Индийская мифология предлагает несколько версий о сотворении мира, которые варьируются в зависимости от текстов и традиций. Один из самых распространенных мифов представлен в "Ригведе", древнейшем из священных текстов индуизма, и позже развит в "Пуранах" — особенно в "Бхагавата-пуране" и "Вишну-пуране".
Миф о сотворении мира из "Ригведы"
В самом начале существовало только одно — беспредельный океан пустоты, называемый Праджапати. В этой пустоте не было ни дня, ни ночи, ни света, ни тьмы — только бесконечная водная поверхность. Праджапати, первоисточник всех вещей, возник из этой воды.
Существует гимн в "Ригведе", называемый "Насадия Сукта", который описывает состояние космоса до сотворения мира:
"Не было ни бытия, ни небытия.
Не было ни воздуха, ни неба за его пределами.
Что колыхалось? Где? В чьей защите?
Была ли там вода, глубокая и бездонная?"
Праджапати начал мыслить, и из его мысли родилось желание, что стало первым семенем сознания. Так начался процесс творения.
Сотворение мира из "Пуран"
В "Бхагавата-пуране" и "Вишну-пуране" повествуется о том, что Вишну лежал на великом космическом океане на змее Ананта-Шеша. Из его пупка вырос цветок лотоса, из которого возник Брахма — создатель мира.
Брахма, оказавшись в темноте и не зная, что делать, услышал божественный голос, который велел ему творить. Подчиняясь велению, Брахма начал создавать вселенную.
Процесс творения
- Создание стихий: Брахма начал с создания пяти первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира (пространства). Из этих элементов были созданы небеса, земля и подземный мир.
- Создание времени: Затем было создано время, которое разделилось на ночи и дни, месяцы и годы, создавая циклы, по которым будет течь жизнь во вселенной.
- Создание богов и демонов: Брахма создал богов (дэвас) и демонов (асуров), а также множество других божественных существ, чтобы они помогали в поддержании и разрушении мира.
- Создание живых существ: После этого Брахма создал растения, животных и, наконец, людей, чтобы они населяли землю и продолжали творение через воспроизводство.
Четыре Юги
Индуистская космология делит время на четыре эпохи (юги):
- Сатья-юга: эпоха истины и праведности, где доминирует добро.
- Трета-юга: эпоха, где добродетель уменьшается, но все еще сильна.
- Двапара-юга: эпоха, где баланс между добром и злом начинает изменяться.
- Кали-юга: текущая эпоха, характеризующаяся деградацией морали и увеличением зла.
После завершения каждой эпохи мир разрушается и создается заново, повторяя вечный цикл творения, поддержания и разрушения.
Индийский миф о сотворении мира не только описывает процесс создания вселенной, но и подчеркивает циклическую природу времени и существования, где творение, поддержание и разрушение идут рука об руку, поддерживая гармонию космоса.