Соскучились по новой порции легального и не очень уличного искусства? Тогда настало время прошвырнуться по подворотням столицы Урала — города Свердловска, известного больше под именем Екатеринбург.
Кстати, Свердловск в истории русского рока сыграл не менее важную роль, чем Ленинград. И в Свердловске был свой рок-клуб, воспитавший целую плеяду рок-звезд. И независимо от их нынешнего положения и позиции, они заняли свое место в истории андеграунда СССР и России начальной.
Ну, что… начнем с музыки?
Про то, что Чайф родом из Свердловска знают, думаю, абсолютно все, потому что эта тема неоднократно всплывала в информационном поле. Но вот то, что группа Наутилус Помпилиус тоже из Свердловска знают лишь увлеченные любители "советского рока". Признайтесь, вы знали этот факт?
Мало? Погнали дальше...
"Агата Кристи", "Смысловые галлюцинации", "Урфин Джюс", "Настя"... а еще Чичерина и Гагарин, и целый ворох определенно положительных в плане нашего с вами музыкального вкуса и отрицательных в плане протоколов милицейских сводок группировок и людей. И да, это все Свердловск, друзья!
Группа "Кино" и Виктор Цой никакого отношения к СРК не имеют, но как же без Цоя, если речь пошла о российском, простите, советском роке. В недавно зловонном подземном переходе теперь целая арт-галерея олдскульных воспоминаний из юности.
Где они теперь, настоящие рокеры?! На концертах политических партий поют оды... да там же где и настоящие байкеры, в общем. В ж...
Ну, вы поняли... рок остался музыкой, но перестал быть протестом, коим являлся в СССР. Впрочем, Свердловский Рок-Клуб в 90-м закончил свое существование, ну и там же закончился настоящий русский рок.
Немного отступлю от темы...
Рядом с вышеупомянутым подземным тоннелем есть еще одно необычное место Екатеринбурга — старая заводская плотина, ставшая арт-объектом. Крутое решение для древней конструкции. Браво, Екат!
Обычно слышу вопросы, как можно шариться по подворотням незнакомых городов и не бояться нарваться на группу маргинального толка.
Во-первых, современная Россия уже давно не Гарлем начала 90-х.
Во-вторых, современные "маргиналы" часто довольно трусливы и могут приставать только к тем, кто гарантировано не даст ответку или не достанет травматический пистолет.
В-третьих, часто к упомянутым маргиналам приписывают молодежь, которая просто тусит на улицах, не желая быть как все. Я сам таким был. Мы не были преступниками, к которым нас усиленно приписывали обыватели.
В-четвертых, веди себя как человек и к тебе будут относиться по-человечески. Это правило помогало мне быть своим среди рейверов и байкеров в те годы, когда за косуху на плечах можно было огрести не хуже Титомира, или среди художников и химиков-наркоманов (кстати, иногда эти понятия сливались).
Не могу не согласиться, что уродов хватает везде, но очень часто обыватели воспринимают в штыки тех, кто ведет себя и выглядит не так как другие. Забыли себя в молодости или просто всегда были маменькими сыночками.
Вообще, у меня была даже такая идея, отснять проект с молодыми людьми, протестующими против общепринятых принципов сейчас. Таких довольно много вокруг. Присмотритесь. Зачастую их считают отщепенцами или даже преступниками, или теми самыми маргиналами, желающими только ваш айфончег отжать.
Естественно, что уральский стритарт традиционно можно разделить на официальный и не очень. Официальный – это выверенные, неторопливо нарисованные граффити, лишенные провокативных акцентов. Не очень официальный, это "украшение" мест, которые местные власти не хотели бы показывать правительственным комиссиям и официальным делегациям.
Не надо искать в моих словах подвох... я за оба вида уличного искусства. Причем "официальный" стритарт тоже очень здорово начал вписываться в кульутру городов, хотя бы в местах, которые разрешают оформить так. Во дворах баров, ресторанов или просто каких-то тусовочных мест.
Свердловск, кстати, довольно неплох в этом самом "официальном" стритарте.
Но маленькие дворы, подальше от посторонних глаз я люблю больше. Что там говорить, окна моей берлоги в Екатеринбурге выходили на один из таких двориков. Не слишком андеграундный, но все же довольно прикольный.
А еще Екатеринбург прописался в моем сердце своими сохранившимися старыми домами. Эта любовь у меня есть к Иркутску, а теперь и к Екату. Особенно понравилось, что эти памятники истории не всегда унылые и скучные, и тут вопрос не только к графике...
Гуляя по городу я нечаянно набрел на очень красивое деревянное здание. Ничего не предвещало опасности, пока не услышал из его подвала весьма недурную музыку и не заглянул в полуподвальное окно...
В подвале памятника архитектуры расположился отличный бар с огромным выбором вкусных настоек и толковым ди-джеем, ставящим хорошую музыку, не обламывающую ни молодых людей, ни олдскулов типа меня, еще помнящих опенэйры на крышах подмосковных девятиэтажек.
А как вам "Стена ангелов"?
Кстати, это место обозначено на Яндекс.Картах, но вот не уверен, что городские власти сохранят эту красоту, судя по ведущемуся ремонту. Юнеско традиционно шляется где-то не там и сохраняет что-то не то. Балбесы! Когда тут такой настенный Микеланджело пропадает... 🤭
Впрочем, го обратно в подворотни на поиски скрытой красоты...
Нет, я не про эту мечту романтика из девяностых, а про наскальные росписи, конечно. Хотя "Чирок" вписался в эту картину. Эдакий свердловский Детройт.
Самое интересное, где-то на этих улочках за мной увязался непонятный тип со смартфоном, следящий за моими передвижениями и вроде как тоже что-то снимавший. То ли принял меня за чувака, делающего закладки, то ли реально снимал и надеялся, что я выведу его в самые интересные места уличных художников Ёбурга. Хотел спросить его, но не стал пугать...
На этом вторничный сет серии "Street Culture" заканчиваю...
Завтра будет новый день, — гласила одна из надписей в замусоренном и даже немного обоссаном дворе. Этот позитивный меморандум немного выбивался из окружавшего меня пейзажа, но оставлял надежду, что это завтра будет.
Поэтому, хорошего вам завтра и увидимся в подворотнях.