Вернемся к нашим баранам... Заявление, отдел кадров, проверки участкового, медики... Можно! И вот я молодой инспектор 5 отдела УВД. Областного УВД! С окладом аж 80 рублей в месяц. Правда, через 2 месяца мне присвоили звание лейтенанта внутренней службы и добавили 40 р. за звание. В кадрах объяснили, что посижу пару-тройку месяцев, посмотрю на людей, освободится место в ОБХСС и меня сразу же переведут. Сейчас я понимаю, что таким образом "девушки" из ОК затыкали свои кадровые "дыры". Мои пара месяцев растянулись на 2 года. Нет, не жалею. Всё пошло впрок. "Из песни слов не выкинешь". Так и у меня: и песни были и слова соответствующие. Но, по порядку.
Каждый, уважающий себя, молодой специалист должен на новом месте работы "прописаться". Приятное совместил с полезным: прописка + первое звание. Для отцов-командиров и дам прикупил два тортика к чаю. А с инспекторским составом, коллегами и наставниками, тортиками не отделаешься. Экс-дебютант, чьё место я торжественно занял, тоже лейтенант Шура Генне повёл меня наставлять. В портфель из кожзама поставили три полуторалитровых граненых графина со стеклянными пробками - на первом фото (о пластиковых бутылках тогда, 1979 год, даже речи не было). Пивной ларек был недалеко. Шура подает в окно графины и говорит: 4 графина, 6 литров. Думаю с удивлением - обсчитаться трудно. В портфеле только три графина. Шура поясняет: чтобы минимизировать транспортные расходы, пока нам наливают мы успеем один графинчик выпить. Шура тоже как и я закончил Нархоз (Новосибирский институт народного хозяйства) и уже на практике применял новаторские методы управления производством. Первый графинчик наполнили пивком и передали нам. Шура протягивает емкость мне и командует - давай! Я уже поиграл в баскетбол, пожил в общаге, и отличался неслабым здоровьем. Сколько в охотку может выпить свежего пива молодой 24-летний парень? Оказалось, где-то с пол-литра. Отпил. Пока цедил, нам уже наливали третий графин. Протягиваю свой Шуре. Ты больше сейчас не будешь? - спрашивает он. Говорю - нет. И Шура выливает оставшийся литр себе в глотку. Он не пьет пиво. Он его просто выливает! И один раз глотает... Я понял, что интересный период жизни у меня только начинается.
Пили мы на работе не часто. Примерно раз в неделю. Ближе к концу дня, когда командиры нас покидали. Тяжелые дни наступали к концу месяца и квартала. Приходилось засиживаться допоздна.
Отчеты.
В Новосибирской области 30 сельских районов и 10 городских. Итого 40. Все районы присылали нам отчеты на нескольких листах. В городских райотделах ИИТР (инспекция исправительно-трудовых работ) состояла из 1-2 аттестованных сотрудников, офицеров. В сельских, в зависимости от количества клиентов, в маленьких районах было несколько "совместителей", т.е. один инспектор на два района.
Как позже оказалось не все они заканчивали институт народного хозяйства.... Объясню: если у тебя на конец предыдущего месяца стояло на учете 10 человек, за месяц прибыло 5 и было снято с учета 4, то на начало следующего месяца далеко не у всех получалась цифра 11. Подозреваю, что процесс прописки в некоторых райотделах очень затянулся.
Пятый отдел собирал сведения со всей области и города, систематизировал их и отправлял свой отчет в МВД СССР в город-герой Москву. Про компьютеры скажу просто, может они в милиции и были где-то в Москве, например. У нас же были "рашн компьютер", то бишь счеты канцелярские. И в бухгалтерии уже появились электрические калькуляторы с зелеными лампочками-цифрами. Счетные машинки, они же арифмометры "Феликс-2" уже уходили в прошлое. Но, как-то нехотя...
