Родион Яковлевич Малиновский – прославленный маршал, командующий Вторым Украинским фронтом, министр обороны СССР. В общем, герой. Но в его биографии немало тёмных пятен, в том числе, предательство человека, который его спас.
Дочитайте статью до конца и узнаете о поступке Малиновского, который чуть было не привёл к разрыву дипломатических отношений с Китаем.
Тучи над Малиновским сгущаются
Летом 1942 года к командующему Южным фронтом Р.Я.Малиновскому у Верховного главнокомандующего возникло много вопросов, если не сказать, подозрений.
Сталин был в ярости – почти без боя сдали хорошо укрепленный Ростов-на-Дону, фашисты начали наступление на Кавказ. Малиновского понизили, назначили командующим армией.
Да и в окружении генерал–лейтенанта творилось неладное. Осенью 1942 года при таинственных обстоятельствах исчез его адъютант. То ли к партизанам подался, то ли к врагу перебежал.
Почти сразу случилась еще одна беда: покончил с собой друг Малиновского и одновременно дивизионный комиссар Илларион Ларин. Причем оставил записку весьма подозрительно содержания. Что особенно расстроило Сталина, прощальное письмо заканчивалось словами:
«Да здравствует Ленин». Почему не о нём писал комиссар?
Иосифу Виссарионовичу подсказали подозрительные подробности из прошлого Родиона Яковлевича – неясное происхождение, пребывание во Франции во время Первой мировой войны.
Проверить благонадежность генерала Сталин направляет Н.С.Хрущева. Задачи ему поставили вполне конкретные – наблюдать за вышедшим из доверия военачальником.
Верховный главнокомандующий прямо рекомендовал: «Заберите к себе несколько опытных особистов, и с их помощью организуйте строжайшее наблюдение за Малиновским.
Если вскроется фальшь в поведении генерала, немедленно сигнализируйте мне, чтобы освободить его под благовидным предлогом и заменить другим».
Судьба и даже жизнь Малиновского была в руках Никиты Сергеевича. Ведь известно немало случаев, когда командиры Красной Армии во время войны лишались званий, были репрессированы.
Хрущёв постоянно находился рядом с опальным командиром, следил за его деятельностью. Довольно быстро мужчины нашли общий язык, даже подружились.
Соответственно доклады Хрущева наверх были исключительно положительными. Поэтому подозрения с Малиновского сняли, а вскоре он вновь начал продвигаться по карьерной лестнице.
Никита Сергеевич, взяв под свое крыло Родиона Яковлевича, и в дальнейшем ему помогал. Так в 1956 году «вытащил» военачальника с Дальнего Востока, назначив первым заместителем министра обороны Г. К. Жукова.
А вскоре и одобрил назначение своего друга министром обороны. Причем, Малиновский вел себя непорядочно, выживая маршала Победы с высокого поста, критиковал его на партийных пленумах.
Маршал добра не помнил
Родион Яковлевич не умел помнить добро, ориентировался исключительно на свою выгоду. В 1964 году власть Хрущёва оказалась под угрозой. Среди заговорщиков были многие высшие руководители СССР. В том числе те, кому Никита Сергеевич помогал и был в них уверен – Н.Подгорный, П.Шелест и другие.
К толпе перебежчиков примкнул и Малиновский. А ведь на посту министра обороны он мог помочь своему благодетелю.
Получается, Хрущев утратил бдительность, стал доверчивым, слишком был уверен в своей неуязвимости. Самоуверенность проявилась и в том, что начал открыто грозить многим своим соратникам увольнением. Те решили – медлить нельзя.
Заговорщики, готовясь к смещению Никиты Сергеевича, очень боялись и осторожничали. Понимали, если их планы провалятся, расплата станет неминуемой и безжалостной. Поэтому к привлечению сторонников подходили с большой опаской.
Особенно беспокоились из-за Родиона Яковлевича. Как оказалось, напрасно. С Малиновским несколько раз беседовал А.Н.Шелепин. И получил вполне определенный ответ – армия в решение внутриполитических вопросов вмешиваться не станет. Значит, защищать Хрущева не будет.
А накануне пленума ЦК КПСС 14 октября 1964 года, когда сместили первого секретаря партии, окончательно подтвердил, что вместе со всеми выступит против Никиты Сергеевича. А ведь мог бы предупредить об опасности человека, который его когда-то спас и продвигал по службе…
Возможно, у Малиновского были причины недовольства Хрущевым, или просто он умел выживать, примыкая к более сильным руководителям в данный момент.
Более того, чтобы подтвердить новым хозяевам свою преданность, маршал на активе центрального управления министерства обороны резко критиковал свергнутого Хрущева. Назвал его невеждой, вспомнил о непродуманных решениях в отношении обороны.
Ну что ж, новым руководителям страны Родион Яковлевич пришелся по душе. Он оставался министром обороны до своей смерти (1967 год).
Совсем уж некрасивая история
То ли от радости, что удержался у власти, то ли из-за особенностей характера, но в ноябре 1964 года Малиновский попал в международный скандал.
На официальном правительственном приеме не сильно трезвый маршал подошел к руководителю китайской делегации Чжоу Эньлаю и напрямую посоветовал:
- У нас снова дружба начнётся, когда вы свергнете своего Мао. Мы вот от нашего дурачка Хрущева избавились.
Китайский чиновник сразу же сообщил на Родину о словах министра обороны СССР. Ситуация становилась весьма опасной.
Не случайно, чтобы сгладить конфликт, на следующий день с объяснениями в китайское посольство направился Л.Брежнев, извинялся за «глупые слова пьяного Малиновского».
Извинения были приняты, но памятливые китайцы этот инцидент не забыли. До смерти Мао никто из руководителей КНР в СССР не приезжал.
Что особенно неприятно в этой ситуации, так это отношение Родиона Яковлевича к своему покровителю. Мог бы проявить пусть не благодарность, но хотя бы элементарное уважение к поверженному правителю.
Ведь тому же Семичастному, Брежневу, Шелесту было что вспомнить о Никите Сергеевиче. Но они никогда не опускались до оскорблений, просто молчали.
А у вас какое мнение о поведении Малиновского? Или может вы считаете, что Хрущев заслужил такое отношение?
Подписывайтесь на наш канал, узнаете много интересного об исторических событиях и личностях.
Вам также может быть интересно: