Найти тему
GetCompetent

Что важно знать о создании логотипа – будущего товарного знака, чтобы потом не получить проблем

Оглавление
Логотип должен быть уникальным
Логотип должен быть уникальным

Логотип как объект авторского права

Логотип, то есть графическое или словесно-графическое обозначение, используемое в коммерческих целях для индивидуализации товаров и услуг того или иного субъекта предпринимательской деятельности, следует воспринимать в первую очередь как объект авторского права. В противном случае лицо, использующее логотип без соответствующего оформления передачи исключительных прав на него, может столкнуться с риском определенных проблем. Это связано с тем, что право авторства дизайнера (того, кто придумал и создал logo, либо отдельные его части) будет всегда оставаться за ним, и именно он прежде всего наделен правом его использовать, разрешать или не разрешать использовать его другим (ст. 1265 Гражданского кодекса). Для более глубокого понимания важности вышесказанного приведем пример ниже.

Бизнесмен обратился за услугой на биржу фриланс, создание логотипа у фрилансера показалось ему наименее затратным. Или, к примеру, решил через сервис Турболого создать логотип бесплатно онлайн. И в одном и в другом случае предприниматель рискует получить неуникальный логотип, поскольку как фрилансер, так и генерирующий логотипы сервис могут использовать при разработке и создании logo какие-либо элементы, которые ранее уже были задействованы в дизайне логотипов других заказчиков, либо взяты с каких-либо бесплатных фотостоков и, что хуже, просто скачаны из интернета.

Очевидно, что в подобных ситуациях о надлежащем оформлении и заключении договора об оказании услуг по созданию уникального логотипа и о передаче исключительных прав на него речи не идет, что влечет за собой еще большие риски. Не стоит исключать также вероятность того, что на горизонте замаячит реальный автор того или иного изображения/элемента, входящего в состав logo, который заявит требование о взыскании денежной компенсации за использование его авторских произведений искусства без его же согласия. И потом, где гарантия, что тот же самый фрилансер оказывает услуги сам лично, что потом настоящий автор не предъявит судебные иски? Её нет и не будет без соответствующего договора. При плохом сценарии бизнесмен будет наказан рублем и потерей времени, переложить убытки на фрилансера предприниматель уже не сможет. Максимум, что будет в его силах, – плохая оценка и громкий негативный отзыв.

Товарный знак и логотип: в чем разница?

Чем отличается логотип от товарного знака
Чем отличается логотип от товарного знака

Логотип или, как принято говорить на языке законодателя, обозначение не может называться товарным знаком без соответствующей его государственной регистрации. Наряду с этим, зарегистрированный товарный знак - это гарантия уникальности логотипа. Связано это с тем, что регистрирующий орган не зарегистрирует графическое обозначение в виде товарного знака, если оно будет совпадать с товарными знаками других правообладателей полностью или частично до такой степени, что способно вызвать путаницу среди покупателей однородных товаров (услуг) относительно их производителя. При проведении сравнительной экспертизы Роспатент учитывает также логотипы, поданные на регистрацию и находящиеся в процессе рассмотрения. В случае выявления совпадений по любому из признаков (графическому, звуковому или смысловому) заявитель получает отказ в регистрации его logo в роли товарного знака. Дальнейшее использование такого логотипа, равно как и его использование до получения отказа, будет расцениваться как нарушение исключительного права на товарный знак другого лица и может привести нарушителя к еще большим финансовым потерям – до 5 миллионов рублей (ст. 1515 Гражданского кодекса).

Учитывая данные обстоятельства, идеальным решением, на наш взгляд, исключающим большинство возможных рисков, видится следующая последовательность действий:

1. Разработка и создание уникального логотипа (будущей торговой марки).

2. Регистрация лого в Роспатенте в виде товарного знака.

3. Ведение коммерческой деятельности с использованием зарегистрированного товарного знака.

Те, кто не хочет ждать, зная, что процесс рассмотрения заявки на регистрацию ТЗ и принятия по ней решения занимает достаточно длительное время, пункты 2 и 3 меняют местами и активно начинают вести бизнес, маркируя своим логотипом (будущим товарным знаком) свою продукцию или сервисные услуги. Одни осознанно идут на риск, рассчитывая на русский авось, а другие, вероятнее всего, просто уверены в уникальности своего логотипа, предварительно провели соответствующую проверку по базам Роспатента, обратились за консультацией к специалисту по интеллектуальной собственности.

В любом случае каждый для себя решает сам, в какой последовательности ему вести свою коммерческую деятельность. Мы же хотим обратить внимание, что надежнее всего иметь не просто logo, а логотип, зарегистрированный в роли товарного знака. Со стороны государства предоставляется соответствующая правовая охрана сроком на 10 лет с возможностью неограниченного количества продлений, с определенными штрафными санкциями за незаконное использование товарного знака посторонними лицами. Что дополнительно подтверждает преимущества обладания товарным знаком перед обычным логотипом. Вот, чем отличается логотип от товарного знака.

Что нужно знать, используя генератор логотипов ИИ и другие условно-бесплатные сервисы?

В чем подвох использования сервисов по генерации логотипов
В чем подвох использования сервисов по генерации логотипов

К сожалению, мы не нашли такого сервиса или генератора логотипов, который бы гарантировал, что генерируемые с помощью его программного обеспечения лого будут являться уникальными или полностью оригинальными для конкретного пользователя. Данные сервисы об этом прямо указывают в своих пользовательских соглашениях, дополняя условия еще и тем, что они не несут ответственности в случае нарушения прав интеллектуальной собственности третьих лиц и не возмещают никаких убытков. Поэтому тот или иной logo (целиком или какая-то его часть) может быть предложен разным пользователям неограниченное количество раз.

Рассмотрим негативные последствия, которые могут возникнуть при использовании логотипа, созданного посредством нейросети или сервиса, генерирующего логотипы:

  1. Ваш логотип не будет обладать различительной и охраноспособностью, поскольку иные лица на таких же равных правах смогут использовать точно такой же логотип или его элементы в своей деятельности. Что в конечном итоге может запутать потребителя и привести к тому, что он обратится за покупкой товара или услуги к вашему конкуренту с похожим logo, а вы недополучите прибыль.
  2. Сгенерированный с помощью ИИ логотип и в последующем зарегистрированный как товарный знак не обезопасит вас от предъявления иска со стороны иных лиц о признании ваших действий ничем иным, как актом недобросовестной конкуренции, поскольку такой регистрацией вы тем самым ограничили последних в правах на использование того или иного графического изображения, которое они также и наравне с вами вправе использовать по условиям соответствующих генерирующих логотипы сервисов. Регистрация товарного знака в приведенном примере может быть признана недействительной, а свидетельство аннулировано. Останется только подсчитать сумму убытков.
  3. Вы никоим образом не застрахованы от возможных претензий со стороны автора-дизайнера, творческим трудом которого были созданы те или иные графические изображения и потом при помощи искусственного интеллекта включены в ваш сгенерированный логотип. Никакой сервис не разделит с вами возникшие на этом основании убытки и ответственность.

Как сделать логотип самостоятельно

Быть профессиональным художником необязательно
Быть профессиональным художником необязательно

Выше мы поговорили о том, к чему может привести создание логотипа через специальные генераторы и дальнейшее его использование, рассказали о возможных проблемах. Если говорить о пользе подобных сервисов, безусловно, она есть. Для некоторых дизайнеров по созданию фирменного стиля и логотипов, в особенности тех, кто не обладает фантазией в достаточной мере, современные нейросети и генераторы являются необходимым помощником в их профессиональной деятельности. Вдохновившись разнообразными сгенерированными вариантами, автор становится способным создать что-то уникальное и оригинальное.

Разумеется, сделать логотип самостоятельно без определенных навыков и знаний в области каких-либо графических программ представляется затруднительным. Мы предлагаем посмотреть наше обучающее видео, в котором достаточно подробно рассказывается о том, как самому нарисовать логотип с использованием бесплатного графического редактора Krita. Но для начала вам следует определиться с:

- цветовой палитрой (максимум 3-5 цветов);

- названием или текстом, который планируется отобразить;

- изображением и/или графическими символами, которые выделят вас на фоне конкурентов.

Почему разработку дизайна логотипа заказать стоит у нас

Заказать логотип с гарантией
Заказать логотип с гарантией

Во-первых, мы берем на себя обязательства по созданию полностью уникального и оригинального логотипа, заключаем договор и прописываем в нем соответствующие гарантии, оформляем надлежащим образом передачу исключительных прав на созданное графическое обозначение.

Во-вторых, вы сможете его в дальнейшем зарегистрировать в качестве товарного знака, потому что при разработке логотипа на заказ мы учитываем все законодательные требования, предъявляемые к обозначениям, претендующим получить правовую охрану от государства.

В-третьих, если вы обратитесь к нам по поводу профессионального сопровождения процесса регистрации товарного знака, мы предоставляем гарантию возврата денежных средств, полученных за свои услуги, включая разработку логотипа, на случай принятия Роспатентом решения об отказе в регистрации вашего товарного знака.

Чтобы мы могли приступить к разработке вашего уникального и неповторимого логотипа, заполните форму на нашем сайте. Наш специалист выйдет с вами на связь в ближайшие минуты и согласует с вами все детали будущего сотрудничества.

Примеры наших работ по дизайну логотипов

Предлагаем ознакомиться с вариантами готовых дизайнерских решений, созданных руками наших талантливых авторов на основе пожеланий наших заказчиков.