Мне выдали простыню, склеенную из нескольких листов формата А3 - отчет нашего отдела за предыдущий период. И поручили собрать сведения со всех 40 отделов, посчитать и подготовить отчет для МВД. Что-то похожее на гордость, промелькнуло у меня внутрях и я решил блеснуть своими экономическими познаниями. Сейчас уже точно не помню сколько отчетов можно было принять без созвонов и перепроверки, но где-то гораздо меньше половины. Потому как на местах эту важную стезю доверяли далеко не передовикам производства. В Ордынском районе, например, инспекцией занимался разрешитель (инспектор, отвечающий за учет и регистрацию оружия у населения). И он был такой не один. Почти все цифры в отчетах надо было перепроверять и не раз. С горящим (от телефона) ухом, зарывшись в вороха отчетов, я таки составил сводную таблицу по 40 инспекциям и около сотни позиций. Пересчитал не один раз. Удостоверился, что посчитал правильно и гордо понес свой "сизифов" труд главному начальнику на подпись. Иван Петрович Данилов глянул на циферки в конце, сличил их с циферками из предыдущего отчета и объяснил очень доходчиво, что только ... дерганутый (это слово я сам придумал, чтобы не пугать читателей и модератора) баран мог так посчитать, что если я не успею в срок отправить отчет в Москву, то... дальше шло жизнеописание Эразма Роттердамского и его родственников до 7 колена.
Выручил меня Стас Павлов. Наш старший инспектор, капитан, успевший поработать и участковым и в уголовном розыске. А на отчетах он вообще собаку съел. Я заверил его, что всё сложил и посчитал правильно, перепроверил несколько раз. Стас успокоил, что верит и я молодец. Но! Москву не колышет моя арифметическая грамотность. Есть цифры за предыдущий период. Хорошие цифры должны подрасти, а плохие чутка уменьшиться. Всё очень просто и перепроверять меня в МВД никто не будет. "Чуток" и его границы мне были разъяснены и я за полдня сговнякал нужный отчет. Руководство глянуло на результат, похвалило себя за принципиальность, мне хмыкнуло, что "можешь ведь, когда тебя правильно послать".
Командировки.
Первая моя командировка с проверкой была в один из самых дальних районов области. Инспектор - пожилой капитан с покоцанным нелегкой жизнью носом, взял быка за рога. То бишь - меня. Пришел вечером ко мне в "гостиницу" с двумя бутылками водки и тремя заветренными холодными беляшами - гордостью местного общепита. Выпили, закусили, закорешились и на следующий день он мне диктовал, а я печатал на машинке свой отчет о командировке. В качестве приза - его рассказ о туристической поездке в Ригу.
Рижский бальзам.
Ему дали льготную (потому что зимой) путевку в Ригу. Все туристы покупали знаменитый на всю страну сувенир - рижский Бальзам, в красивой фаянсовой бутылке. В свое баскетбольное время я тоже этим грешил. Но, умные люди подсказали и дали попробовать: на поллитровую бутылку водки наливаешь 50 граммов (не больше!) того бальзама и... Цвет становится коньячным, а вкус - на любителя. Но, не хуже той водки, чем нас тогда травили.
Наш "турист" тоже купил - как без сувениров?! И запомнил цифру с этикетки - 45% спирта. Вернувшись, подарил жене. Та спрятала в шкаф "до лучших времен" и гостей. Хозяин просыпается со страшного бодуна. Похмелиться не чем. Жена всё попрятала. Тут память выдает те заветные цифры. Нашел бутылку в шкафу. Обстучал сургуч. Налил полный стакан и хапнул. "Витя! Ты не поверишь! Блевал часа три голимой печенью. С тех пор я рижский бальзам очень не люблю..."
Продолжение следует.
Друзья! Если вам нравится то, что я пишу и фотографирую (только грязными тапками не швыряйте!), можете помочь автору материально. Потому как "монетизация" Дзена - это уже не слезы, а воспоминания о них. Вот номер моей карты Сбера: 2202 2063 7801 0149. Буду рад и признателен любой копеечке. И не забываем ставить лайки! За комментарии буду особо благодарен.