Найти тему
Газета Солидарность

Человек - существо нелинейное Зачем развивать мозг, когда кругом искусственный интеллект?

Оглавление
Фото из личного архива Нурали Латыпова
Фото из личного архива Нурали Латыпова

В Советском Союзе была уникальная передача - интеллектуальная викторина “Что? Где? Когда?”. Участвовали в ней люди с серьезной подготовкой, например молодые ученые, такие как Нурали Латыпов, обладатель первого главного приза “Хрустальная сова”, нейрокибернетик, изобретатель. Всю свою жизнь он посвятил изучению возможностей человеческого мозга и методов его развития. “Солидарность” поговорила с Нурали Нурисламовичем о том, как развивать творческие способности профсоюзным активистам, об угрозах бесконтрольного применения искусственного интеллекта и важности творческой окружающей среды.

“МЕНЯ ОКРУЖАЛИ ИНТЕРЕСНОСТИ”

- Нурали Нурисламович, когда началось ваше увлечение методами развития мозга, поиском нетривиальных методик решения задач?

- Начну от обратного. Есть две вещи, которых я всю жизнь избегаю. Их прекрасно сформулировал Пушкин. У него есть выражение “леность ума”. Также он говорил: “Мы ленивы и нелюбопытны”.

А началось, пожалуй, с окружения, в котором я рос. В нашем доме всегда были книги. Как бы тяжело мы ни жили, в доме были хорошие книги, особенно естественнонаучные.

Во-вторых, поощрялось любопытство, меня с братьями окружали всяческие интересности. Конечно, огромную роль сыграли родители. Помню, отец - а он в школе заведовал физическим кабинетом - на велосипеде 10 километров вез домой огромный телескоп, чтобы показать нам кратеры на Луне.

В школе помогла советская система олимпиад. Меня послали сначала на городскую олимпиаду по физике, потом я победил на областной. Затем я попал в знаменитый новосибирский Академгородок, в Летнюю школу. И там увидел уровень подготовки ребят, который показался мне недостижимым. Было к чему стремиться.

Работала система социальных лифтов! Например, со мной, подростком из маленького городка, беседовал Михаил Алексеевич Лаврентьев, вице-президент Академии наук СССР, президент Сибирского отделения Академии наук. Он всерьез обсуждал мое изобретение - судно на паровой подушке.

Словом, вся среда способствовала тому, чтобы у меня постоянно активно работал мозг. Такое же окружение было и в дальнейшем - в институте, в аспирантуре. В итоге я получил прекрасное университетское образование: философское, биологическое и физическое.

- Помогла ли эта увлеченность изобретательством, “апгрейдом мозга”, в дальнейшей работе?

- Да, конечно. Я для себя такое положение сформулировал: чтобы заглянуть за горизонт, надо сначала этот горизонт увидеть. То есть понять, что он в принципе существует. Я это уже умел, и это мне помогло, когда я в 1991 году вошел в инновационный совет при премьере Силаеве.

Кстати, мало кто знает, что до этого я побывал во многих наших горячих точках. Официально - как корреспондент, оформленный от ЦК ВЛКСМ. Фактически - готовил аналитические документы. И сумел предугадать многое, включая трагические события в моей родной Фергане в 88 - 89 годах.

Но у Силаева я проработал недолго, ушел, как только увидел, что весь Совет по инновациям превращается в прикрытие для различных афер. Честно скажу: мне тяжело на аппаратной работе. Слишком много дрязг и ревности.

К тому же в эти годы мы с братьями разработали “Виртусферу” - комплекс для погружения человека в виртуальную реальность. Вот уж где пригодились навыки поиска нестандартных решений. Наша разработка получила множество положительных отзывов, но, увы, финансирования на родине так и не нашла.

Затем была работа советником вице-премьера по региональной и национальной политике Шахрая, вице-президентом “Банка Москвы”, советником по инновационным технологиям мэра Москвы Лужкова, “Лукойл-Инжиниринг” - и везде я в той или иной мере занимался “апгрейдом мозга”. Занимаюсь и по сей день, основные мои проекты - Лаборатория нелинейных решений и Институт стратегического мониторинга.

- Было и еще одно уникальное явление в вашей жизни - игра “Что? Где? Когда?”. Как сами оцениваете ее значение и в вашей жизни, и в жизни страны?

- Да, это история очень интересная. Она началась, кажется, в 1981 году с того, что меня пригласили на съемки передачи “Веселые ребята”. В то время пытались возродить подпавший под запрет КВН с новым названием. А я публиковал в разных газетах карикатуры, небольшие рассказы, стал лауреатом премии “Золотой теленок” “Литературной газеты”. Меня заметили. Но с “Веселыми ребятами” дело не пошло, мне не хватало артистичности. Однако на меня обратил внимание редактор молодежных программ Сергей Ломакин и порекомендовал создателю “Что? Где? Когда?” Ворошилову.

К тому моменту в родной Фергане я уже собрал целую команду и предложил Ворошилову приехать к нам. Так впервые в истории викторины отборочный тур прошел не в Москве! Из всей команды, правда, в итоге остался только я - и игра была в моей жизни на протяжении многих лет. Причем Ворошилов как-то мне сказал, что я ему интереснее за пределами игрового стола, чем за столом. Он часто беседовал со мной, ставил очень разные вопросы. А я же изобретатель, генератор идей, и в этих беседах рождались, что называется, инсайты, озарения, благодаря которым появлялись очень оригинальные ходы, решения.

Что касается значения “Что? Где? Когда?” в жизни страны… Игра появилась, когда началась либерализация, хоть и затаскали это слово, интеллектуальное оживление. Свежие мысли. И стала для думающих людей некоей объединяющей площадкой. Не только для игроков - для зрителей тоже, играли ведь по всей стране, существовали любительские команды. Все это способствовало общему развитию интеллектуальной среды в обществе.

НАДО БЫТЬ ОДЕРЖИМЫМ!

- Вы упомянули об идеях, которые приходят в режиме инсайта. Как работает мозг, чтобы получить такой инсайт?

- Если совсем коротко - надо быть одержимым, гореть идеей, непрерывно обдумывать ее! И тогда может случиться интуитивный прорыв, как у Менделеева, который во сне увидел свою периодическую таблицу.

Очень хорошо это сформулировал профессор Майкл Полани в весьма значимой для меня книге “Личностное знание”. В двух словах - есть два вида мышления: артикулированное и неартикулированное. С помощью артикулированного вы занимаетесь планированием, обдумыванием каких-то знакомых вам дел, распределением привычных процессов. Это мышление вам полностью подконтрольно, вы как бы проговариваете мысли словами. А мышление неартикулированное происходит не словами, даже не всегда образами. Оно очень тесно связано с подсознанием, и оно вам не совсем подконтрольно. Можно сказать, что такое мышление - основа интуиции.

Когда у вас работает неартикулированное мышление, вы, грубо говоря, знаете точку старта и понимаете, какой результат ожидаете на финише, но не знаете дистанцию. Однако изо всех сил к цели стремитесь, постоянно задействуя все ресурсы мозга.

- Есть ли какие-то работоспособные методы, позволяющие “разогнать” мозг, ввести его в состояние творческого озарения?

- Вы задали вопрос, который волнует очень многих титулованных нейробиологов, да и не только их. К сожалению, сейчас на этом поле спекулирует масса аферистов под вывеской “биохакинга” и прочего “нейроапгрейда”.

Как сказал в свое время кто-то умный, если бы все люди были одинаковыми, то медицина была бы наукой, а поскольку люди разные, то это искусство. То есть нет каких-то единых методов, которые подходят всем. Роль играет и уровень образования, и генетика, и среда, в которой живет человек. Поэтому подбор таких методов - скорее искусство, чем наука. Так что советовать нечто усредненное, заявляя, что это непременно сработает, нельзя.

- И все же, если говорить о практике, что надо учитывать в организации творческой работы таким организациям, как профсоюзы? То есть общественным организациям без больших бюджетов?

- Прежде всего - периодически “встряхивать мозги”, особенно людям на всех уровнях управления. Привлекать людей со свежим взглядом, это очень полезная вещь для мозгового штурма.

Сейчас есть модное словечко - междисциплинарность. Если проще - надо знать хотя бы “немногое о многом”. Я это называю “освежение голов”. Вот это “немногое о многом” надо давать людям через различные игровые методики, через создание творческого окружения. Семинары, лекции для этого не сработают. Прежде всего нужно в игровой творческой форме развивать то, что я называю нелинейным мышлением.

Дело в том, что ресурс мозга ограничен. Организм это понимает, поэтому большинство действий мы выполняем по линейной, шаблонной схеме. Это экономит ресурсы мозга.

Но дело и в том, что большинство управленческих, экономических, политических процессов - нелинейны. И главная беда, когда серьезные управленцы пытаются решить нелинейные проблемы линейными методами. Поэтому наряду с различными игровыми практиками я бы развивал изучение математики. Это язык, который развивает нелинейное мышление.

И, конечно, нужна практика. Мы привыкли считать, что информация и знание - это одно и то же. У меня есть концепция различия между знанием и информацией. Знание есть примененная информация. То есть информация становится знанием, когда вы ее пропустили через себя, осмыслили, сумели применить, понять, что же значат эти данные.

Есть такое выражение Эйнштейна - “воображение важнее знания”. Вот, думаю, он имел в виду как раз этот процесс, при котором вы можете вообразить, например, возможные последствия применения полученной информации.

Другой пример - Коперник и его система. Ведь идею того, что в центре нашей системы находится не Земля, а Солнце, высказывали и до Коперника. Но Коперник сумел пройти по лезвию бритвы Оккама - не плодить лишних сущностей без необходимости, а многочисленные эпициклы Птолемея как раз и были лишними сущностями. (Птолемей предложил модель Cолнечной системы, в которой планеты двигались вокруг Солнца по сложным орбитам; в системе Коперника небесные тела вращаются по простым круговым орбитам. - М.М.)

Возвращаясь к вашему вопросу - нужно учить людей в ходе развивающих ролевых игр, когда они смогут почувствовать себя Коперниками, Менделеевыми, Павловыми. Создавать атмосферу, в которой могут случиться те самые озарения, инсайты, о которых мы говорили.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ИДЕТ ЛОЖНЫМ ПУТЕМ

- Фактически вы призываете развивать возможности человеческого разума. Это же ваш термин - “непрерывный апгрейд мозга”. Но сейчас все чаще звучит другое мнение: передадим всю “черновую”, подготовительную работу искусственному интеллекту, а человек будет жить беззаботно и заниматься чистым творчеством. На уровне повседневной рутины мы видим, что в ряде изданий новости пишет ИИ, студенты используют ChatGPT для создания дипломов, компании - для подготовки отчетов…

- Я приведу грубоватый, но очень показательный пример. Есть такой термин - “импотенция моряка”. Возвращается из долгого похода матрос в полном расцвете сил, сходит на берег… И ничего у него с прекрасным полом не получается. А все просто: организм устроен так, что все, что не задействовано, он отключает.

Я убежден, человечество сейчас идет ложным путем. Зачем таблица умножения? Зачем нам учить стихи? Зачем иностранные языки? Я нажму кнопку - и получу ответ! Это линейная схема действий. А человек - существо нелинейное.

- Тем не менее все чаще многие составляющие творческих профессий переходят к искусственному интеллекту. Как думаете, к чему это может привести, как изменятся творческие профессии?

- Честно говоря, я не вижу какой-то особой угрозы. Часть ремесленников, конечно, из профессий уйдет, ну так и поделом им. Ведь их деятельность, по сути, ничем не отличалась от работы искусственного интеллекта - чистой воды комбинаторика. Никаких озарений, инсайтов, прорывных открытий и шедевров и близко не было. Подражание великим и ремейки.

Конечно, все учатся, подражая великим, и я, когда учился рисовать, отталкивался от лучших образцов. Но дело в том, что будет дальше. Я вот какую озабоченность хочу выразить, пользуясь вашей газетой, ведь она на профессиональные сообщества рассчитана…

Есть такое модное слово “аутсорсинг”. Так вот, на аутсорсинг можно отдать все, кроме интеллектуального труда! А сейчас, вы правы, появилась как раз эта тенденция, и она развивает леность ума. Происходит массовая дебилизация. И какой-нибудь умник может сказать: да мне же лучше, на их фоне я буду только лучше выглядеть.

Тем более что большинство людей занято достаточно рутинным трудом, голову включать вроде и не надо. Таких людей тот же Греф с его цифровизацией и изгоняет из профессий.

Но получается то, что произошло, когда начали выжигать джунгли Амазонки под посевы. Поначалу - отличный урожай. Но - два-три года. А потом - всё, плодородный слой исчерпывается, и не растет вообще ничего. То же самое произойдет и с человеческим разумом.

В какой-то момент природа может просто выключить нам те гены, которые отвечают за талант, творчество, мышление.

Что делать, чтобы этого не произошло? Я убежден: не отдавать мышление на аутсорсинг!

“А”-СПРАВКА

Что почитать по “апгрейду мышления”

М. Полани “Личностное знание”. Итог размышлений крупного ученого о теории познания, психологии научного творчества, социологии науки. Чтение для неподготовленного читателя тяжелое, но полезное.

Д.А. Гаврилов, Н.Н. Латыпов, С.В. Елкин “Турбулентное мышление. Зарядка для Интеллекта”. Книга о том, как на практике развить творческие задатки, способность к парадоксальному, нелинейному мышлению, открывающему путь к новым идеям. Изложено максимально доступно и практично.

Ю. Кривин “Понимать, но не предвидеть. Предвидеть, но не понимать”. Книга-размышление о развитии науки и творчества в мире, где неудержимо развивается искусственный интеллект, перед человечеством открываются невиданные возможности и его подстерегают неизвестные ранее опасности.

Максим Макаренков, корреспондент "Солидарности"