Луиза, Рауль и король...

275 прочитали
Давно мы с вами не говорили о романах Дюма, но недавнее обсуждения в комментариях старых заметок заставило меня вернуться к теме.

Давно мы с вами не говорили о романах Дюма, но недавнее обсуждения в комментариях старых заметок заставило меня вернуться к теме. Итак, роман "Виконт де Бражелон" — итог замечательной мушкетерской трилогии. В жизнь вступило молодое поколение, и читатели частенько недовольны этим поколением.

"Луиза никогда не любила Рауля... — говорят она. — Но если бы она ему призналась, все было бы по другому..."

Правда? По другому? А что бы изменилось?

"И уж во всяком случае, она не должна была признаваться в любви к королю под королевским дубом!"

А что бы изменилось, если бы она не призналась?

По тем временам любовь и брак были не одним и тем же. Чаще всего, они вообще не пересекались.

Брак — это деловое предприятие, это выгода, связи, объединение земель, титулы и т.д. А любовь — это утешение для сердца, когда больше ничего не остается. Временами, конечно, кое-что остается, но живут-то люди не ради любви.

Между прочим, в романе "Виконт де Бражелон" об этом периодически говорится. Когда читателю кажется, что герои долго и скучно копаются, кто кого и как любит, вопрос чаще всего в другом. В том, как выжить при дворе. В социальном неравенстве. В том, как в принципе мужчины и женщины смотрят друг на друга. И какая-то совсем невеселая получается картина.

Ну призналась Луиза в любви к королю и что? Вон де Гиш все время признавался Раулю в любви к принцессе Генриетте.

Что ответил Рауль?

"Ну, любуйся ей, обожай ее; ибо, увидя ее, никто не может не влюбиться, если только сердце его не занято другой. Но, любя ее, уважай в ней прежде всего сан ее мужа, потом его самого и, наконец, не забывай ее собственной безопасности".

Давно мы с вами не говорили о романах Дюма, но недавнее обсуждения в комментариях старых заметок заставило меня вернуться к теме.-2

И все! Ах да, он еще говорит, что надо уметь держать себя в руках и вообще — де Гиш сам во всем виноват. Прекрасные слова! Проблема была лишь в том, что почему-то, когда дело коснулось его, Рауль не смог следовать собственному совету.

Но, возвращаясь к Луизе... Любовь к королю — это все равно, что любить далекую звезду, простите — Солнце. Любите сколько хотите и живите обычной жизнью.

"Да, но если бы Луиза не болтала, то король не услышал бы ее признание!" — возразит читатель.

А вы не задумывались, почему так получилось, что король узнал то, что не предназначалось для его ушей?

Все очень просто. Дело в том, что судьба Луизы была решена не ею и до того, как она призналась в любви к королю. Если вы помните, король искал ее целенаправленно в компании с графом де Сент-Эньяном и в расчете, что Сент-Эньян разболтает об этом всему свету.

Дело в том, что король был влюблен в жену брата — принцессу Генриетту Английскую. Естественно, это вызвало ревность жены Людовика и ревность мужа Генриетты. И вот чтобы избавиться от ревности король и принцесса решили, что им нужна ширма — какая-то придворная, в которую якобы будет влюблен король, чтобы за этой ширмой никто не видел настоящей любви Людовика. Выбор пал на Луизу.

Мило, правда?

Это случилось до признания Луизы под королевским дубом.

Вот тогда-то ее судьба и была решена — совершенно без ее участия. Короля и принцессу совершенно не волновали ее чувства, ее добродетели, ее репутация. Главное было — прикрытие для них. Поэтому действовать Людовик начал с максимальной оглаской. Он рассчитывал на то, что Сент-Эньян все разболтает. И тот действительно начал везде болтать.

Сообщение о том, что король ночью бегал за Лавальер, и что Лавальер призналась в любви к королю, в один миг облетело весь двор.

Странным было лишь одно — что об этом сразу не узнал Рауль. Другая странность заключалась в том, что король ответил на чувство Луизы. С гораздо большей вероятностью он мог не обратить на это внимание или вовсе высмеять Луизу — такое бывало.

При этом идея, что Луиза, скорее всего, лишь прикрытие для Людовика и Генриетты, тоже не была для многих чем-то невозможным. Об этом подумал Арамис и посоветовал Фуке приударить за Луизой, потому что если она достаточно ловка, то все секреты короля и Генриетты будут в ее руках — это выгодно.

О Рауле Арамис не вспомнил. И не потому, что будто бы нехороший человек. Просто живут люди не ради любви — любовь это приятный бонус, а женщины (даже самые прекрасные) — всего лишь почетный приз. А главное в жизни — высокие цели, карьера. А женщины? Не одна, так другая.

Или вон Маликорн хотел предупредить Рауля, что Людовик собирается использовать Луизу как ширму, мол, не надо волноваться, все в порядке. Как истинный придворный, он был уверен, что это нормально. Можно ж выгоды получить — титулы, должности, ордена. Что такого-то? Главное — предупредить.

Вот только Рауль — результат воспитания Атоса — по сути своей не придворный. Если бы он узнал, что из Луизы сделали ширму, это был бы даже больший удар, что не любящая его Луиза. Потому что это ужасающе оскорбительно и унизительно.

И при этом не думайте, что король и Генриетта злодеи — они всего лишь избалованные до невозможности юнцы с почти абсолютной властью.

И вот в результате Сент-Эньян своим красивым рассказом о признании под дубом — публичным признанием, перед всем двором — фактически пускает на ветер репутацию трех девушек. Если вы помните, там еще и Тонне-Шарант делала признания, да и Монтале наболтала лишнего. А ответ Генриетты, который воспринимается читателями как злая шутка над королем, вообще-то хоть как-то этих девушек спасает.

И в этих условиях — какие уже признания? От Луизы уже практически ничего не зависит. И не зависело бы даже в том случае, если бы она продолжала любить Рауля. Для всех этих блистательных придворных и короля — она не человек, а последовательно — ширма, мостик к королю, прекрасная Луна — спутница Солнца, препятствие, утешительный приз...

Для Рауля, кстати, тоже не человек, а то идеал на пьедестале, то падшая. И падшей на была бы для него даже в том случае, если бы просто оставалась невинной ширмой.

А она оказалась живая. Вот ведь не повезло!

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Подборки
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки