Этот самолет никогда бы не полетел, если бы Хрущев поддержал концепцию «открытого неба», откуда советские и американские лётчики взаимно проводили бы инспекции числа бомбардировщиков, разработок термоядерного оружия.
Обе стороны боялись, что кто-то «пальнет первым». Никита Сергеевич отверг предложение Эйзенхауэра и последний дал старт разработкам самолетов-шпионов U-2.
На одном из них почти до Свердловска (Екатеринбург) первого мая 1960 года долетел Френсис Гарри Пауэрс, был сбит, чем отложил запланированную встречу глав государств. Какие ужасные, а также ценные вещи нашли при нем – читайте в конце статьи. А сейчас расскажем, как начинался этот полет.
Недоступный для ПВО
31-летний уроженец штата Кентукки Ф. Пауэрс, одетый в герметичный скафандр (сходство с космонавтом впечатляет), в начале мая 1960-го сел в самолет со следующими характеристиками:
- длина 15+ метров при высоте около 5 метров;
- количество двигателей – 1 шт;
- размах крыльев – большой – 24 м;
- максимальная скорость 850 км/ч;
- дальность полета 3500 км.
Главная особенность U-2 – возможность подняться на недосягаемую высоту для ПВО – 21.3 км.
Взлет состоялся на авиабазе в Пакистане, откуда пилот незаметно перелетел весь нынешний Узбекистан, стремясь отснять советский космодром Байконур и заводы по производству плутония в г. Озерске.
Особенностью самолета Пауэрса были частые поломки: в тот майский день у летчика отключился автопилот и Френсис перешел на ручное управление.
Попытки сбить шпиона после обнаружения предпринимались несколько раз следующим образом:
I. Посредством МиГ-15, взлетающим до высоты 15.1 км.
II. МиГом-19 с «потолком» 15.6 км. С советского аэродрома взлетели две машины, одну из которых по ошибке сбило зенитное орудие. Погибшего С. Сафронова наградили посмертно.
III. Су-9 с практическим потолком в 20 км. Его пилота, И.Ментюкова, военное руководство отправило на таран «чужеземца» без высотно-компенсирующего костюма, т.к. самолет был на перегоне между аэродромами и не был оснащен боевым оружием. Воздушный бой не состоялся по причине нехватки топлива, что спасло машину и человеческую жизнь.
Самолету Пауэрса оторвали хвост
Наглого нарушителя советского воздушного пространства смог остановить только подвижный ракетный комплекс С75. Применялся снаряд с дальностью поражения 7–56 километров, обломки от взрыва разлетелись на 20 квадратных километров.
На какой высоте был проведен подрыв, в открытых источниках не указывается. Пауэрс писал, что в тот момент небо вокруг казалось оранжевым. Он благополучно приземлился на территории Косулинского совхоза, где его подобрали рабочие.
При обыске были изъяты продукты питания и фляга с водой, рыболовные лески, средства для розжига костра, документы. А главное – пистолет с глушителем, 7500 рублей, пара золотых часов, более 40 монет золотом и шесть золотых колец. Ими шпион мог бы расплатиться за укрытие у местных жителей. Для этого же у него была шёлковая ткань с надписями на дюжине языков о том, что он из Америки.
Агент ЦРУ, до 20 раз нарушавший на самолете границы, не говорил на русском, не знал об СССР почти ничего, кроме утверждения, что все русские носят бороды и коммунизм насаждается силой.
После выполнения задания летчик хотел открыть автосервис на полученный гонорар. Обычных доходов у него на это не было. Зарплата «суперагента» составляла 2000-3000 долларов в месяц.
По легенде он, при полете Пакистан-Турция с метеорологическими наблюдениями, сбился с пути. Чтобы замести следы, самолет был снабжен двумя взрывными устройствами, а пилот булавкой с ядом, которой он не воспользовался.
США не дали соврать
Американское правительство, полагая что самолет взорван, а Пауэрс погиб, дало информацию о пропаже летательного аппарата для метеорологических наблюдений, не оснащенного вооружениями.
В ответ на это СССР сообщил о признательных показаниях, 11 мая 1960 г устроил выставку для полутысячи журналистов с презентацией обломков.
Встреча по поводу мирного сосуществования 16.05.60 в составе: СССР, Франция, Англия, США была сорвана, а Афганистан за полеты в своём пространстве выразил протест американскому правительству.
Возможно, полет Пауэрса был направлен как раз на срыв переговорного процесса. С другой стороны на борту были средства записи радиолокационных станций, расположения дорог, аэродромов. Конечный пункт приземления был в Норвегии.
Вместо этого шпион «приземлился» на 10 лет в тюремную камеру, откуда его обменяли на представителя советской разведки Абеля, осужденного в США на 30 лет каторги. Почувствуйте разницу в суровости наказаний!
По возвращении в Америку Пауэрс прошёл проверку на детекторе, был признан ЦРУ как выполнивший задание должным образом. Его первая жена спилась, во втором браке пилот обзавелся сыном с таким же именем.
Общественность долго отвергала его, задавая вопрос, почему он не укололся отравленной иглой или не пустил себе пулю в лоб.
О нарушителе советского пространства газеты СССР написали ещё раз в 1977 году. Пилот ЦРУ, долетевший почти до Свердловска, погиб в результате аварии вертолета под Лос-Анджелесом.
Итого. Френсис Гарри Пауэрс в мае 1960 г нарушил государственную границу СССР, был сразу обнаружен и позже сбит. По решению суда был приговорен к 10 годам, часть срока провел во Владимирском централе. При перехвате было запущено от 10 до 14 управляемых ракет (по разным оценкам), одна из которых сбила свой самолет.
Свидетели вспоминают, что ситуация в праздничный день была хаотичная, т.к. средства обнаружения были недостаточно развитыми, самолет-шпион имел гражданский вид без возможности определить принадлежность к какой-то стране. Сам Пауэрс, по наблюдению журналистов, сказал присутствовавшему на процессе отцу, что он был сбит каким-то самолетом, а не ракетой.
А вы хотели бы подняться на высоту 21 км в высотно-компенсирующем костюме и пролететь по-шпионски над США? Пишите комментарии, узнавайте мнение друзей, подписывайтесь на канал!
Вас может заинтересовать: