Эх, хотела поддаться на провокативный образ выставки, созданный ее кураторами и придумать заголовок с упоминанием мухомора, но потом увидела название "мухоморная выставка" у кого-то другого и передумала. Поймала себя на том, что такие неформальные названия лучше не использовать. Вызывают неоднозначное чувство. Только снижают градус выставки, обостряя его названием.
Я уже писала о первых своих впечатлениях от выставки ранее. В целом могу повторить свое, уже сложившееся, мнение. Мне манежные выставки нравятся именно разнообразием представляемых работ. Они разные. Да простите меня сейчас за оценочное суждение, но тут не обойтись никак. Суждение общо. И никак не связано для вас ни с какими работами, ведь вкусы у нас тоже отличаются. Итак. Они разные. Плохие, хорошие. Талантливые, бесталанные. Экспозиция с разными работами живая, вибрирующая, если так можно выразиться. Дающая пищу для размышлений и оценки своего личного восприятия, понимания своих вкусовых предпочтений. Лично меня больше огорчают ровные выставки. Ладно специалист, он разберется. А зритель? Такие выставки я воспринимаю как стремление угодить, сделать ширпотреб. Дайте зрителю самому определить то, что нравится. Этого не сделать без того, чтобы показать хорошее в отношении с менее талантливыми работами. Так и художники будут для себя понимать к чему стремиться, куда расти.
В этой статье мне хотелось бы написать немного о тех группах художников, которые на мой взгляд не растерялись от отсутствия поддержки. Наоборот, сгруппировались. Что помогло им не раствориться, а выжить и образовать интересные сообщества творческих личностей.
Митьки
Лидеров вы наверняка знаете: Владимир Шинкарев, Дмитрий Шагин, Флоренские Ольга и Александр, Владимир Яшке и многие другие. О них много написано. В целом, если смотреть на творчество этой группы, остается забавное послевкусие. Но, собственно, они как раз и об этом. Творчество этой группы богато сюжетами из повседневной жизни людей. Забавными, нелепыми.
Я бы назвала их (провокативно) новыми передвижниками или (еще более провокативно) новыми социалистами. Потому что кто сказал, что жизнь обычного человека (рабочего, колхозника) только трудна? Или кто сказал, что жизнь советского человека может быть только в трудах и устремлениях в светлое будущее?
Жизнь наша разнообразна. И дворник может читать Ницше, как недавно мне написали в комментариях не буквально, но по смыслу. Так и директор завода может выпивать с друзьями на досуге.
Из представленного огорчилась за Владимира Яшке. Мне кажется, не самые лучшие и интересные его работы представлены. Он как квинтэссенция легкости бытия и хулиганства.
Очень теплая и приятная работа "Семья" Александра Флоренского. Позабавили в ней стоящие с цифрами. Есть в этом приятная ирония.
Дедушка Яшке
Даже не стала фотографировать ближе. Но, в буклете к выставке чуть позже прочла, что коллекция формировалась стихийно. Что по составу самой выставки ярко видно. Любители же Зинаиды, морячков, вообще ярких самобытных произведений художника наверняка были на его выставке в Царскосельский коллекции. Я не добралась, а фото репродукций из альбома его работ не хочу здесь публиковать. Мне итак пеняют, что иногда фотографии к статьям не того цвета. Это вполне объяснимо. Если отбросить некачественную фотокоррекцию в альбомах по искусству, как произошло с альбомом Владимира Яшке после его выставки в Мраморном, то есть некоторые моменты, которые не видят люди. В частности, цвет произведений специально искажают, либо печатают вообще в монохромном колорите. Пусть отвлекусь, но напишу. Такие "традиции" идут от того, чтобы меньше жульничали, то есть подделывали произведения. Требования часто высказывают владельцы произведений из частных коллекций, чтобы защитить прежде всего свои коллекции.
Собаки поймут
Мне понравилась. Ведь смысл тут не столько и не только в косточке. А в красной тряпке и ее символическом значении. Испокон алый, пурпурный цвет был цветом праздника, чего-то очень ценного, подарка. Возникает огромный ряд ассоциаций. И вот эта собачья косточка как некий деликатес, который другим может быть непонятен, странен. Но подарок же нечто уникальное.
Александр Петров
С его живописью как раз познакомилась на выставке на Пушкинской 10. Даже одна работа в "контейнере" на выставке П 10 звенит и вибрирует. Настолько мощная. А представьте несколько залов. Нечто космическое и одновременно содержащее в себе базовые настройки. Как наскальная живопись. И примитивная и одновременно содержащая в себе точные моменты. В них отброшено и упрощено все лишнее. Оставлен только скелет идеи. Без украшательства и всяких там сюсю-мусю.
Стерлиговцы
Еще одна группа художников, которые в целом имели общую концепцию, или идею, своего творчества. Источником для их идеи послужило творчество Казимира Малевича. Может показаться, что представители этой группы увлеклись внешним: геометрией и концепцией, описанной в книгах Малевича. Скорей всего, такое представление верно отчасти. Не зря Казимир Малевич писал об отношениях и взаимодействии в произведении линии и точки.
Пусть и говорят, что линии как таковой в природе не существует, так только кажется. Ствол дерева, ветка - линия. Край облака - тоже линия. Угол дома - линия. А вот точка - это уже само облако. Озеро - точка, насколько большая и жирная - зависит от его размеров. Тут вопрос философский. Насколько велика точка и насколько широка и извилиста линия.
В любом случае, как мне представляется, духовное начало движет всеми нами. Вопрос только насколько духовное бездуховно. Шутка. С долей правды. Ведь модные ныне движения эко-активизма, акционизм разных борцов за то, се и мир во всем мире часто прикрывают неблаговидные действия высокими идеалами. Облить супом картину Ван Гога это что и как назвать? Ведь если вместо картины подставить словосочетание "предмет, представляющий мировую культурную ценность", становится намного четче. Наносить вред во имя чего-либо нужно очень аккуратно. Понимая, что об этот вред, равно препятствие, человек вырастет и до него самого дойдет то, что нужно. Однако, я отвлеклась.
Духовное можно выразить как линию. Ведь рост, трансформация человека = путь. А путь что такое? Линия. Широкая, прямая, извилистая, ухабистая или ровная. Все это легко переводится в живопись, становясь определенными символами.
Когда останавливаешься и вспоминаешь об этом, то произведения из вроде бы на первый взгляд простоватых, приобретают глубину.
Подборку картин к этой статье я сделала сама на выставке из тех произведений, которые мне понравились. Не все здесь, некоторые опубликовала в предыдущей статье об этой выставке.
Хочу сказать, что было бы здорово увидеть не прикосновение к творчеству в составе определенных групп, а более глубокие рассказы о художниках. В отличие от классиков, о современных художниках очень мало сведений. Скорей всего потому, что наша история последних десятилетий меняется. Особенно фокус зрения. Меняется отношение к художникам, что специалистам очень трудно описывать. Если художник пил, то как это можно написать? Почему пил? Можно ли это писать и нужно ли?
Если проводить параллель с теми же художниками эмигрантами и да и не только, то не секрет, что жили они бедно, проводили в силу обстоятельств время свое где? В барах, борделях. По сути на самом дне. Как эти условия жизни отразились на их творчестве? На некоторых весьма трагически. Другие же стали вполне успешны.
Пушкинская 10 - квартал, который шел под снос. Трущобы. Квартал с убитыми коммунарками. Кто там мог существовать? Маргиналы. Не только художники, поэты, музыканты. Это наше, советское дно. Некое чистилище, жизнь в котором была хоть и бесплатной (относительно), но и непростой. Кто-то закончил рано и трагически, а кто-то выжил и стал успешен.
Но не все. Далеко не все.