Найти тему
Вечерний Тришин

Superjet 100 разбился под Коломной после ремонта. Проблема очевидна, но как ее решить?

Катастрофа произошла в небе над Коломной, где разбился самолет Superjet 100 с экипажем на борту. Самолет буквально на днях прошел плановый ремонт, но судьба сыграла злую шутку. Трое членов экипажа, в том числе пилоты погибли. Они не могли ничего сделать, так как борт находился на высоте 1.5 тысячи метров. Эксперты уже заявили, что у самолета могли отказать оба двигателя, но это предварительная версия.

Примечательно, что на второй день после катастрофы еще один SuperJet запросил аварийную посадку. Рейс из Нижневартовска летел в Минеральные воды и был вынужден сесть из-за проблем с генератором. На борту находилось более 100 человек.

Почему упал SuperJet в Московской области?

Разбившийся борт принадлежал «Газпром авиа» и имел прямое отношение к первым SuperJet, построенным в 2014 году. Именно эти самолеты строились на базе западных комплектующих, то есть иностранных запчастей. Как известно, сейчас наблюдаются поставки с авионикой из Европы. Вероятной причиной катастрофы мог стать отказ двух двигателей. В первую очередь речь идет о трагической случайности, например, если в двигатель попала стая птиц.

На самом деле катастрофа могла быть более трагической, если бы на борту находились пассажиры. Волей случая этот рейс оказался перегонным. Самолет должны были доставить в аэропорт после планового ремонта. Вероятно, сейчас возникнет много вопросов к инженерам и механикам, которые обслуживали Superjet 100 до его вылета.

Интересно, что резкое снижение высоты с последующим падением началось буквально сразу после взлета:

– В 14:52 самолет без проблем взлетел с аэродрома Третьяково. Посадку планировали в 15:40, и ничего не предвещало беды. В первые минуты полет проходил нормально.

– В 14:57 Superjet 100 набирал высоту и в последний раз вышел на связь с диспетчерами. После этого момента борт начал резко терять высоту.

Согласно последним данным, Superjet 100 набрал около 1500 метров, после чего начал снижаться с ускорением. Радары зафиксировали самолет на отметке 600 метров. Вероятно, после этого Superjet 100 рухнул на землю. Опять же, по счастливой случайности рядом не находилось людей или жилых домов. При этом жители Коломны могли наблюдать падение самолета и даже сняли на камеры взрыв.

В настоящее время выдвигается несколько версий, хотя все они являются стандартными. Речь идет об ошибочных действиях пилотов, внешних факторах и плохом техническом состоянии машины. Последняя причина кажется очень странной, так как самолет буквально пару дней назад сняли с планового ремонта.

-2

Проблема Superjet 100 в отсутствии импортозамещения?

Напомню, что это не первая катастрофа, связанная с самолетами Superjet 100. Первый борт потерпел крушение в Джакарте. Причем тогда российская компания демонстрировала летные характеристики нового лайнера, но пилоты допустили ошибку. Самолет фактически врезался в гору в прямом эфире.

В 2019 году еще один Superjet пострадал при посадке в Якутске. Следствие установило, что у самолета наблюдались проблемы с правым двигателем. Тогда пострадало 4 человека, а борт после исследования списали. В 2019 году один самолет сгорел в Шереметьево.

Итак, проблемы действительно были, но не настолько критические, чтобы бить в колокола. С другой стороны, сейчас эксперты выдвигают версию, связанную с техническим состоянием первых лайнеров Superjet 100. Речь идет о возможном отказе двух российско-французских двигателей. По понятным причинам, в последнее время мы столкнулись с проблемой, когда невозможно заказать новые запчасти из Франции, США и ряда других стран.

Главная «болезнь» Superjet выпуска 2014 года – огромный процент импортных запчастей. По разным оценкам, это не менее 70% от всего оборудования, включая двигатели, авионику и сложную микроэлектронику. Экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич считает, что катастрофа могла произойти из-за двигателей:

«В Sukhoi Superjet стояли старые французские двигатели. Они имели свои недостатки, в том числе очень горячую центральную часть. Турбину проектировали французские инженеры, а все остальное было совместным проектом. Например, большую часть двигателя проектировали на предприятии «Сатурн».

-3

SuperJet могут отправить на покой

Нужно понимать, что это был не просто полет, а тестовый взлет для определения рисков, проблем и поведения самолета в воздухе. Сейчас оперативные службы говорят, что наблюдались проблемы с двигателями. Вероятно, был отказ, но причины будут устанавливать специалисты. Если проблема в двигателях, но заменить мы их не сможем.

Конечно, сейчас на государственном уровне попробуют найти выход из ситуации. Кроме того, в ближайшее время в серию пойдет Sukhoi Superjet New, который на 90% собирают из российских запчастей.

Скорее всего, эпоха Sukhoi Superjet 100 действительно подходит к концу. И виноваты в этом не инженеры, а санкции, не позволяющие вовремя и качественно обслуживать технику.