Марк Дэниэль Коулман- (род. 20 декабря 1964) — американский профессиональный борец, бывший чемпион первого дивизиона NCAA и бывший член олимпийской сборной США по вольной борьбе, вице-чемпион мира 1991 года в категории до 100 кг. Наиболее известен благодаря своим выступлениям в смешанных единоборствах (ММА): Коулмэн является первым чемпионом UFC в тяжелом весе, победителем турнира UFC 10 и 11, а также победителем турнира Pride Grand Prix 2000. Также Коулмэн считается пионером стиля «граунд-энд-паунд» , который в настоящее время получил широкое распространение в смешанных единоборствах, и носит шутливое прозвище «Крёстный отец ГнП» . В марте 2008 года Колман стал пятым человеком, избранным в Зал Славы UFC.
Статистика боёв
Коулмэн — первый регулярный чемпион UFC и пятый боец, включенный в Зал славы UFC. Год назад мы писали о том, как Марк угорает в комментариях под постами Александра Емельяненко в Instagram. В ноябре же стало известно, что Коулмэн перенес сердечный приступ. Потом состояние Марка стабилизировалось, но активность в социальных сетях он значительно снизил. Недавно мы вспоминали другую легенду боев без правил 1990-х — Танка Эбботта (он, к сожалению, тоже испытывает проблемы со здоровьем). Теперь материал о Коулмэне — его большое интервью YouTube-каналу Hannibal TV (июнь 2019 года), где он в подробностях рассказал о своей карьере.
О детстве
Коулмэн родился 20 декабря 1964 года во Фримонте (штат Огайо, США). В подростковом возрасте начал заниматься вольной борьбой. Стал чемпионом первого (самого престижного) дивизиона NCAA. Выступал за сборную США. Завоевал серебро на чемпионате мира 1991 года в весовой категории до 100 кг, а на Олимпиаде-1992 занял седьмое место.
«Детство помню не очень хорошо, но кое-что могу рассказать. У меня были прекрасные родители, которые поддерживали меня во всем с ранних лет. Еще будучи ребенком, я интересовался борьбой — мечтал стать чемпионом. Также любил футбол и бейсбол — мне всего хотелось. Я был очень застенчивым, но я никому не позволял обижать себя. В то время не было ММА, но уже в пятилетнем возрасте я ощущал себя бойцом. Мне хотелось достичь вершин и в боях, и в борьбе, и в бейсболе, и в футболе. Ну и хотелось принять участие в Олимпийских играх. И мне удалось пробиться в сборную страны. Это был очень крутой опыт.
Кумир? В 1990-м я провел очень жесткий тренировочный лагерь под руководством Дэна Гейбла. Вот он был моим кумиром. В свое время он был одним из лучших борцов планеты (Гейбл — олимпийский чемпион 1972 года по вольной борьбе в весовой категории до 68 кг. — Прим. «СЭ»)".
О переходе в ММА
Коулмэн дебютировал в ММА 12 июля 1996 года — на турнире UFC 10. Дебют получился исключительно успешным. В четвертьфинале однодневного Гран-при он победил Моти Хоренштейна (сдача), в полуфинале — Гари Гудриджа (сдача), в финале — Дона Фрая (технический нокаут).
«Я еще учился в колледже, когда узнал о зарождении ММА. Помню, сидели с ребятами и с полным восторгом смотрели UFC 1 с участием Ройса Грейси. Бои без правил были для меня неким глотком свежего воздуха. Тогда еще немного времени прошло с тех пор, как я проиграл на Олимпиаде. Я сильно расстроился, ведь следующего шанса нужно было ждать еще четыре года. А тут зарождается ММА. Я влюбился в этот вид спорта, понимая, что со своей борьбой способен побить даже Грейси.
Я окончательно решил, что надо переходить в ММА, когда провалил отборочный тур на Олимпиаду-1996. В то время UFC подписывали и устраивали поединки бойцов разных стилей. Я был представителем борьбы и решил попробовать силы, приняв участие в турнире UFC 10. Им нужен был боец, и помимо меня там из борцов хотели биться Марк Керри и Том Эриксон. Я недолго думая сказал одному из тогдашних главных организаторов, что выбью все дерьмо и из Марка, и из Тома, а еще побью и всех остальных бойцов, которые будут драться на UFC 10. Дон Фрай был тогда чемпионом, и я сказал, что надеру ему зад. В итоге меня подписали, и я громко заявил о себе, выиграв UFC 10.
