Найти тему

Громкий скандал времён холодной войны: советские ПВО сбили американский самолёт-невидимку в 1960 году

Этот самолет никогда бы не полетел, если бы Хрущев поддержал концепцию «открытого неба», откуда советские и американские лётчики взаимно проводили бы инспекции числа бомбардировщиков, разработок термоядерного оружия.

Обе стороны боялись, что кто-то «пальнет первым». Никита Сергеевич отверг предложение Эйзенхауэра и последний дал старт разработкам самолетов-шпионов U-2.

Фрэнсис Гэри Пауэрс
Фрэнсис Гэри Пауэрс

На одном из них почти до Свердловска (Екатеринбург) первого мая 1960 года долетел Френсис Гарри Пауэрс, был сбит, чем отложил запланированную встречу глав государств. Какие ужасные, а также ценные вещи нашли при нем – читайте в конце статьи. А сейчас расскажем, как начинался этот полет.

Недоступный для ПВО

31-летний уроженец штата Кентукки Ф. Пауэрс, одетый в герметичный скафандр (сходство с космонавтом впечатляет), в начале мая 1960-го сел в самолет со следующими характеристиками:

  • длина 15+ метров при высоте около 5 метров;
  • количество двигателей – 1 шт;
  • размах крыльев – большой – 24 м;
  • максимальная скорость 850 км/ч;
  • дальность полета 3500 км.

Главная особенность U-2 – возможность подняться на недосягаемую высоту для ПВО – 21.3 км.

Взлет состоялся на авиабазе в Пакистане, откуда пилот незаметно перелетел весь нынешний Узбекистан, стремясь отснять советский космодром Байконур и заводы по производству плутония в г. Озерске.

Lockheed U-2 Американский высотный самолёт-разведчик. Неофициальное название модификации U-2R/TR-1 - «Dragon Lady». Один из старейших самолётов, до сих пор находящихся на вооружении в США.
Lockheed U-2 Американский высотный самолёт-разведчик. Неофициальное название модификации U-2R/TR-1 - «Dragon Lady». Один из старейших самолётов, до сих пор находящихся на вооружении в США.
Особенностью самолета Пауэрса были частые поломки: в тот майский день у летчика отключился автопилот и Френсис перешел на ручное управление.

Попытки сбить шпиона после обнаружения предпринимались несколько раз следующим образом:

I. Посредством МиГ-15, взлетающим до высоты 15.1 км.

II. МиГом-19 с «потолком» 15.6 км. С советского аэродрома взлетели две машины, одну из которых по ошибке сбило зенитное орудие. Погибшего С. Сафронова наградили посмертно.

III. Су-9 с практическим потолком в 20 км. Его пилота, И.Ментюкова, военное руководство отправило на таран «чужеземца» без высотно-компенсирующего костюма, т.к. самолет был на перегоне между аэродромами и не был оснащен боевым оружием. Воздушный бой не состоялся по причине нехватки топлива, что спасло машину и человеческую жизнь.

Самолету Пауэрса оторвали хвост

Наглого нарушителя советского воздушного пространства смог остановить только подвижный ракетный комплекс С75. Применялся снаряд с дальностью поражения 7–56 километров, обломки от взрыва разлетелись на 20 квадратных километров.

зенитный ракетный комплекс с-75 «двина»
зенитный ракетный комплекс с-75 «двина»
На какой высоте был проведен подрыв, в открытых источниках не указывается. Пауэрс писал, что в тот момент небо вокруг казалось оранжевым. Он благополучно приземлился на территории Косулинского совхоза, где его подобрали рабочие.

При обыске были изъяты продукты питания и фляга с водой, рыболовные лески, средства для розжига костра, документы. А главное – пистолет с глушителем, 7500 рублей, пара золотых часов, более 40 монет золотом и шесть золотых колец. Ими шпион мог бы расплатиться за укрытие у местных жителей. Для этого же у него была шёлковая ткань с надписями на дюжине языков о том, что он из Америки.

Вещи Пауэрса
Вещи Пауэрса
Агент ЦРУ, до 20 раз нарушавший на самолете границы, не говорил на русском, не знал об СССР почти ничего, кроме утверждения, что все русские носят бороды и коммунизм насаждается силой.

После выполнения задания летчик хотел открыть автосервис на полученный гонорар. Обычных доходов у него на это не было. Зарплата «суперагента» составляла 2000-3000 долларов в месяц.

По легенде он, при полете Пакистан-Турция с метеорологическими наблюдениями, сбился с пути. Чтобы замести следы, самолет был снабжен двумя взрывными устройствами, а пилот булавкой с ядом, которой он не воспользовался.

США не дали соврать

Американское правительство, полагая что самолет взорван, а Пауэрс погиб, дало информацию о пропаже летательного аппарата для метеорологических наблюдений, не оснащенного вооружениями.

В ответ на это СССР сообщил о признательных показаниях, 11 мая 1960 г устроил выставку для полутысячи журналистов с презентацией обломков.
Встреча по поводу мирного сосуществования 16.05.60 в составе: СССР, Франция, Англия, США была сорвана, а Афганистан за полеты в своём пространстве выразил протест американскому правительству.

Возможно, полет Пауэрса был направлен как раз на срыв переговорного процесса. С другой стороны на борту были средства записи радиолокационных станций, расположения дорог, аэродромов. Конечный пункт приземления был в Норвегии.

Вместо этого шпион «приземлился» на 10 лет в тюремную камеру, откуда его обменяли на представителя советской разведки Абеля, осужденного в США на 30 лет каторги. Почувствуйте разницу в суровости наказаний!

Рудольф Абель. Советский разведчик-нелегал, полковник. С 1948 года работал в США, в 1957 году был арестован. 10 февраля 1962 года Рудольфа Абеля обменяли на сбитого над СССР пилота американского разведывательного самолёта Ф. Г. Пауэрса и американского студента-экономиста Фредерика Прайора, арестованного за шпионаж в Восточном Берлине в августе 1961 года.
Рудольф Абель. Советский разведчик-нелегал, полковник. С 1948 года работал в США, в 1957 году был арестован. 10 февраля 1962 года Рудольфа Абеля обменяли на сбитого над СССР пилота американского разведывательного самолёта Ф. Г. Пауэрса и американского студента-экономиста Фредерика Прайора, арестованного за шпионаж в Восточном Берлине в августе 1961 года.
По возвращении в Америку Пауэрс прошёл проверку на детекторе, был признан ЦРУ как выполнивший задание должным образом. Его первая жена спилась, во втором браке пилот обзавелся сыном с таким же именем.

Общественность долго отвергала его, задавая вопрос, почему он не укололся отравленной иглой или не пустил себе пулю в лоб.

О нарушителе советского пространства газеты СССР написали ещё раз в 1977 году. Пилот ЦРУ, долетевший почти до Свердловска, погиб в результате аварии вертолета под Лос-Анджелесом.

Итого. Френсис Гарри Пауэрс в мае 1960 г нарушил государственную границу СССР, был сразу обнаружен и позже сбит. По решению суда был приговорен к 10 годам, часть срока провел во Владимирском централе. При перехвате было запущено от 10 до 14 управляемых ракет (по разным оценкам), одна из которых сбила свой самолет.

Свидетели вспоминают, что ситуация в праздничный день была хаотичная, т.к. средства обнаружения были недостаточно развитыми, самолет-шпион имел гражданский вид без возможности определить принадлежность к какой-то стране. Сам Пауэрс, по наблюдению журналистов, сказал присутствовавшему на процессе отцу, что он был сбит каким-то самолетом, а не ракетой.

А вы хотели бы подняться на высоту 21 км в высотно-компенсирующем костюме и пролететь по-шпионски над США? Пишите комментарии, узнавайте мнение друзей, подписывайтесь на канал!

Вас может заинтересовать: