Найти тему
НУАР-NOIR

Всегда ли месть – дело благородное?

-2

Фильм «Свидетель в городе» (1959) относится к числу классических французских нуаров, хотя образ, созданный на экране Лино Вентура, едва ли можно назвать привычным для зрителя, который привык мерить этого актера ролями неподкупных полицейских, любой ценой ищущих правду.

В данном случае Ансельн, конечно, тоже «за ценой не постоит». Хотя он не только типичный для нуара «персонаж без биографии», но и весьма переменчивый в отношении симпатий зрителей субъект. Всё начинается с мщения за убитую, пускай и неверную, но супругу, а заканчивается охотой на ни в чём неповинных случайных свидетелей его преступления.

Зрителю остается лишь догадываться, что внутри этого персонажа кроется не просто хищник, а «высокофункциональный социопат», что собственно (как можно предположить) и стало причиной разрыва семейных отношений. Да и сама месть подается лишь как повод для свершения убийства. Как говорится, супруга по большому счету здесь ни при чём.

Начавшись в духе Хичкока в стремительном несущемся железнодорожном экспрессе, с которого скинули несчастную женщину, действие почти моментально переносится на ночные улицы Парижа, что полностью отвечает визуальной традиции классического нуара.

Именно в недрах мрачного криминального жанра начинал свой творческий путь режиссер Эдуар Молинаро, чуть позже предпочетший переместиться в пространство авантюрных комедий, для участия в которых нередко приглашал Луи де Фюнеса («Оскар», «Зароженный» и т.д.)

Тем ценнее фильм «Свидетель в городе», который словно позволяет перенестись в «утраченную реальность». А именно, не просто увидеть, но прочувствовать Париж, «который мы потеряли». Без арабов и студенческих революций. Хранящий в своих неровных улочках отголоски кофейных диспутов Монмартра, когда тот ещё считался захудалым районом, а потому там и селились художники.

Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)
Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)

Вся эта обстановка предвкушаемой ностальгии подана через быт и общение ночных таксистов, которые развозят гуляк, а с наступлением рассвета «уходят на боковую». Зрителю образно и ярко противопоставлены два мира: холодный и хищный убийцы-охотника и наивный «тружеников ночи».

Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)
Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)
Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)
Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)

В последнем даже «ночные бабочки» награждены некоторой спонтанной смущенностью от того, что им приходится прибегать к не совсем приличному ремеслу. Опять же мы видим противопоставление собственно улицы, хранящей на себе свет фонарей, и размеренной, почти конвейерной жизни подземки.

Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)
Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)

Оказавшись здесь, охотник путается, теряется, что как раз есть свойство нуара, возникшего первоначально как «уличный жанр». Персонажи в нём обретают свободу действия лишь в трёхмерном уличном пространстве, которой они напрочь лишены в любом тоннеле, будто бы говорящем в предопределенности.

Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)
Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)

Столкновение двух миров ведёт к трагедии. Дабы скрыться от убийцы, надо знать, что тебя преследуют. Однако свидетель-таксист, в поисках которого по всему городу колесит Ансельн, даже не подозревает об опасности, нависшей над ним.

Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)
Кадр из фильма «Свидетель в городе» (1959)

Надо отметить, что удалось добиться удивительного смешения криминальных амплуа. Убийца на некоторое время становится «частным сыщиком», однако постепенно он сам из «охотника» превращается в «жертву», будучи загнанным шеренгами автомобильных фар на территорию зоопарка.