Далее я победил и на UFC 11, и на UFC 12, где стал первым чемпионом организации в тяжелом весе, победив настоящего зверя — Дэна Северна. Мы должны были драться в Буффало, но за день до ивента организаторы собрали нас и сообщили о том, что турнир в срочном порядке переносится в Дотан (штат Алабама). Мне вообще было без разницы, где выходить биться. Единственное, чего мне хотелось, — это выйти в клетку. Не передать словами, какие эмоции я испытал, когда стал чемпионом после всех тех взлетов и падений. Можно сказать, я исполнил мечту детства".
О первом поражении
Победная серия Коулмэна прервалась 27 июля 1997 года — на турнире UFC 14 он проиграл единогласным решением судей кикбоксеру Морусу Смиту, чей рекорд в боях без правил (тогда аббревиатуры ММА еще не знали) перед поединком составлял 5-7. У Коулмэна же был рекорд 6-0. После поражения от Смита он проиграл еще два боя в UFC — Питу Уильямсу (КО, 15 мая 1998 года) и Педро Риззо (раздельное решение судей, 8 января 1999 года).
«Я не мог перестать праздновать победу над Дэном Северном даже после того, как мне назначили бой с Морисом Смитом. Тогда Фрэнк Шемрок был его тренером и моим близким другом. За несколько месяцев до боя он начал замечать, что я немного зазнался, и как друг порекомендовал мне, чтобы я усердно тренировался. Фрэнк сказал мне: «Коулмэн, тебе лучше стоит сосредоточиться на подготовке и вернуться в зал». Но я не послушался его, думая, что Смит — проходной боец. В итоге я поплатился за это: Смит спустил меня с небес на землю.
На самом деле первые три минуты я очень хорошо работал, но в один миг просто выдохся — а это самое худшее, что может с тобой произойти в октагоне. Поединок тогда продлился всю дистанцию — я думал, что у меня остановится сердце из-за нехватки кислорода. Смит отбил мне ноги своими лоу-киками. После боя я не мог ходить и заметил, что мои ноги — они стали темнее, чем сам Смит (Морис Смит — афроамериканец. - Прим. «СЭ»).
Через три месяца после того поражения у меня должен был состояться реванш с Морисом. Я был уверен, что если проведу полноценный лагерь, то надеру ему зад — я очень хотел этого. Но случилась беда: во время подготовки у меня произошел разрыв крестообразной связки колена. Это была моя первая серьезная травма в жизни, и мне пришлось лечь на операцию.
Я вернулся спустя шесть месяцев после операции. Должен был провести поединок Мориса, однако он сорвался, и в итоге мне предложили шесть имен для боя на турнире UFC 17, среди которых был и Рэнди Кутюр — очень крутой боец. Он не смог выйти против меня, и в соперники мне дали Пита Уильямса. Не то чтобы я оправдываюсь, но к тому бою я еще не до конца восстановился — вышел в клетку, так скажем, с ржавчиной. Нога, которую оперировали, выглядела гораздо меньше и слабее, чем другая. Вдобавок у меня была серьезная проблема с щитовидной железой. Все прошло не так, как я хотел, и я проиграл бой (нокаутом после хед-кика. - Прим. «СЭ»). Это был первый бой после того, как запретили наносить удары головой, и поэтому даже после удачного тейкдауна я тупо пялился на него, не зная, что делать дальше.
По правде говоря, тогда у меня не было тренера. Я занимался в основном самостоятельно и иногда ездил к ребятам поработать на лапах — одним из этих ребят был Бастер Дуглас (первый боксер, нокаутировавший Майка Тайсона. - Прим. «СЭ»). В остальном это работа на мешке, борьба, отработка граунд-энд-паунда. У меня был шанс полететь в Вегас, чтобы потренироваться у одних из лучших в то время, но у меня тогда только родились дети — я попросту не мог оставить семью. Я проиграл три боя подряд. Я был в отчаянии и не знал, что делать дальше".
Интервью: