Найти тему

Кино в эпоху метамодерна. О чем это?

Метамодерн - вновь в цене искренность и человечность? Но в каком случае это достижимо в кино?

Кино всегда сопряжено с определенной долей манипуляции, об этом мы говорили ранее -
https://dzen.ru/a/ZozVj1l6uylfH0zv. А если, что называется, копнуть глубже относительно механизмов воздействия на зрителя? Это к вопросу о воздействии на нас – зрителей - ОБРАЗОВ и МЫСЛЕЙ.

Как отмечают философы кино - воображение чего-либо предполагает обычную эмоциональную реакцию человека на ситуации и людей. Вот только при просмотре фильмов эмоции работают в относительно автономном режиме.

Ассоциируя себя с тем или иным персонажем, мы можем позволить себе переживать ту гамму чувств и эмоций, которую никогда не позволили бы себе в реальной жизни, хотя, признаем это честно, возможно, зачастую хотели бы этого.

Нам не надо кричать, проявлять гнев, страсть или ненависть, это делает за нас кто-то на экране, но мы имеем возможность переживать те же чувства, что наблюдаемый нами некто. Пусть будет что угодно, боевик, эротика и даже фильм ужасов, лишь бы щекотало нервы, а ещё лучше цепляло в нас какие-то желания, порой глубоко потаенные …

Главное, чтобы было безопасно. И в этом случае, странность такая, оказывается ВСЁ можно.

Как создается такая конструкция внутри нас? Прежде, чем ответить на этот вопрос обратимся к альтернативному подходу.

В философии кино он получил название «теория мышления». Здесь, должен вам признаться откровенно, наверняка есть переход на качественно иной уровень. Суть его в том, что теперь основным элементом воздействия на нас становится не визуальный образ, а МЫСЛИ, которые могут быть как простыми, так и сложными.

Действительно, они могут быть и простыми, и сложными, но в любом случае вызывать у нас не только эмоциональный, но и интеллектуальный отклик. Их – чувств и эмоций – рождение будет связано с тем, что сцены, слова или действия персонажей будут порождать мысли, затрагивающие наши убеждения или морально-этические ценности.

Полагаю, что будет верным утверждать, что большая часть развлекательных фильмов, которые так нравятся массовому зрителю, носят повествовательный характер, не затрагивают вопросов, связанных с социальной несправедливостью, моральными принципами и другими мировоззренческими проблемами.

Более того, акцентируя внимание лишь на эмоционально-развлекательной стороне такие фильмы по факту оправдывают или ретушируют те проблемы, которые имеют жизненно важное значение, более того, зачастую оправдывают их как нечто неизбежное или само собой разумеющееся.

В российском кинематографе в последнее время появилась и новая тенденция – перенос желания людей социальной справедливости и воздаяния за грехи и преступления «хозяев жизни» в откровенно сказочную или комедийную среду. Такие фильмы пользуются огромной популярностью.

Случайность ли это или безопасное «выпускание пара»?

Ведь у людей реально, что называется, накипело. На мой взгляд, если судить по источникам и размерам финансирования такого кино, второе. Отличный, надо сказать откровенно, ход продюсеров и финансистов – и пар из зрителя выпустили и денежку из его кармана себе любимым вывернули…

Ну и в заключение позволю себе сделать следующий вывод:


1. кино развлекательно-повествовательное воздействует, в первую очередь, на МОЗГ человека, минуя критическое СОЗНАНИЕ (об этом мы уже говорили здесь -
https://dzen.ru/a/Zo5922l5DmZQbrcc);


2. кино "мыслительное", то есть интеллектуальное (яркий тому пример «случайно» снятый Павлом Лунгиным малобюджетный по затратам фильм «Остров» и, на мой взгляд, многомиллионный по бюджету американский телесериал «Звездный путь: Следующее поколение») – это кино, апеллирующее к СОЗНАНИЮ человека, его убеждениям и морально-этическим, в том числе религиозным, взглядам и ценностям. Страшно сказать, ещё и к его художественно-изобразительному вкусу.

Разговор о кино будет ещё продолжен.