141,7K подписчиков

Сухой Суперджет: хватит путать SJ и SSJ. Нас больше не проведут СМИ

2,6K прочитали

Важно. Это две разные машины. Они "близнецы" внешне, но различий больше, чем сходств и не стоит их путать. А это сейчас делают СМИ – каждый второй путается, а то и обманывает!

Начнем с мелочей, затем перейдем к наиболее серьезными отличиям, а в конце – будут реальные отзывы пилотов и авиакомпаний.

Впереди текст на 5 минут. После этой статьи вы поймете, что если речь заходит о Суперджете – надо обязтаельно спрашивать: А о каком конкретно? Журналисты нас больше не проведут.

Новый Суперджет | Старый Суперджет
Новый Суперджет | Старый Суперджет

Во-первых, давайте сразу запомним: самолетов всего два. Сухой Суперджет 100 (SSJ 100) и его преемник Сухой Суперджет New (SSJ-NEW), также его называют SJ 100. Именно тут часто происходит путаница.

Сначала поговорим о «старом» джете – SSJ-100 и о том, как он появился: это важно для понимания контекста и почему новый джет спроектирован совсем иначе.

В начале 2000-х годов российская авиационная промышленность начала амбициозный проект по созданию современного регионального самолета. Это привело к разработке Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). Цель была понятная: оживить российскую аэрокосмическую промышленность. За последние 30 лет она практически исчезла.

Важно. Это две разные машины. Они "близнецы" внешне, но различий больше, чем сходств и не стоит их путать. А это сейчас делают СМИ – каждый второй путается, а то и обманывает!-2

SSJ 100 был разработан в сотрудничестве с двадцатью компаниями из разных стран. Оно было необходимо для соответствия самолета мировым стандартам и для того, чтобы самолет был привлекателен как для российских, так и для международных авиакомпаний.

Он совершил свой первый полет в 2008 году и вышел на коммерческую эксплуатацию в 2011 году. Продавали его как экономичную и современную альтернативу региональным самолетам: Embraer E-Jet и Bombardier CRJ.

Embraer E-Jet
Embraer E-Jet

Самолет отличался действительно передовой зарубежной авионикой, просторным салоном и эффективными двигателями (опять же не российского производства, но об этом в деталях поговорим ниже).

Что бы ни говорили, но на тот момент он выглядел вполне конкурентноспособно. Надо понимать, что авиация – отрасль специфичная. Очень консервативная: все должно пройти проверку временем, каждый болтик, каждый поставщик. Прошел Джет эту проверку или нет – речь сегодня не об этом.

Интересно: 747 и 737 Боинги в первые годы имели проблемы с двигателями (печально известные Pratt & Whitney JT9D) и с гидравликой. Аэробус же на своих А300 и А320 хлебнул проблем с электроникой и системой Fly-By-Wire. Однако речь о самолетах и технология 70-х и 80-х годов.

Но чем так отличается "новый" суперджет: SSJ-NEW или, как его часто называют, SJ-100? Внешне отличий мало, но стоит копнуть глубже...

Важно. Это две разные машины. Они "близнецы" внешне, но различий больше, чем сходств и не стоит их путать. А это сейчас делают СМИ – каждый второй путается, а то и обманывает!-4

Вспомним 2014 год. Аэрокосмические программы России сильно зависят от западных технологий. И тут страна сталкивается с первыми экономическими ограничениями: сотрудничество с другими странами постепенно сходит на нет.

В ответ на это российское правительство запустило программу импортозамещения, чтобы уменьшить зависимость от иностранных компонентов. Эта инициатива и привела к появлению SJ100/SJ-NEW.

Целью было создание полностью российского самолета, независимого от западных технологий и цепочек поставок. Разработка для проекта такого калибра велась довольно быстро: первый полностью российский вариант совершил полет уже в 2023 году.

Компания "Сухой" занимается не только коммерческими машинами
Компания "Сухой" занимается не только коммерческими машинами

Новый самолет должен был не только устранить недостатки своего предшественника, коих в процессе эксплуатации выявилось немало, но и быть воплощением «импортозамещения».

Вообще современный самолет – это действительно отличная платформа для того, чтобы понять, возможно ли в современном мире строить такие проекты без использования чужих технологий. Мы относимся к таким идеям скептично, но в текущей ситуации другого варианта не видно.

И вот мы переходим к самому интересному: известно минимум о 40 зарубежных системах и компонентах, которые были заменены на отечественные. Пройдемся по самым значительным из них.

