Публике впервые представлен полноразмерный макет головного вагона высокоскоростного поезда для будущей ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Его показали на выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге – поезд будут собираться именно в Свердловской области. Макет вызвал противоречивую реакцию.
То ли рыба, то ли птица
Макет встречает посетителей выставки перед главным входом в МВЦ «Екатеринбург-Экспо». Его можно осмотреть как снаружи, так и внутри.
– А вы поезда для Екатеринбурга продаете? – спрашивает корреспондент местного портала E1.RU. Это же издание публикует фото макета.
– Нет, просто показываем.
«Екатеринбуржцы здесь, чтобы просто посмотреть и позавидовать», – замечает издание.
Впрочем, завидовать пока нечему: это всего лишь макет.
Серую и очень вытянутую «морду» вагона, напоминающую акулью, дополняют цветные линии российского триколора.
Салон вагона ничем не поражает: обычные комфортные мягкие кресла, перемежающиеся со столиками.
Экспонирование полноразмерного макета ранее анонсировал вице-президент Группы «Синара» Александр Мишарин. Холдинг под его руководством будет решать самую масштабную задачу для российского железнодорожного машиностроения за десятилетия — создать собственный высокоскоростной поезд, говорится в статье альманаха «Тренды рынка подвижного состава», опубликованной на сайте Rollingstock.
Техническое задание на поезд включило в себя 900 страниц, рассказал Мишарин, а вариант внешнего облика поезда выбирался всероссийским голосованием на сайте РЖД еще в 2022 году. С большим отрывом победил вариант экстерьера с динамичной трехлучевой световой линией на борту головного вагона.
До Питера на автопилоте?
Одно из самых интересных решений, заложенных в техническую «начинку» поезда ВСМ, – система автопилота на базе искусственного интеллекта.
По мысли разработчиков, со временем поезд ВСМ сможет ходить без машиниста. Поэтому в него заранее интегрируют все необходимые для такого решения компоненты – в частности, оборудование для технического зрения и дистанционного управления.
Это дает возможность эксплуатировать поезд с третьим уровнем автоматизации УА3 (GoA3), когда машина работает без участия машиниста, но он присутствует в кабине на случай экстренного реагирования. Со временем эти технологии могут обеспечить полностью беспилотный уровень УА4 (GoA4).
Эксплуатационная скорость поезда составит 360 км/ч, хотя максимальная должна составить 400 км/ч.
В поезде будет реализована распределенная тяга, то есть тяговое оборудование будет распределено по всему составу: такая технология используется почти на всех высокоскоростных поездах мира.
Новый поезд будет двухсистемным – то есть сможет работать на линиях постоянного и переменного тока.
Поезда для ВСМ будут состоять из восьми вагонов и вмещать до 460 пассажиров. При необходимости их можно будет сдваивать путем жесткой сцепки.
Что касается салона, то пока финальные решения по нему в стадии проработки. Как мы писали, в поезде предусмотрено четыре вида рассадки: первый класс, бизнес-класс, комфорт-класс и стандарт.
Где будут делать поезда?
Новые поезда будут делать на заводе «Уральские локомотивы». Последние его «детища» – электровоз «Малахит» и электропоезд «Финист».
Сейчас завод расширяется для выпуска высокоскоростных поездов. Планируется построить два новых корпуса общей площадью 60 тыс.м2. Там будет установлено новое оборудование и создано порядка 450 высокотехнологичных рабочих мест. Расширенное предприятие сможет выпускать до 100 вагонов высокоскоростных поездов в год, пишет Rollingstock.
Уже определены более 150 поставщиков по всем узлам подвижного состава. Например, тормозное оборудование будут делать на «МТЗ Трансмаш» и «Транспневматике», асинхронные тяговые электродвигатели сейчас специально для состава создают «Русские электрические двигатели».
Первый электропоезд для высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом планируется произвести в 2027 году, а сертифицировать его собираются в 2028 году, рассказал РИА Новости заместитель генерального директора группы «Синара» Антон Зубихин. К 2028 году нужно будет представить 28 уже сертифицированных составов. А всего для ВСМ понадобятся 66 поездов.
«О Господи, что это за чудовище?»
На наших читателей полноразмерная модель поезда для ВСМ произвела сильное впечатление.
«О Господи, что это за чудовище?» – восклицает Михаил.
«Поддержим традицию именования в честь птиц. Фороракос», – предлагает аноним с чувством юмора. Для справки: фороракос – гигантская древняя хищная птица с огромным клювом, наводившая ужас на весь животный мир доисторической Земли.
«Очень стремный макет, – недоволен Дмитрий. – Стрёмные окна боковые (особенно машиниста) и лобовое, стремная раскраска – серая и пятнами, будто это кисточкой макет покрасили. Никаких деталей не проработано, даже «фары» просто нарисованные. А серая морда не пройдет никакие инстанции, должна быть яркая оранжево-красная отражающая покраска».
Другому читателю макет навеял воспоминания о временах перестройки, когда многое делалось умельцами «от руки».
«У меня этот макет вызвал вьетнамские флешбеки из перестроечных времён, когда произошёл бум автомобильных самоделок, где всякие кулибины в гаражах гнули из стеклопластика футуристичные кузова для своих поделок. Передача даже была «Это вы можете». «Панголина», «Охта», «Лаура» и прочие. Чувакам пророчили светлое будущее, вручали премии, предвкушали возрождение автопрома…», – вспоминает пользователь IWTCIRD.
Он полагает, что самостоятельно отечественный производитель не справится. Даже китайцы, по его словам, не рискнули делать свои поезда в одиночку, а сотрудничали с западными корпорациями – «и то на это у них ушел добрый десяток лет».
Во многих других комментариях также сквозит скепсис по поводу того, осилят ли отечественные производители производство высокоскоростного поезда.
«У нас поезда скоростью до 200 км/ч не умеют делать, а тут аж на 400 замахнулись», – замечает Игорь.
Ему возражает Алекс – он защищает российского производителя и недоумевает, почему все забыли про скоростной поезд Сокол-250: его опытный образец был построен по заказу РАО «ВСМ» в 2000 году, когда была предпринята первая попытка построить высокоскоростную магистраль между Москвой и Петербургом.
«У меня родственник работал на его производстве в свое время, – пишет наш читатель. – Поезд был испытан на 236 км/ч, он должен был быть доработан, если бы что-то оказалось не так. Чьи там были подшипники, чьи тормозные системы? В любом случае, говорить, что в РФ вообще ни разу не видывали, как такое делать, не совсем верно. Не стоит забывать огромный опыт при эксплуатации и ремонте «Сапсанов», его устройство и конструкция очень глубоко изучены».
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.