Найти тему
Бегущий по кинолезвию

Салман Рушди об индийском кино

Салман Рушди, выдающийся британский писатель индийского происхождения (привет всем МИДовским болтунам о «неоколониализме») в эссе «Из Канзаса» (1992 год) уделил несколько строк индийскому кино.

Салман Рушди. Фото взято из открытого доступа в Интернете
Салман Рушди. Фото взято из открытого доступа в Интернете

Конечно, эти слова написаны более, чем тридцать лет назад. Однако, тем интереснее будет сравнить с сегодняшним днём индийского кино.

«Нет ничего проще, чем высмеять индийский коммерческий кинематограф. В фильме Джеймса Айвори «Бомбейское звуковое кино» журналистка (её играет трогательная Дженнифер Кендалл, умершая в 1984-м) приходит на киностудию, в павильон звукозаписи и видит потрясающий танцевальный номер: полуодетые танцовщицы скачут по клавишам гигантской пишущей машинки. Режиссер объясняет, что это ни больше, ни меньше, как Пишущая Машинка Жизни и все мы выплясываем на этом могучем аппарате историю своей судьбы». «Это очень символично», - вставляет журналистка. «Спасибо», - самодовольно улыбается режиссер.

Пишущие Машинки Жизни, секс-богини в мокрых от пота сари (индийский аналог пропотевших футболок), боги, сходящие с небес, чтобы решить дела смертных, магические зелья, супергерои, демонические злодеи и прочее – вот дежурное меню индийского кинозрителя».

Салман Рушди продолжает: «… Большую часть индийских фильмов … следует отнести к разряду низкопробных. Удовольствие, которое от них получаешь (а иные из этих фильмов весьма занимательны), сродни удовольствию от поглощения «пищевого мусора». Для бомбейского звукового кино всегда были характерны банальность сценария и безвкусная, кричащая картинка: сделать фильм худо -бедно привлекательным помогают любимые массовой публикой звёзды и музыкальные номера».

Фото взято из открытого доступа в Интернете
Фото взято из открытого доступа в Интернете