощать Гордона Рамзи всё той же манной кашей: холодной, недоваренной, без соли и сахара, зато с комочками.

Собственно, после просмотра осталось два вопроса.

Первый: на какую целевую аудиторию рассчитан фильм? На поклонников жанра? Ну-ну. После «Матрицы», «Эквилибриума», «Призрака в доспехах», того же «Видоизменённого углерода» (пересмотреть, что ли?) См. выше – про Гордона Рамзи и манную кашку...

И второй вопрос: а зачем вообще снимали это унылое и монотонное кино? Такое ощущение, что всё делалось с одной целью: чтобы у сценариста или режиссёра была возможность вписать в портфолио «фильм в жанре киберпанк». Ну не ощущается заинтересованности и азарта. И любви к теме не ощущается. Там даже кульминацию умудрились снять так, что на зевоту пробивает. А какая это тогда кульминация?

Самое обидное знаете что? Ведь там масса отличных идей! Даже если не вводить «сущностей сверх необходимого» в виде переписывания резервных копий, можно сделать совсем другой фильм, яркий и шикарный. Мы уже писали: берём за основу историю любви и измены Кристины, и помещаем в центр сюжета. Хотя нет, там будет слишком много мелодрамы. Детектив. Делаем центральной линией расследование убийства Дэвида и Кристины, а всё остальное – реалии мира, махинации Института – будет всплывать по ходу повествования. Но если бы эту историю сочиняли мы, это была бы совсем другая история.

Потому что в сюжете «Резервной копии» есть не только «тактические», но и «стратегические» косяки. О которых – в следующей статье. И, пожалуй, на ней мы и завершим «разбор полётов» этого фильма. А то что-то увлеклись, а у нас тут кометы летают, учёные тревожатся, Максимушка наш на Саракше брошенный без нас скучает…

Но ещё одну статью на тему вам придётся потерпеть :)