двигатель "старого" суперджета – французский SAM146
двигатель "старого" суперджета – французский SAM146

Изучили весь список, нашли для вас страны и компании, ответственные за поставки для «старого» суперджета:

  • Двигатели: Двигатели PowerJet SaM146 были разработаны совместно российской НПО «Сатурн» и французской Safran.
  • Авионика: Системы авионики от международной компании Thales включали модульную авионику, системы связи, навигации и обслуживания. Их главный офис находится в Париже.
  • Гидравлические системы: Поставлялись американской компанией Parker Hannifin.
  • Системы управления полетом: Были предоставлены немецкой компанией Liebherr.
  • Шасси: Разрабатывались французской Messier-Bugatti-Dowty.
  • Вспомогательная силовая установка (APU): Поставлялась американской компанией Honeywell.
  • Системы кондиционирования воздуха: Также поставлялись немцами из Liebherr.
  • Топливные системы: Разрабатывались французской Intertechnique.
  • Интерьер: Поставлялся американской компанией B/E Aerospace.

Большинство компаний работает и с Боингом и с Аэробусом. Нужны они были не только из-за того, что у страны не было своих технологий, но и для прохождения сертификации. Все-таки это коммерческий проект – продавать его планировалось по всему миру.

Но вот «новый» Джет отличается настолько, что его действительно стоит считать абсолютно другим самолетом.

Российский двигатель PD-8
Российский двигатель PD-8
  • Двигатели: Новые двигатели PD-8, полностью разработанные и произведенные в России, заменили SaM146.
  • Авионика: Российская авионика заменила системы Thales.
  • Гидравлические системы: Российские аналоги заменили системы Parker Hannifin.
  • Системы управления полетом: Новые российские системы заменили Liebherr.
  • Шасси: Полностью российские шасси заменили компоненты Messier-Bugatti-Dowty.
  • Вспомогательная силовая установка (APU): Новая российская установка заменила систему Honeywell.
  • Системы кондиционирования воздуха: Российские системы заменили Liebherr.
  • Топливные системы: Российские системы заменили Intertechnique.
  • Интерьер: Российские компании теперь поставляют интерьер самолета, заменив B/E Aerospace.

Сложно понять, насколько эти технологии «свои» с точки зрения проектирования и разработки: тут мы ничего утверждать не можем. Но производятся и поставляются они без участия европейских и американских партнеров.

Но все это теория: мы нашли реальные отзывы пилотов и авиакомпаний, в том числе зарубежных, которые рискнули принять в свой флот Суперджеты.

Если коротко, то история эксплуатации SSJ-100 – это смесь положительных и отрицательных новостей. Пилоты хвалили самолет за передовые системы управления полетом, которые снижают нагрузку на экипаж и повышают топливную эффективность. Относительно просторный салон и интересный современный дизайн тоже оценили высоко.

Личный опыт: я очень много путешествую. Но мне доводилось летать на старом Суперджете всего 1 раз – внутренний рейс Питер - МинВоды. И по какой-то причине меня посадили в Коморфт вместо Эконома. Да, конечно там было ну очень просторно! Но все-таки в экономе я не летал:) Единственное отличие с точки зрения пассажира – это непривычный шум в салоне. Он не громче или тише других, он просто отличается. Более ничего я не заметил.
Важно. Это две разные машины. Они "близнецы" внешне, но различий больше, чем сходств и не стоит их путать. А это сейчас делают СМИ – каждый второй путается, а то и обманывает!-9

Однако самолет столкнулся с многочисленными проблемами надежности, которые подорвали его репутацию в мире.

Один из ярких примеров – мексиканская авиакомпания Interjet, которая первоначально хвалила SSJ 100 за его экономичность. Однако столкнулась с техническими неисправностями и сложностями в обслуживании.

Аналогичные проблемы сообщались Brussels Airlines, которая арендовала SSJ 100 у CityJet. Проблемы были аналогичные: неисправности, а затем трудности в поиске квалифицированного персонала для обслуживания самолета. Это приводило к отменам рейсов.

SSJ-100 в Брюссельских Авиалинияъ
SSJ-100 в Брюссельских Авиалинияъ

Несмотря на эти трудности, SSJ 100 все-таки нашел свою нишу – скромную, небольшую, но нашел. Низкая цена сделала свое дело.

А что известно о новом суперджете в реальных условиях? Самолету буквально год – никаких надежных данных быть не может. Но первоначальная обратная связь была «осторожно оптимистичной», как выразился эксперт.

Переход на отечественные компоненты рассматривается как стратегическое преимущество, а новые двигатели PD-8, как ожидается, повысят надежность и упростят обслуживание. На данный момент верить можно только на слово.

Ранние испытательные полеты показали хорошие результаты, но реальное испытание – это ежедневные коммерческие рейсы.

Это первая статья за несколько месяцев на нашем канале: обычно мы снимаем документалки о технике. И все просто – если она вам понравилась и хотите еще подобного – поставьте лайк и подпишитесь на канал. Так вы покажете «Алгоритму Дзена», что это вам интересно.

P.S. Врать не буду – это в том числе отличная поддержка для нашего канала. А комментарий под этой статьей поможет еще сильнее. Что вы думаете по поводу SSJ и верите ли в новый Суперджет? Спасибо и до скорого. Берегите себя и близких.