Помню, как в начале девяностых, когда достать что-либо было очень сложно, я однажды отпросилась с работы, чтобы побежать в соседний магазин - туда завезли польские сервизы. Сервиз был с нежными розовыми цветами - ну очень изящный. Очередь за ним отстояла большую. А вот наши советские сервизы - с какими-то "размазанными" аляпистыми розами стояли спокойно на полках и не были никому нужны.
И кто бы мог подумать, что спустя столько лет я специально поеду на завод в Ликино-Дулево, где производились те самые невостребованные сервизы, и узнаю, что "аляпистые розы" - это целая техника росписи, отточенная годами. И что помимо той "ширпотребовской" посуды , завод выпускал огромное количество эксклюзивных, авторских работ - необычайно красивых.
Ну а теперь обо всем по порядку. И для начала об истории завода. Основан он был в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым. И за первые 20 лет работы предприятие стало одним из ведущих производителей фарфоровых изделий в России. Ко времени расцвета завода в Дулёво основными покупателями на рынке фарфора были крестьяне и рабочие, которым был нужен дешёвый, скромно расписанный товар средней цены. Купечество предпочитало фарфор ярко и богато оформленный. И, конечно, выпускался фарфор для аристократов, стилизованный под западный.
Многие из работавших на заводе в то время женщин-живописцев носили красивое русское имя Агафья. Как гласят предания, часто Агафьи писали свои розаны по фарфору не кистью, а просто пальцем. Так и появилась на свет та самая техника "размазанных цветов" - "агашка".
К концу XIX века Кузнецовы создали фарфоровую империю, годовой оборот которой составлял 75% дохода всей российской фарфорово-фаянсовой промышленности. Некоторое время на заводе работал М.А. Врубель. Фарфор, который производил завод в то время, экспортировался за пределы Российской Империи, он был известен даже в Персии и в Афганистане.
В 1918 году после Октябрьской революции завод был национализирован и переименован в Дулевский фарфоровый завод имени газеты Правда. В этот период стилистика меняется: в качестве декора на изделиях начинают размещать революционные символы страны. С начала 30-х годов на завод приходит целая плеяда мастеров и известных художников, в результате чего повышается художественный уровень выпускаемой посуды.
В 1937 году на Всемирной выставке в Париже заводу был присужден диплом Гран-При, а рисунок "Красавица" Петра Васильевича Леонова, выполненный в национальных традициях, получил золотую медаль.
Во время ВОВ работа завода была нацелена на нужды фронта, но выпускались и скульптурные фарфоровые композиции - статуэтки.
Довоенного уровня по объему продукции завод достиг к 1950 году. Выпуск продукции шел по двум направлениям: одна часть – высокохудожественный фарфор, другая – столовая и чайная посуда для массового потребления, выполненная в традициях народного творчества.
В 60-е годы появляется новая манера декорирования - белизну фарфора стараются оттенить нежными рисунками пастельных цветов, золотой обводкой.
В 2012 году завод переходит в частную собственность. На сегодняшний день он является самым крупным заводом России по выпуску фарфора.
В 2014 горду был открыт частный музей, в котором представлена богатейшая коллекция фарфоровых изделий, произведенных на заводе, начиная от мастеров кузнецовской эпохи и заканчивая работами современных живописцев.
Ну а теперь, собственно, о посещении музея. Навигатор привел меня к пятиэтажному зданию завода. Дальше я зашла в это здание, и охранник направил меня на второй этаж - в магазин. Там на кассе приобрела билет, после чего на лифте поднялась на 5 этаж.
Попасть внутрь можно по звонку домофона. Впустили, вкратце объяснили - в каком зале что можно посмотреть. Ну а далее я уже гуляла сама.
Итак, первый зал - исторический. Здесь находятся документы и экспонаты, подробно рассказывающие об истории завода. Хранятся награды, дипломы и сертификаты.
Далее - зал мастеров.Здесь в стеклянных стеллажах представлены фотографии известных мастеров завода ,начиная с начала 20 века, и их работы.
Ну а в третьем зале ( просто огромном) представлены образцы Дулевского фарфора начиная с конца 19 века и до наших дней.
Очень много статуэток: изящных и красочных. Например, вот эта серия : 15 республик
Или коллекция сказочных персонажей:
Пока я гуляла по музею, работница все время разговаривала по телефону, записывая людей на мастер-классы и групповые экскурсии. Так что, видимо, популярностью музей пользуется. И это несмотря на то, что расположен он в местности, напрочь лишенной других достопримечательностей. И цены здесь не маленькие - за свой билет я заплатила 400 рублей.
А вот прайс на другие услуги:
- мастер-класс на 1 человека - 500 рублей
- мастер-класс 4-9 человек - 600 рублей
- персональная экскурсия по музею - 1000 рублей
- персональный экскурсовод по производству - 1000 рублей
- экскурсия на производство - 400 рублей
В общей сложности, в музее я провела часа два - так много здесь экспонатов. Ну а потом спустилась еще в фирменный магазин завода, и пробыла там еще час. Но о посещении магазина я расскажу в следующий раз...